» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019
Автор: Галеева Лейсан Мехаматнуровна, -
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Гендерные особенности проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте
Дата публикации: 7.04.2019
ГЕНДЕРНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
студентка 4
курса Елабужского института Федерального
государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Казанский (Приволжский) федеральный университет», г.Елабуга
Аннотация.
В статье рассматриваются гендерные особенности проявления лидерства в
подростковом и старшем школьном возрасте. Цель исследования:выявитьгендерные
особенности проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
Для достижения поставленной цели нами были
реализованы следующие задачи:
- определить характеристики понятий «гендерные особенности» и«лидерство» в современной психологии;
- выявитьпсихологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте;
- выявитьгендерный аспект феномена лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте;
- дать характеристику влияниягендерных факторов на проявление лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
Настоящим исследованием автор показал, что не
существует различий гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом
и старшем школьном возрасте, так как в ходе исследования не выявились, достоверные
различия гендерных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей в
подростковом и старшем школьном возрасте, а также гендерных особенностей
самооценки лидерских качеств подростков и старших школьников.Практическая
значимость исследования заключается в том, что поднимаются проблемы гендерных
особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических
занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогических
способов определения лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
Ключевые слова:
пол, гендер, подростковый возраст, старший школьный
возраст, гендерные особенности, лидерство.
Подростковый возраст является самым благоприятным
периодом для развития лидерских качеств у человека, идеальный момент для его
включения в совместную деятельность с педагогами и родителями. Лидерство среди
мальчиков и девочек специфично по стилю общения и реагированию в ситуациях,
уровню общительности, восприятию окружающих условий, нормативной установки. У
мальчиков и девочек отмечаются различные параметры и требования к качествам
личности, по которым избирается лидер[1].
Целью исследовательской работы являлось выявление гендерных
особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте. В
соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза о том, что существуют
различия гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем
школьном возрасте.
Нами был проведен теоретический анализ понятий«гендерные особенности» и «лидерство». Было выявлено, что «гендерные
особенности»представляют собой
смоделированнуюобществом и поддерживаемую социальными институтами системуценностей,
норм и характеристик мужского и женского поведения, стиляжизни и образа
мышления, ролей и отношений женщин и мужчин,приобретенных ими как личностями в
процессе социализации, прежде всего,определяется социальным, политическим,
экономическим и культурнымконтекстами бытия и фиксирует представление о женщине
и мужчине взависимости от их пола. «Лидерство» – это процесс влияния между
лидером и последователями для достижения групповых, организационных или
общественных целей. Также нами были изученыпсихологические аспекты половой
идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте, а также был
охарактеризовангендерный аспект феномена лидерства в подростковом и старшем
школьном возрасте.
Нами было организовано эмпирическое исследование влияния
гендерных факторов на проявление лидерства в подростковом и старшем школьном
возрасте при помощи следующих методик:
1. Методика «Полоролевой опросник» (С.С. Бем), которая
предназначена для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности.В результате
проведения данной методики были получены следующие данные, представленные в
таблице 1:
Таблица 1. Результаты
методики «Полоролевой опросник» (С.С. Бем).
Гендерый признак |
9 класс |
10-11 классы |
||
м |
ж |
м |
ж |
|
Маскулинность |
13 (23%) |
– |
6 (18%) |
– |
Фемининность |
– |
12 (21%) |
– |
5 (16%) |
Андрогинность |
13 (23%) |
19 (33%) |
7 (21%) |
15 (45%) |
Полученные результаты можно объяснить тем, что на
подростковой стадии развития обнаруживаются явные признаки дифференциации
мужской и женской фигур по маскулинному и,
соответственно, фемининному типу с элементами
последующей интеграции черт, противоположных биологическому полу. По-видимому,
это связано с тем, что собственный опыт телесных и психических изменений
подвергается более тщательному анализу по сравнению с опытом познания другого
человека. Однако следует отметить, что у большинства мальчиков и девочек
выражен гендерный признак андрогинность.
Это можно объяснить тем, что в обществе традиционные полоролевые
функции женщин и мужчин очень смешаны, поэтому совмещение у одной личности
социальных гендерных функций, принадлежащих и женщине, и мужчине не является
отклонением от нормы.
2. Методика самооценки лидерских качеств, которая
предназначена для определения актуального уровня проявления лидерства в
совместной деятельности. В результате проведения опросника были получены
следующие данные, представленные в таблице 2:
Таблица
2. Результаты
методики самооценки лидерских качествс точки зрения гендерной
предрасположенности испытуемых.
Уровень |
9 класс |
10-11 классы |
||
м |
ф |
м |
ф |
|
Высокий |
4 (7%) |
6 (11%) |
4 (12%) |
2 (6%) |
Средний |
7 (12%) |
1 (2%) |
1 (3%) |
1 (2%) |
Низкий |
2 (4%) |
5 (9%) |
– |
6 (6%) |
Примечание:
М – маскулинность; Ф – фемининность.
Полученные результаты можно объяснить тем, что высокий
уровень лидерства находится в равной степени выраженности как у маскулинных, так и у фемининных
подростков. Средний уровень лидерства преобладает у испытуемых с гендерным
признаком маскулинность, а низкий уровень лидерства – у испытуемых с гендерным
признаком фемининность.
3. Методика изучения коммуникативных и
организаторских склонностей («КОС») (В.В. Синявский, В.А. Федорошин),
которая предназначена для определения коммуникативных и организаторских
склонностей. В результате проведения методики были получены следующие данные,
представленные в таблице 3 и 4:
Таблица
3. Результаты
методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС»).
Коммуникативные склонности.
Уровень |
9 класс |
10-11 классы |
||
м |
ф |
м |
ф |
|
Очень высокий |
2 (4%) |
3 (5%) |
1 (3%) |
– |
Высокий |
1 (2%) |
2 (4%) |
– |
1 (3%) |
Средний |
– |
2 (4%) |
2 (6%) |
2 (6%) |
Ниже среднего |
5 (9%) |
3 (5%) |
1 (3%) |
1 (3%) |
Низкий |
5 (9%) |
2 (4%) |
1(3%) |
1 (3%) |
Примечание:
М – маскулинность; Ф – фемининность.
Полученные результаты можно объяснить тем, что очень
высокий уровень коммуникативных склонностей у испытуемых с гендерным признаком
маскулинность и фемининность находится на одинаковом уровне. Высокий
и средний уровни коммуникативных склонностей присущи представителям фемининного типа, а низкий уровень и уровень
коммуникативных склонностей ниже среднего присущи представителям гендерного
типа – маскулинность.
Таблица
4. Результаты
методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС»).
Организаторские склонности.
Уровень |
9 класс |
10-11 классы |
||
м |
ф |
м |
ф |
|
Очень высокий |
5 (9%) |
2 (4%) |
– |
– |
Высокий |
4 (7%) |
2 (4%) |
– |
3 (9%) |
Средний |
1 (2%) |
2 (4%) |
2 (6%) |
– |
Ниже среднего |
– |
2 (4%) |
– |
1 (3%) |
Низкий |
3 (5%) |
4 (7%) |
3 (9%) |
1 (3%) |
Примечание:
М – маскулинность; Ф – фемининность.
Полученные результаты можно объяснить тем, что очень
высокий уровень организаторских склонностей присущ испытуемым с гендерным
признаком маскулинность, высокий уровень организаторских склонностей присущ
представителям фемининного типа, а также у некоторых
представителей гендерного типа маскулинность выявился низкий уровень
организаторских склонностей.
При выявлении отличий гендерных особенностей
проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте, нами был
использован – t-критерий Стьюдента. В результате чего, нами был сделан
следующий вывод:
- самооценка лидерских качеств маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
- коммуникативные склонности маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей коммуникативных склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте.
- организаторские склонности маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте.
В связи с тем, что в
ходе исследования не выявились, достоверные различия гендерных особенностей
коммуникативных и организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном
возрасте, а также гендерных особенностей самооценки лидерских качеств
подростков и старших школьников, то наша гипотеза о том, существуют различия
гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном
возрасте, не нашла свое подтверждение.
Список литературы:
- Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 87-95.
- Грекова А. Гендерная идентичность в юношеском возрасте. – Изд.: LAP LambertAcademicPublishing, 2011. – 92 с.
- Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – С.122-126.
- Рябышева Ю.Ю. Валеева, Р.А. Особенности развития лидерских способностей у старших подростков // Образование и саморазвтие. – 2012. – № 32. – С.131-136.
Комментарии: