» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019
Автор: Конных Марина Юрьевна , студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Уклонение от уплаты налогов, как фактор развития теневой экономики и угроза экономической безопасности государства
Дата публикации: 12.04.2019
УДК 343.359.2
УКЛОНЕНИЕ
ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Конных
Марина Юрьевна
студентка 5
курса. Сибирский институт управления филиал российской академии народного хозяйства
и государственной службы, г. Новосибирск
Аннотация.
Данная статья посвящена рассмотрению наиболее распространённых схем незаконной
минимизации налогов. Так же рассматриваются
последствия применения этих схем и предлагаются пути повышения
эффективности налогового контроля в Российской Федерации. Установлена
динамика показателей влияния на социально-экономическое развития страны и
масштабы уклонения от уплаты налогов.
Ключевые слова: налоговый
контроль, минимизация налогов, налоговый сектор, схемы минимизации и уклонения
от налогов.
Уклонение от уплаты налогов и
сборов предполагает значительную угрозу для бюджета государства и общества в целом, напрямую посягает на
экономическую безопасность нашей страны,а так же является «экономическим
базисом» налоговых правонарушений и экономической преступности, поскольку
большая доля скрытой прибыли оседает в преступном секторе теневой экономики.
Уклонение от уплаты налогов сопутствует всем видам
теневой деятельности, а в большинстве случаев для экономических субъектов оно
считается главным побудительным аргументом участия в теневой экономики. Каждый
год прослеживается понижения числа зарегистрированных экономических правонарушений
(рисунок 1).
Рисунок
1. Динамика числа зарегистрированных преступлений
экономической направленности в 2010–2018 гг.
По данному рисунку можно сказать , что с каждым
годом экономические преступления снижались, за исключением 2015г.
Уклонения от уплаты налогов составляют общественную
опасность , то есть сознательное невыполнениеконституционных прав платить по
закону установленные законодательством налоги, оно состоит и в не поступлении
денежных потоков в бюджет Российской
Федерации, и в очередности влияет на выполнении государством социальных
программ. Следовательно, уклонение от
уплаты налогов вызывает рассмотрения с точки зрения угрозы экономической
безопасности государства.Так же рассмотрим состав и структуру налоговых
правонарушений в РФ за 2013-2017гг.(таблица 1).
Таблица 1.
Динамика числа зарегистрированных
налоговых преступлений 2013–2017 гг.
Наименование |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Камеральные
проверки |
1,876,103 |
1,764,623 |
1,964,299 |
1,949,491 |
2 254 559 |
Выездные
проверки |
57,544 |
40,832 |
35,314 |
30,355 |
24 670 |
Итого |
1,933,647 |
1,805,455 |
1,999,613 |
1,979,846 |
2 279 229 |
Источник: Официальный интернет-сайт МВД России Режим
доступа: www.mvd.ru
Данные табл. 1 свидетельствуют о том, что в
последние годы существенно уменьшилось количество выявленных налоговых
преступлений: по сравнению с наивысшей величиной в 2010 г.
Если рассматривать теневую экономику , то конечно же
необходимо проанализировать всесторонний субъектный состав этого явления. В
нашей стране уклонение от уплаты налогов является общеприемлемым феноменом для
общества. В наше время всё чаще проявляется тенденция работать на себя, при
этом нигде не регистрируя свои доходы. Доходы от такой не зарегистрированной
деятельностью, являются ключевой важнейшей проблемой борьбы с теневой экономики.
Так же в наше время существует огромное количество
незаконных схем по минимизации налогов и уклонения от их уплаты, которые
подталкивают на развитие теневой экономики и угрожая экономической безопасности
страны. С учетом опасности и угрозы действий незаконных
"оптимизаторов" налоговым и другим контролирующим органам необходимо совместить
свои усилия с целью уклонения распространения нарушенийналогового
законодательства, а самое основное – с
целью избежание распространений ранее имеющихся и появление ранее имеющихся
схем уклонения от уплаты налогов.
Типичные схемы представляют собой применения
фирм-однодневок, незаконное получение НДС возмещений из государственного
бюджета, незаконное увеличение стоимости продукта на рынке, неправомерное
применения льгот, незаконное уменьшение налога на добавленную стоимость путем
применения фиктивного договора лизинга, неправомерное уменьшение взносов В ПФР
посредством замены трудовых соглашений гражданско-правовыми, заключения разных
соглашений с критериями, какими заранее не выполняются. Ответственность за
содеянное предусмотрено УК РФ и подвергаются штрафом и наносит запрет
заниматься определенном видом деятельности,[3].
Таким образом нужно сказать о надобности увеличения
степени налоговой культуры налогоплательщиков.
Способы развития общественного и
гражданского самосознания, налоговой культуры и налоговой нравственностисчитаются
не менее значимыми. Важно отметить, относительно проведение работ согласно по
увеличению экономической и налоговой грамотности общества;
Развития положительного взаимоотношения к налогам, в
частности с помощью общественной рекламы. Анализируя уклонения от уплаты
налогов даст возможность отметить отрицательные тенденции ,которые можно
перечислить:
- дестабилизация стабильности бюджетной
системы РФ и муниципальных внебюджетных фондов;
- формирование социальной напряженности
и политической нестабильности в мире;
- развитие теневого сектора в
экономике;
- экономической организованной
преступности.
Немаловажно выделить, то что в обстоятельствах
рыночной конъектуры экономики упор обязан быть выполнен на результативность
противодействия экономическим правонарушениям.
Так же необходимо выделить пути совершенствования
налогового контроля , а именно дать целесообразную оценку в полном объеме,
которая позволит качественно дать характеристику компании на выполнении
налоговых проверок, такую как: оценить
уровень охвата налогоплательщикам проверками (отношение числа
налогоплательщика, контролируемого в отчетном этапе к общему числу
налогоплательщиков, которые стоят на
учете в инспекции);
Дать нагрузку на специалистов налогового органа
(подход числа проделанных ВНП к численности специалистов налогового органа по
основной деятельности); удельный вес дополнительно начисленных налогов и сборов
в совокупной сумме налоговых поступлений в бюджет за конкретный промежуток
времени; удельный вес взысканных налогов и сборов из всего размера до
начисленных проверкой налогов и др.
В завершении можно подчеркнуть, что только единые
решения приведут к динамичному формированию российского налогового
экономического федерализма, так и желание укрепить экономическую безопасность
нашей страны. Налоговая система представляет собой наиболее важную значимость в обеспечении
экономической безопасности страны, реализуя главные тенденции и приоритетные значимости
экономической политике,[4]. Значимость налоговой политике в обеспечении
экономической безопасности в первую очередь это определяется общими принципами
, концепциями и показателями экономической безопасности, а так же системадолжна
содействовать активному развитию экономики, формированию финансовых предпосылок
для социально-экономической устойчивости в мире, эффективного противодействия
внутренним и наружным угрозам государства и его самостоятельным территориям.
Список литературы:
- Буров В. Ю. «Уклонение от уплаты налогов субъектами малого предпринимательства как форма проявления теневых экономических отношений»/2016, № 2 (17). С.112-114.
- Клименко П.А., Трусова Н.С. Компаративный анализ государственной налоговой политики в России и зарубежных странах // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016, № 1 (18). С.140-144.
- Клименко П.А. Индикативный подход к обоснованию налоговых льгот // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология.Менеджмент. 2015, № 2. С. 180-184.
- Klimenko P.A. Safety assessment of regional reproduction proportions according to the stability criterion // Наукаиобщество. 2014, № 3. С. 128-138.
- Региональная банковская система: проблемы развития и взаимодействия с реальным сектором экономики/ Остимук О.В., Клименко П.А., Полякова,Петрова И.М.// Курск, 2015.
- Пименов Н.А. Фискальные (налоговые) риски и пути их минимизации // Библиотечка "Российской газеты". 2016. №17.
- Сиверин А. НДС «отбивали» гвоздями. // Московская правда от 23.11.2004.
- Смирнова Е.Е. О совершенствовании контрольной работы налоговых органов. // Налоговый вестник. 2014, № 2
- Тарасов М. Усиление роли государства по ограничению теневой экономики в России. // Проблемы теории и практики управления. 2016, № 2.
- Тишина Е. Налоговое администрирование: итоги и перспективы // Российский налоговый курьер. 2016. №7.
- Тетяев П.Е. Совершенствование налоговой системы как фактор повышения экономической безопасности региона: дис. . канд. экон. наук. - Екатеринбург, 2015. - С. 120-121.
- Егорова Е.Н., Петров Ю.А. Указ. соч. -М., 1999. - С. 66; Куклин А.А., Агарков Г.А., Тетяев П.Е. Указ.соч. - С. 38; Налоги и налоговое право: учебное пособие / под ред. А.В. Брызгалина. - М., 2016. - С.470-473
- Федосимов Б.А. Оценка налоговой нагрузки предприятий. // Налоги. 2016, № 1
- Шишко А.В. Обеспечение экономической безопасности в налоговой сфере: дис. ... канд. экон. наук. - М., 2016. - С. 5-8.
- Якупов З.С, Модернизация налогового контроля// Российское предпринимательство.- 2016-№7( 229)-с. 64-76.
Комментарии: