» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019
Автор: Гаджиахмедова Самира Гаджиахмедовна, студент
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Инновационные образовательные технологии как средство повышения уровня качества знаний по русскому языку.
Дата публикации: 11.04.2019
УДК 80
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Гаджиахмедова Самира Гаджиахмедовна
студент
Ставропольский
государственный педагогический институт, г. Ессентуки
Аннотация. В
статье рассматривается проблема резкого ухудшения уровня качества знаний на
уроках русского языка. Главной задачей в школе является повышение интереса на уроках русского языка и
достижение высокого качества уровня знаний, а для этого необходимо внедрение
инновационных образовательных технологий.
Ключевые слова: учащиеся,
знания, технология, педагогическая технология, инновационные педагогические
технологии.
В
современном образовании все направленно на формирование и воспитание
образованной и всесторонне развитой личности. Сделать это можно в процессе обучения, где учитель и учащиеся гармонично
взаимодействуют друг с другом, у детей
есть интерес и стремление к учебе, проявляется их познавательная и творческая
активность. Но добиться этого можно
путем привнесения чего-то нового в традиционный процесс обучения.
Ни для кого не секрет, что одной из серьезнейших
проблем сегодняшней школы является резкое падение интереса учащихся к русскому
языку, что ведет к снижению грамотности, незнание правил грамматики,
неумение правильно и логично выражать свою мысль.
Русский
язык является важнейшей учебной дисциплиной, относится к числу ведущих
предметов. Он пронизывает все сферы деятельности человека и взаимодействует со
всеми учебными дисциплинами. Действительно,
русский язык выступает как средство выражения во всех предметах.
Невозможно организовать мыслительную деятельность учащихся, если они не владеют
языком. Язык - главное орудие для познания всех предметов.
На данный момент большое внимание уделяется
исправлению данной ситуации в школе, повысить уровень подготовки учеников. Для этого начата работа по новому Стандарту
образования, выпущено огромное количество учебников и пособий к ним. Существует
огромное количество методик
преподавания, но, несмотря на это, проблемы, связанные с падением качества
знаний остаются.
К этим проблемам относятся:
- недостаточно оснащенная техническо- материальная база;
- неспособность и неготовность некоторых преподавателей видеть учеников и их родителей равноправными участниками образовательного процесса;
- снижение творческой активности учащихся;
- самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все без исключения только лишь на учебное заведение;
- недостаточная практическая и деятельностная направленность в образовательном процессе;
- поиск организации урока, которая может обеспечить не только усвоение учебного материала на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующая умственному развитию и выработке ключевых компетенций;
- отсутствие системной, целенаправленной работы с сильными учениками;
- отсутствие дифференцированных заданий слабым ученикам;
- низкий уровень подготовленности учителей к применению инновационных технологий;
- потребность комплексного применения различных средств обучения, в том числе и ИТК и Интернет [1].
С целью обеспечения результативного
самообразования и самовыражения современная педагогическая концепция признает
рациональность разработки и введение инновационных педагогических технологий
обучения в практику.
В первую очередь важно
определиться с понятиями «технология» и «педагогическая технология».
Технология – это
комплекс приемов, используемых в каком-либо процессе, мастерстве, искусстве. В широком смысле технология – это совокупность средств и способов
получения заранее оговорённого результата, достижения чётко поставленной цели.
Результатом применения технологии может быть какой-то продукт или состояние [4].
Под педагогической технологией подразумевают специальный набор форм, методов, способов,
приёмов обучения и воспитательных средств, системно применяемых в
образовательном процессе на основе декларируемых психолого-педагогических
установок, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного
результата с допустимой нормой отклонения [3].
Инновационные педагогические технологии
содержат в себе новые
способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, которые обеспечивают
эффективное достижение результата педагогической деятельности.
Проблема современных педагогических
технологий получила широкое освещение в научной литературе. Над
разработкой и реализацией интеграции в обучении работали как известные
ученые отечественной педагогики Я.А.
Коменского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, так и современные педагоги: Эрганова Н.Е., Никишина И.В., Сальникова Т.П. и т.д.
Из всего анализа различных точек зрения дидактов, психологов главные преимущества инновационных педагогических технологий в том, что они способствуют пробуждению интереса к предмету, снятию напряжения, осознанному усвоению информации, формированию творческих способностей, началу исследовательской деятельности учащихся.
К числу современных инновационных
образовательных технологий относятся:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- разноуровневое обучение;
- коллективную систему обучения;
- технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
- исследовательские методы в обучении;
- проектные методы обучения;
- технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии [3].
Применение
инновационных педагогических технологий на уроках имеет большие преимущества.
Учебный процесс становится для учащихся познавательным и увлекательным,
благодаря которому повышается активность учеников, развивает навыки
самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска.
Увеличивается качество и прочность полученных знаний. Развиваются
исследовательские навыки и умения,формируются
аналитические способности учеников. Одновременно с процессом обучения идет
развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
На
сегодняшний день задания, которые выполняют учащиеся на уроках русского языка,
не способствуют повышению интереса и
качества уровня знаний у учеников. Именно поэтому педагогу необходимо пробудить
интерес к предмету с помощью новых инновационных педагогических
технологий. Бесспорно, этот процесс
требует особой организации, практического опыта и творческого подхода
учителя.
В некоторых случаях учитель применяет в своей работе элементы нескольких
технологий, использует оригинальные методические приемы. Тогда следует говорить
об «авторской» технологии данного учителя. Каждый учитель – творец технологии,
даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без
творчества. Для учителя, который начал работать на технологическом уровне,
всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся
состоянии [5].
В настоящий период использование современных
педагогических технологий, которые обеспечивают личностное развитие учащихся за
счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в
памяти) в учебном процессе, рассматривают как основное условие повышения
качества образования, уменьшение нагрузки учащихся и наиболее результативного
использования учебного времени.
Педагогические
технологии выступает не только в качестве науки, которая исследует наиболее
оптимальные методы обучения, но и в качестве системы принципов, способов,
которые применяются в обучении, а также
в качестве реального процесса обучения.
Таким
образом, на сегодняшний день существует большое количество инновационных
педагогических технологий. Невозможно с уверенностью утверждать, что какая- то
технология преобладает над другой, или, что для
достижения положительных результатов надо использовать определенную технологию.
Выбор технологии зависит от множества факторов: контингента учащихся, их
возраста, уровня подготовленности, темы занятия. И самым оптимальным вариантом
является использование смеси этих технологий. Следовательно, применяя данные
технологии, процесс обучения становится более полным, интересным, насыщенным.
Список литературы:
- Атемаскина Ю.В., Современные педагогические технологии в ДОУ / Ю.В. Атемаскина, Богословец Л.Г. ‒ Санкт-Петербург.: Изд-во «Детство-Пресс», 2011. ‒ С. 89 с.
- Кукушина B.C. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / B.C. Кукушина. – Москва.: ИКЦ «МарТ», 2004. - 336 с.
- Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии / И. В. Никишина. ‒ Волгоград.: «Учитель», 2006. – 240 с.
- Селевко Г.К. Воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 269 с.
- Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы // Русский язык / О. И. Чередникова 2009. № 5. – С. 2–3.
Комментарии: