» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Каримова Елена Андреевна, Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Сравнительный анализ социально-психологического климата учебной группы в зависимости от выраженности эмпатии студентов

Статья просмотрена: 789 раз
Дата публикации: 6.04.2019

УДК 159.9

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЫРАЖЕННОСТИ ЭМПАТИИ СТУДЕНТОВ

Каримова Елена Андреевна

студентка 2 курса факультета психологии и педагогики

научный руководитель: Алонцева Александра Ивановна

кандидат психологических наук

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. В данной статье рассматривается психологического исследование, которое было направлено на определение социально-психологического климата учебной группы в зависимости от выраженности эмпатии студентов разных курсов обучения. Представленные результаты исследования позволили определить характер взаимосвязи и провести сравнительный анализ этих двух показателей у испытуемых.

Ключевые слова: социально-психологический климат, эмпатия, студенты учебной группы.

 

Для большинства профессий умственного труда в настоящее время характерны большая информационная нагрузка с дефицитом времени, возросшей ответственностью каждого работника и малоподвижный образ жизни с высокой эмоциональной напряженностью. Именно поэтому важно, чтобы социально-психологический климат коллектива был благоприятен как для личности и ее отношений с членами группы, так и для совместной деятельности в целом, иначе эффективность работы может понести значительные убытки.

Эмпатические способности членов трудового коллектива, являясь важнейшим звеном коммуникации, способны серьезно влиять на социально-психологический климат, так как при взаимном сочувствии и сопереживании возможно прийти к обоюдному понимаю и помощи, что значительно может помешать развитию конфликтности и напряженности в группе. Вследствие этого нам важно выяснить, действительно ли эмпатия каждого члена оказывает воздействие на климат группы.

Целью исследования было определение зависимости социально-психологического климата коллектива от уровня эмпатии его членов и проведение сравнительного анализа полученных результатов у двух студенческих групп.

В своем исследовании мы опирались на определение социально-психологического климата В. М. Шепеля. По его мнению, психологический климат – это эмоциональная окраска психологических связей членов группы, основывающаяся на их близости, симпатии, сходства характеров, интересов, склонностей, на чем и строится разделение отношений между людьми на три климатические зоны [2, 3].

При рассмотрении термина «эмпатия» мы основывались на трудах Т. П. Гавриловой. Исследователь подразделяла эмпатийные переживания на два вида: сопереживание и сочувствие. Она утверждала, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия – альтруистические. Также Т. П. Гаврилова считала, что сопереживание является простой формой эмпатии, а сочувствие – более сложной [1].

Исследование проводилось на базе Новокузнецкого института (филиала) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» в г. Новокузнецк. Для реализации цели исследования в состав выборки вошли студенты двух групп ПСДс-17 и ПСДс-15 факультета психологии и педагогики, обучающиеся в НФИ КемГУ по специальности Психология служебной деятельности. Генеральную совокупность выборки составили 39 человека, из которых 26% юношей и 74% девушек в возрасте от 18 до 24 лет.

Также была выдвинута гипотеза: существуют значимые различия в выраженности социально-психологического климата в группах с различной выраженностью эмпатии, а именно более благоприятный климат в группе с более выраженной эмпатией.

В ходе исследования были проведены такие методики, как «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В. В. Шпалинского и Э. Г. Шелеста и «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова.

Дальше представлены полученные результаты по методике «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В. В. Шпалинского:

  1. В студенческой группе ПСДс-15 23% респондентов считают психологический климат своего коллектива высокой благоприятности, 69% опрашиваемых оценивают психологический климат как средней благоприятности, незначительной благоприятности – 8% респондентов.
  2. В студенческой группе ПСДс-17 показало, что высокоблагоприятным оценивают свой коллектив 90% респондентов, а 10% – считают свой психологический климат в своем коллективе среднеблагоприятным.

Ниже представлены результаты методики «Диагностика уровн эмпатии» И. М. Юсупова:

  1. В группе ПСДс-15 очень высоким уровнем эмпатии обладают 15% респондентов. Высокий уровень эмпатийных тенденций имеют 31% опрашиваемых. Эмпатией, уровень которой достигает выше среднего, обладают 31% студентов. Средний уровень эмпатийных тенденций у 15% опрашиваемых. 8% студентов имеют уровень эмпатии ниже среднего.
  2. В группе ПСДс-17 Очень высоким уровнем эмпатии обладают 15% респондентов. Высокий уровень эмпатийных тенденций имеют 55%. Эмпатией, уровень которой достигает выше среднего, обладают 15% опрашиваемых. Средний уровень эмпатийных тенденций у 15%.

Для того чтобы провести сравнение между показателями групп ПСДс-15 и ПСДс-17 после обработки методики «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В. В. Шпалинского и Э. Г. Шелеста мы использовали критерий Стьюдента (таблица 1).

Студенческая группа

tкр.

tэмп.

Средние значения

Значимость

 

ПСДс-15

2,75

5,5

37,4

0,01

ПСДс-17

47,8

Табл. 1. средние значения результатов методики «Диагностика психологического климата в малой производственной группе» В. В. Шпалинского и Э. Г. Шелеста. Уровень значимости при p ≤ 0,01.

Анализ данных таблицы 1 дает нам следующие результаты. Мы наблюдаем небольшую разницу в средних значениях результатов, которая является статистически значимой, так как рассчитанное значение критерия больше критического.

Следующая методика, которая была использована в нашем эмпирическом исследовании, это методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова. Так же при помощи  t-критерия Стьюдента мы сравнивали средние значения результатов данной методики. Полученные нами данные можно рассмотреть в таблице 2.

Студенческая группа

tкр.

tэмп.

Средние значения

Значимость

 

ПСДс-15

2,75

3,8

62,8

0,01

ПСДс-17

68,8

Табл. 2. средние значения результатов методики «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова. Уровень значимости при p ≤ 0,01.

Анализируя данные таблицы 2, мы видим, что разница между средними значениями является несущественной, но статистически значима, потому что рассчитанное значение критерия больше критического.

Таким образом, мы видим, что показатели по обеим методикам различны значимо, то есть наша гипотеза о том, что существуют значимые различия в выраженности социально-психологического климата в группах с различной выраженностью эмпатии, а именно более благоприятный климат в группе с более выраженной эмпатией, подтвердилась.



Список литературы:

  1. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дис. …канд. психол. наук [Текст] / Т. П. Гаврилова; НИИ общей и педагогической психологии СПН СССР. – Москва : 1977. – 178 с.
  2. Платонов, Ю. П. Основы социальной психологии [Текст] / Ю. П. Платонов. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 452 с.
  3. Шепель, В. М. Управленческая антропология: Человековедческая компетентность менеджера [Текст] / В. М. Шепель. – Москва : Дом педагогики, 2000. – 260 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: