» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Зиязова Алия Маратовна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Взаимосвязь гендерной идентичности и склонности к агрессивному поведению

Статья просмотрена: 520 раз
Дата публикации: 5.04.2019

ВЗАИМОСВЯЗЬ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И

СКЛОННОСТИ К АГРЕССИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Зиязова Алия Маратовна

студентка 4 курса

Елабужский институт

Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь гендерной идентичности и склонности к агрессивному поведению. Настоящим исследованием автор показал, что подростки, имеющие гендерные признаки маскулинность, имеют более выраженную склонность к агрессивному поведению, чем подростки, имеющие гендерные признаки фемининность / андрогинность, так как в ходе исследования выявились достоверные различия склонности к прямой вербальной агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак.

Ключевые слова: пол, гендер, подростковый возраст, гендерные особенности, гендерная идентичность, агрессивное поведение.

 

Подростковый возраст традиционно считается наиболее трудным в воспитательном отношении. Это сложный переходный период, когда происходит ряд физических изменений, связанных с половым созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Все перестройки организма напрямую влияют на изменение реакций подростка на различные факторы внешней среды и находят свое отражение в формировании личности. В это время значимым становится вопрос о половой идентичности подростка, усложняются критерии маскулинности и фемининности, углубляется процесс построения подростками самоотношения к своей гендерной идентификации. В связи с этим очень важной становится проблема правильного формирования у них гармоничной гендерной идентичности [6, с. 84].

Гендерные особенности проявления агрессивного поведения определяются социокультурной средой, в которой происходит развитие подростка. Исследование педагогов-психологов показывает, что проявления агрессии присущи представителям обоих полов. Однако эти проявления существенно различаются. Мальчики чаще проявляют физическую агрессию, в то время как девочки более склонны к вербальной и косвенной. Мужские гендерные роли подразумевают проявления агрессивного поведения, а у женщин такое поведение всячески подавляется институтами социализации (семья и школа). Все вышеперечисленные факторы должны учитываться родителями, педагогами, психологами и обществом в целом при взаимодействии с подростками, потому что агрессию легче предотвратить, чем потом корректировать агрессивное поведение [3, С. 8-11].

Целью исследовательской работы являлось выявление взаимосвязи гендерной идентичности и склонности к агрессивному поведению подростков. В соответствии с целью, была выдвинута гипотеза исследования о том, что подростки, имеющие гендерные признаки маскулинность, имеют более выраженную склонность к агрессивному поведению, чем подростки, имеющие гендерные признаки фемининность / андрогинность.

Нами был проведен теоретический анализ понятий «гендерная идентичность» и «агрессивное поведение». Было выявлено, что «гендерная идентичность» – это внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, то есть как мужчины, женщины или представителя другой категории. «Агрессивное поведение» – это одна из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психологическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и другие подобные состояния. Также нами была изучена психологическая характеристика процесса становления гендерной идентичности в подростковом возрасте, а также были охарактеризованы особенности проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Нами было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи гендерных факторов и склонности к агрессивному поведению подростков при помощи следующих методик:

1. Шкала «маскулинность-фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI), который предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения. В результате проведения данной методики были получены следующие данные, представленные в таблице 1:

Таблица 1. Результаты по шкале «маскулинность-фемининность» из FPI.

М

Ж

Признак

Чел.

%

Признак

Чел.

%

маскулинность

13

23

маскулинность

14

25

маскулинные черты не выражены

13

23

маскулинные черты не выражены

17

29

Полученные результаты можно объяснить тем, что у девочек (в сравнении с маскулинными мальчиками) в большей степени выявлен гендерный признак маскулинность, а у мальчиков (в сравнении с маскулинными девочками), данный признак выражен в меньшей степени. Однако следует отметить, что у мальчиков в равной степени определены маскулинность и невыраженные маскулинные черты, а у большинства девочек маскулинные черты не выражены. Это можно объяснить тем, что в обществе традиционные полоролевые функции женщин и мужчин очень смешаны, поэтому совмещение у одной личности социальных гендерных функций, принадлежащих и женщине, и мужчине не является отклонением от нормы.

2. Опросник «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева, который разработан Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым и предназначен для выявления склонности респондента к определенному типу агрессивного поведения. В результате проведения опросника были получены следующие данные, представленные в таблице 2:

Таблица 2. Результаты опросника «Агрессивное поведение» П.А. Ковалева.

 

Маскулинность

Маскулинные черты не выражены

Шкала

СПВА

СКВА

СКФА

СПФА

СПВА

СКВА

СКФА

СПФА

Высокий

20

8

5

5

5

10

5

4

Низкий

7

19

22

22

25

20

25

26

Примечание: СПВА – склонность к прямой вербальной агрессии; СКВА – склонность к косвенной вербальной агрессии; СКФА – склонность к косвенной физической агрессии; СПФА – склонность к прямой физической агрессии.

Полученные результаты можно объяснить тем, что:

  • у испытуемых с гендерным признаком маскулинность в большей степени выражены склонность к прямой вербальной агрессии и склонность к прямой физической агрессии. Они используют физическую силу против другого лица, выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы);
  • у испытуемых, у которых маскулинные черты не выражены, в большей степени выявлена склонность к косвенной вербальной агрессии. Они выражают негативные чувства как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы), однако у них агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Для проверки гипотезы о том, что подростки, имеющие гендерные признаки маскулинность, имеют более выраженную склонность к агрессивному поведению, чем подростки, имеющие гендерные признаки фемининность / андрогинность нами был произведен расчет по t-критерию Стьюдента для выявления отличий отличий склонности к определенному типу агрессии подростков с гендерным признаком маскулинность и у подростков, у которых не был выявлен данный гендерный признак, В результате чего, нами был сделан следующий вывод:

  • склонность к прямой вербальной агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак различна, поскольку было статистически доказано, что у подростков с гендерным признаком маскулинность склонность к прямой вербальной агрессии выше, чем у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены.
  • склонность к косвенной вербальной агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак не имеет различий, поскольку у подростков с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены склонность к косвенной вербальной агрессии выражена относительно в равной степени.
  • склонность к косвенной физической агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак не имеет различий, поскольку у подростков с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены склонность к косвенной физической агрессии выражена относительно в равной степени.
  • склонность к прямой физической агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак не имеет различий, поскольку у подростков с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых маскулинные черты не выявлены склонность к прямой физической агрессии выражена относительно в равной степени.

В связи с тем, что в ходе исследования выявились, достоверные различия склонности к прямой вербальной агрессии у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и у испытуемых, у которых не был выявлен данный гендерный признак, то наша гипотеза о том, что подростки, имеющие гендерные признаки маскулинность, имеют более выраженную склонность к агрессивному поведению, чем подростки, имеющие гендерные признаки фемининность / андрогинность, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи реализованы.



Список литературы:

  1. Андреева О.В. Особенности проявления агрессии подростками с точки зрения гендерного подхода // Интернет-журнал «Науковедение». –2014. – № 6(25). // Электронный ресурс. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/156PVN614.pdf (Дата обращения 12.03.2019).
  2. Грекова А. Гендерная идентичность в юношеском возрасте. – Изд.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. – 92 с.
  3. Калинина Т.В., Уривская Н.С. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2017. – С. 8-11.
  4. Кириленко И.Н. Психологические детерминанты агрессивного поведения подростков // Гуманитарные и социально-эконом. науки. – 2016. – № 2. – С. 201–203.
  5. Козырева Е.В. Влияние маскулинности – фемининности на проявление ауто- и гетероагрессии. – СПб.: прайм–ЕВРОЗНАК, 2017. – 302 с.
  6. Терешенкова Е.Ю, Радина Н.К. Особенности развития гендерной идентичности личности. Женщина и мужчина в современном обществе: Сборник статей / Под ред. Л. Э. Семеновой. Вып. 1. – Н. Новгород: МГЭИ (нижегородский филиал), 2014. – 176 с.
  7. Шевцова Ю. Формирование гендерной идентичности подростков. – Изд.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. – 80 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: