» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Галеева Лейсан Мехаматнуровна, -
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Гендерные особенности проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте

Статья просмотрена: 1146 раз
Дата публикации: 7.04.2019

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

ГалееваЛейсан Мехаматнуровна

студентка 4 курса Елабужского института Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет», глабуга

 

Аннотация. В статье рассматриваются гендерные особенности проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте. Цель исследованияыявитьгендерные особенности проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.

Для достижения поставленной цели нами были реализованы следующие задачи:

  1. определить характеристики понятий «гендерные особенности» и«лидерство» в современной психологии;
  2. выявитьпсихологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте;
  3. выявитьгендерный аспект феномена лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте;
  4. дать характеристику влияниягендерных факторов на проявление лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.

Настоящим исследованием автор показал, что не существует различий гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте, так как в ходе исследования не выявились, достоверные различия гендерных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте, а также гендерных особенностей самооценки лидерских качеств подростков и старших школьниковрактическая значимость исследования заключается в том, что поднимаются проблемы гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте. Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогических способов определения лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.

Ключевые слова: пол, гендер, подростковый возраст, старший школьный возраст, гендерные особенности, лидерство.

 

Подростковый возраст является самым благоприятным периодом для развития лидерских качеств у человека, идеальный момент для его включения в совместную деятельность с педагогами и родителями. Лидерство среди мальчиков и девочек специфично по стилю общения и реагированию в ситуациях, уровню общительности, восприятию окружающих условий, нормативной установки. У мальчиков и девочек отмечаются различные параметры и требования к качествам личности, по которым избирается лидер[1].

Целью исследовательской работы являлось выявление гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте. В соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза о том, что существуют различия гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.

Нами был проведен теоретический анализ понятий«гендерные особенности» и «лидерство». Было выявлено, что «гендерные особенности»представляют собой смоделированнуюобществом и поддерживаемую социальными институтами системуценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиляжизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин,приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего,определяется социальным, политическим, экономическим и культурнымконтекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине взависимости от их пола. «Лидерство» – это процесс влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей. Также нами были изученыпсихологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте, а также был охарактеризовангендерный аспект феномена лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.

Нами было организовано эмпирическое исследование влияния гендерных факторов на проявление лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте при помощи следующих методик:

1. Методика «Полоролевой опросник» (С.С. Бем), которая предназначена для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности результате проведения данной методики были получены следующие данные, представленные в таблице 1:

Таблица 1. Результаты методики «Полоролевой опросник» (С.С. Бем).

Гендерый признак

9 класс

10-11 классы

м

ж

м

ж

Маскулинность

13 (23%)

6 (18%)

Фемининность

12 (21%)

5 (16%)

Андрогинность

13 (23%)

19 (33%)

7 (21%)

15 (45%)

Полученные результаты можно объяснить тем, что на подростковой стадии развития обнаруживаются явные признаки дифференциации мужской и женской фигур по маскулинному и, соответственно, фемининному типу с элементами последующей интеграции черт, противоположных биологическому полу. По-видимому, это связано с тем, что собственный опыт телесных и психических изменений подвергается более тщательному анализу по сравнению с опытом познания другого человека. Однако следует отметить, что у большинства мальчиков и девочек выражен гендерный признак андрогинность. Это можно объяснить тем, что в обществе традиционные полоролевые функции женщин и мужчин очень смешаны, поэтому совмещение у одной личности социальных гендерных функций, принадлежащих и женщине, и мужчине не является отклонением от нормы.

2. Методика самооценки лидерских качеств, которая предназначена для определения актуального уровня проявления лидерства в совместной деятельности. В результате проведения опросника были получены следующие данные, представленные в таблице 2:

Таблица 2. Результаты методики самооценки лидерских качествс точки зрения гендерной предрасположенности испытуемых.

Уровень

9 класс

10-11 классы

м

ф

м

ф

Высокий

4 (7%)

6 (11%)

4 (12%)

2 (6%)

Средний

7 (12%)

1 (2%)

1 (3%)

1 (2%)

Низкий

2 (4%)

5 (9%)

6 (6%)

Примечание: М – маскулинность; Ф – фемининность.

Полученные результаты можно объяснить тем, что высокий уровень лидерства находится в равной степени выраженности как у маскулинных, так и у фемининных подростков. Средний уровень лидерства преобладает у испытуемых с гендерным признаком маскулинность, а низкий уровень лидерства – у испытуемых с гендерным признаком фемининность.

3. Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС») (В.В. Синявский, В.А. Федорошин), которая предназначена для определения коммуникативных и организаторских склонностей. В результате проведения методики были получены следующие данные, представленные в таблице 3 и 4:

Таблица 3. Результаты методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС»). Коммуникативные склонности.

Уровень

9 класс

10-11 классы

м

ф

м

ф

Очень высокий

2 (4%)

3 (5%)

1 (3%)

Высокий

1 (2%)

2 (4%)

1 (3%)

Средний

2 (4%)

2 (6%)

2 (6%)

Ниже среднего

5 (9%)

3 (5%)

1 (3%)

1 (3%)

Низкий

5 (9%)

2 (4%)

1(3%)

1 (3%)

Примечание: М – маскулинность; Ф – фемининность.

Полученные результаты можно объяснить тем, что очень высокий уровень коммуникативных склонностей у испытуемых с гендерным признаком маскулинность и фемининность находится на одинаковом уровне. Высокий и средний уровни коммуникативных склонностей присущи представителям фемининного типа, а низкий уровень и уровень коммуникативных склонностей ниже среднего присущи представителям гендерного типа – маскулинность.

Таблица 4. Результаты методики изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС»). Организаторские склонности.

Уровень

9 класс

10-11 классы

м

ф

м

ф

Очень высокий

5 (9%)

2 (4%)

Высокий

4 (7%)

2 (4%)

3 (9%)

Средний

1 (2%)

2 (4%)

2 (6%)

Ниже среднего

2 (4%)

1 (3%)

Низкий

3 (5%)

4 (7%)

3 (9%)

1 (3%)

Примечание: М – маскулинность; Ф – фемининность.

Полученные результаты можно объяснить тем, что очень высокий уровень организаторских склонностей присущ испытуемым с гендерным признаком маскулинность, высокий уровень организаторских склонностей присущ представителям фемининного типа, а также у некоторых представителей гендерного типа маскулинность выявился низкий уровень организаторских склонностей.

При выявлении отличий гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте, нами был использован – t-критерий Стьюдента. В результате чего, нами был сделан следующий вывод:

  • самооценка лидерских качеств маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
  • коммуникативные склонности маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей коммуникативных склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте.
  • организаторские склонности маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте.

В связи с тем, что в ходе исследования не выявились, достоверные различия гендерных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте, а также гендерных особенностей самооценки лидерских качеств подростков и старших школьников, то наша гипотеза о том, существуют различия гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте, не нашла свое подтверждение.



Список литературы:

  1. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 87-95.
  2. Грекова А. Гендерная идентичность в юношеском возрасте. – Изд.: LAP LambertAcademicPublishing, 2011. – 92 с.
  3. Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. – Ярославль: ЯрГУ, 2012. – С.122-126.
  4. Рябышева Ю.Ю. Валеева, Р.А. Особенности развития лидерских способностей у старших подростков // Образование и саморазвтие. – 2012. – № 32. – С.131-136.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: