» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019
Автор: Зиязова Алия Маратовна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь гендерной идентичности и
склонности к агрессивному поведению
Дата публикации: 5.04.2019
ВЗАИМОСВЯЗЬ
ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И
СКЛОННОСТИ
К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
Зиязова Алия Маратовна
студентка 4 курса
Елабужский
институт
Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга
Аннотация. В
статье рассматривается взаимосвязь гендерной
идентичности и склонности к агрессивному поведению. Настоящим
исследованием автор показал, что подростки, имеющие гендерные
признаки маскулинность, имеют более выраженную
склонность к агрессивному поведению, чем подростки, имеющие гендерные
признаки фемининность / андрогинность,
так как в ходе исследования выявились достоверные различия склонности к прямой
вербальной агрессии у испытуемых с гендерным признаком
маскулинность и у испытуемых, у которых не был
выявлен данный гендерный признак.
Ключевые
слова: пол, гендер, подростковый
возраст, гендерные особенности, гендерная
идентичность, агрессивное поведение.
Подростковый
возраст традиционно считается наиболее трудным в воспитательном отношении. Это
сложный переходный период, когда происходит ряд физических изменений, связанных
с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Все перестройки организма
напрямую влияют на изменение реакций подростка на различные факторы внешней
среды и находят свое отражение в формировании личности. В это время значимым
становится вопрос о половой идентичности подростка, усложняются критерии маскулинности и фемининности, углубляется
процесс построения подростками самоотношения к своей гендерной идентификации. В связи с этим очень важной
становится проблема правильного формирования у них гармоничной гендерной идентичности [6, с. 84].
Гендерные
особенности проявления агрессивного поведения определяются социокультурной
средой, в которой происходит развитие подростка. Исследование
педагогов-психологов показывает, что проявления агрессии присущи представителям
обоих полов. Однако эти проявления существенно различаются. Мальчики чаще
проявляют физическую агрессию, в то время как девочки более склонны к вербальной и косвенной. Мужские гендерные
роли подразумевают проявления агрессивного поведения, а у женщин такое
поведение всячески подавляется институтами социализации (семья и школа). Все
вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами,
психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что
агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение [3,
С. 8-11].
Целью
исследовательской работы являлось выявление взаимосвязи гендерной
идентичности и склонности к агрессивному поведению подростков. В соответствии с
целью, была выдвинута гипотеза исследования о том, что подростки, имеющие гендерные признаки маскулинность,
имеют более выраженную склонность к агрессивному поведению, чем подростки,
имеющие гендерные признаки фемининность
/ андрогинность.
Нами
был проведен теоретический анализ понятий «гендерная
идентичность» и «агрессивное поведение». Было выявлено, что «гендерная идентичность» – это внутреннее самоощущение
человека как представителя того или иного гендера, то
есть как мужчины, женщины или представителя другой категории. «Агрессивное
поведение» – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в
физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс,
фрустрацию и другие подобные состояния. Также нами была изучена психологическая
характеристика процесса становления гендерной
идентичности в подростковом возрасте, а также были охарактеризованы особенности
проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте.
Нами
было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи гендерных
факторов и склонности к агрессивному поведению подростков при помощи следующих
методик:
1. Шкала
«маскулинность-фемининность» из Фрайбургского
личностного опросника (FPI), который предназначен для
диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение
для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. В результате
проведения данной методики были получены следующие данные, представленные в
таблице 1:
Таблица
1. Результаты
по шкале «маскулинность-фемининность» из FPI.
М |
Ж |
||||
Признак |
Чел. |
% |
Признак |
Чел. |
% |
маскулинность |
13 |
23 |
маскулинность |
14 |
25 |
маскулинные черты не выражены |
13 |
23 |
маскулинные черты не выражены |
17 |
29 |
Полученные
результаты можно объяснить тем, что у девочек (в сравнении с маскулинными мальчиками) в большей степени выявлен гендерный признак маскулинность,
а у мальчиков (в сравнении с маскулинными девочками),
данный признак выражен в меньшей степени. Однако следует отметить, что у
мальчиков в равной степени определены маскулинность и
невыраженные маскулинные черты, а у большинства
девочек маскулинные черты не выражены. Это можно
объяснить тем, что в обществе традиционные полоролевые
функции женщин и мужчин очень смешаны, поэтому совмещение у одной
личности социальных гендерных функций, принадлежащих
и женщине, и мужчине не является отклонением от нормы.
2. Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева, который
разработан Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым и предназначен для выявления
склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. В
результате проведения опросника были получены
следующие данные, представленные в таблице 2:
Таблица
2. Результаты
опросника «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева.
|
Маскулинность |
Маскулинные черты не выражены |
||||||
Шкала |
СПВА |
СКВА |
СКФА |
СПФА |
СПВА |
СКВА |
СКФА |
СПФА |
Высокий |
20 |
8 |
5 |
5 |
5 |
10 |
5 |
4 |
Низкий |
7 |
19 |
22 |
22 |
25 |
20 |
25 |
26 |
Примечание:
СПВА
– склонность к прямой вербальной агрессии; СКВА – склонность к косвенной
вербальной агрессии; СКФА – склонность к косвенной физической агрессии; СПФА –
склонность к прямой физической агрессии.
Полученные
результаты можно объяснить тем, что:
- у испытуемых с гендерным признаком маскулинность в большей степени выражены склонность к прямой вербальной агрессии и склонность к прямой физической агрессии. Они используют физическую силу против другого лица, выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
- у испытуемых, у которых маскулинные черты не выражены, в большей степени выявлена склонность к косвенной вербальной агрессии. Они выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы), однако у них агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Для
проверки гипотезы о том, что подростки, имеющие гендерные
признаки маскулинность, имеют более выраженную
склонность к агрессивному поведению, чем подростки, имеющие гендерные
признаки фемининность / андрогинность
нами был произведен расчет по t-критерию
Стьюдента для выявления отличий отличий
склонности к определенному типу агрессии подростков с гендерным
признаком маскулинность и у подростков, у которых не
был выявлен данный гендерный признак, В результате
чего, нами был сделан следующий вывод:
- склонность к прямой вербальной агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак различна, поскольку было статистически доказано, что у подростков с гендерным признаком маскулинность склонность к прямой вербальной агрессии выше, чем у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены.
- склонность к косвенной вербальной агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак не имеет различий, поскольку у подростков с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены склонность к косвенной вербальной агрессии выражена относительно в равной степени.
- склонность к косвенной физической агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак не имеет различий, поскольку у подростков с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены склонность к косвенной физической агрессии выражена относительно в равной степени.
- склонность к прямой физической агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак не имеет различий, поскольку у подростков с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены склонность к прямой физической агрессии выражена относительно в равной степени.
В
связи с тем, что в ходе исследования выявились, достоверные различия склонности
к прямой вербальной агрессии у испытуемых с гендерным
признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не
был выявлен данный гендерный признак, то наша
гипотеза о том, что подростки, имеющие гендерные
признаки маскулинность, имеют более выраженную
склонность к агрессивному поведению, чем подростки, имеющие гендерные
признаки фемининность / андрогинность,
нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи
реализованы.
Список литературы:
- Андреева О.В. Особенности проявления агрессии подростками с точки зрения гендерного подхода // Интернет-журнал «Науковедение». –2014. – № 6(25). // Электронный ресурс. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/156PVN614.pdf (Дата обращения 12.03.2019).
- Грекова А. Гендерная идентичность в юношеском возрасте. – Изд.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 92 с.
- Калинина Т.В., Уривская Н.С. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. – С. 8-11.
- Кириленко И.Н. Психологические детерминанты агрессивного поведения подростков // Гуманитарные и социально-эконом. науки. – 2016. – № 2. – С. 201–203.
- Козырева Е.В. Влияние маскулинности – фемининности на проявление ауто- и гетероагрессии. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2017. – 302 с.
- Терешенкова Е.Ю, Радина Н.К. Особенности развития гендерной идентичности личности. Женщина и мужчина в современном обществе: Сборник статей / Под ред. Л. Э. Семеновой. Вып. 1. – Н. Новгород: МГЭИ (нижегородский филиал), 2014. – 176 с.
- Шевцова Ю. Формирование гендерной идентичности подростков. – Изд.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 80 с.
Комментарии: