» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Май, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №5 (26) 2019

Автор: Головченко Юлия Александровна, магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: О некоторых проблемах правового регулирования воздушной безопасности и экспулатации воздушного транспорта

Статья просмотрена: 325 раз
Дата публикации: 23.04.2019

УДК 343.34

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗДУШНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЭКСПУЛАТАЦИИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Головченко Юлия Александровна

магистрант 2 курса

КрФ ФГБОУВО «РГУП», Республика Крым, г. Симферополь

 

Аннотация. В представленной автором статье рассматриваются уголовно-правовые аспекты ответственности в сфере воздушной безопасности и эксплуатации воздушного транспорта.

Ключевые слова: преступления против безопасности полетов на воздушном транспорте, эксплуатация воздушного транспорта, ответственность.

 

Исторически воздушный транспорт подвержен значительным угрозам, предотвращение которых является целью не только отдельно взятого государства, но и всего мирового сообщества. В свою очередь, становление и развитие уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта определяются изменениями приоритетов государства в сфере обеспечения общественной безопасности, и, по мнению В.Д. Токманцева, «свидетельствует об отклонении уголовной ответственности от направления эффективной дифференциации»[3].

Рассматривая вопросы ответственности за нарушения законодательства в сфере воздушной безопасности и эксплуатации транспорта необходимо исследовать виды правонарушений, совершаемых против указанной совокупности общественных отношений. Положения Воздушного кодекса Российской Федерации (ст. 4) указывают на то, что законодательством Российской Федерации устанавливается ответственность за различного рода правонарушения[1]. К ним, в частности, относятся преступления и проступки (дисциплинарные, административные проступки и гражданско-правовые деликты). Несмотря на разнообразие видов ответственности, к пассажирам, совершившим правонарушения, как правило, применяют общие статьи уголовного и административного кодексов[2]. Однако в рамках нашего исследования особый интерес все же представляют вопросы применения уголовно-правовой ответственности за совершение преступлений на воздушном транспорте.

Проведенный исследователями анализ позволяет сделать вывод о том, что уголовно-правовые аспекты привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере эксплуатации воздушного транспорта, на сегодняшний день являются недостаточно изученными. Данной позиции, в том числе, придерживается С.В. Трофимов, который также отмечает, что существуют значительные проблемы с установлением состава преступления, связанные со спецификой объективной стороны рассматриваемых преступлений, что, в свою очередь, затрудняет привлечение виновного лица к предусмотренной законом ответственности[4]. Кроме того, в науке обращается внимание на проблемы установления круга субъектов. Однако, наибольший интерес, по нашему мнению, представляет субъективная сторона неосторожных преступлений на транспорте. Вследствие чего, по мнению ряда авторов, большинство статей Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающих ответственность за преступления на воздушном транспорте, требуют доработки – изменения их диспозиций и санкций.

Проблемным аспектом, по мнению С.В. Трофимова, является «фактическая ненаказуемость за совершение преступления на воздушном транспорте, в случаях, когда они происходят в результате сочетания случайных причинных связей»[4]. При этом решение данной проблемы в науке на сегодняшний день отсутствует.

В.Д. Токманцев среди прочего также обращает внимание на определение механизма невиновного причинения вреда по психофизиологическому основанию, который в науке порой именуется как «профессиональная невменяемость». Указанное явления возникает в результате неравно-психических перегрузок, в экстремальных условиях, которые способны повлечь за собой нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта[3].

В ходе проведения анализа рассматриваемых проблем можно сделать следующие выводы:

1. Ответственность за нарушение воздушного законодательства устанавливается государством и представляет собой меру государственного принуждения, которая выражается в установлении для виновных лиц определённых отрицательных последствий в форме ограничений.

2. Недостаточная эффективность уголовно-правовых средств обеспечения безопасности функционирования воздушного транспорта обусловлена не только ошибками, допущенными на начальном этапе проведения реформ, но и тем, что, несмотря на значительный объем исследований по вопросам уголовной ответственности за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации указанных видов транспорта, в уголовно-правовой науке нет единой точки зрения на правовую природу этого преступления, ряду вопросов недостаточно уделено внимания, а некоторые вообще не разрабатывались.



Список литературы:

  1. Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный Закон РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_13744/.
  2. Масленцов Р.В. Правовые аспекты ответственности авиапассажиров за нарушение воздушного законодательства // Наука сегодня: вызовы и решения: материалы Международной научно-практической конференции. - Вологда, 2017. - С. 92-95.
  3. Токманцев Д.В. Уголовная ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Красноярск, 2008. – 244 с.
  4. Трофимов С.В. Уголовно-правовые аспекты ответственности за преступления в сфере безопасности полетов и эксплуатации воздушного транспорта: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. - Иркутск, 2002. – 164 с.
  5. Статистические данные. Перевозка пассажиров // Министерство транспорта Российской Федерации. Федеральное агентство воздушного транспорта. Росавиация URL: https://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/ (дата обращения: 05.02.2019).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: