» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Соловьев Тарас Викторович, аспирант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Факторы развития мотивации и познавательной активности обучающихся в системе СПО

Статья просмотрена: 383 раз
Дата публикации: 23.03.2019

УДК 371.31

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ СПО

Соловьев Тарас Викторович

аспирант кафедры философии образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема мотивации студентов учреждений среднего профессионального образования к обучению, а также проблема развития их познавательной активности. Предложены основные пути формирования мотивации познавательной активности студентов колледжей.

Ключевые слова: мотивация, познавательная активность; среднее профессиональное образование; World Skills International.

 

На современном этапе одной из проблем развития среднего специального образования является низкий уровень его популярности в обществе, в силу восприятия такого образования, как «непрестижного». В этой связи многие студенты СПО на современном этапе не обладают высоким уровнем мотивации к обучению, что негативно сказывается на их познавательной активности – сознательному стремлению к усвоению новой информации.

Решение данной проблемы состоит в том, что среднее специальное образование целесообразно сегодня позиционировать в качестве одной из ступеней к высшему образованию. Это достаточно актуально сегодня, поскольку высшее образование, зачастую не дает студентам прикладных навыков[5 c. 67]. Этот пробел может восполнить именно среднее специальное образование. Молодой человек, освоив рабочую профессию, имеет возможность в дальнейшем получить высшее образование – например, поступив в вуз на инженерную специальность, и при этом он будет иметь преимущество при зачислении, дополнительные знания и навыки, а в дальнейшем может быть более высоко оценен потенциальным работодателем.

После вступления Российской Федерации в World Skills International в 2012 году, популяризация рабочих специальностей приобрела дополнительную грань – World Skills International задает мировые стандарты рабочих профессий, что само по себя является достаточно важным стимулом к их освоению[1 c. 25].

Кроме того, данная организация сегодня популяризует прогрессивные технологии в области освоения различных специальностей среднего профессионального образования, а также проводит международные олимпиады по рабочим профессиям среди обучающихся в образовательных организациях СПО. Перечисленные факторы, при их использовании в системе СПО – например, через формирование представлений обучающихся о деятельности World Skills International, престиже данной организации, ее международных олимпиадах и конкурсах, возможностях обучения по обмену в другом государстве, позволяют повысить познавательную активность студентов за счет формирования конкретной цели обучения (например, участие в конкурсе World Skills) [4 c. 87]. 

Немаловажным в формировании мотивации и познавательной активности студентов СПО сегодня является использование статистических данных. В частности, зачастую, даже обучающиеся на старших курсах студенты не имеют представления о порядке заработной платы, возможностях, компетенциях людей различных профессий, в том числе и осваиваемых ими. Например, длительная популяризация после 1990-х годов профессий менеджеров, юристов и экономистов привела к значительному перенасыщению рынка труда данными специалистами, ввиду чего конкуренция среди них сегодня достаточно велика, а уровень заработной платы постепенно снижается[1 c. 45]. Однако, как обучающиеся СПО, так и их родители, как правило, не владеют актуальной ситуацией в области положения различных профессий на рынке труда, в этой связи эту информацию целесообразно представить обучающимся еще при обучении в школе и на младших курсах учреждений системы СПО.

Это необходимо для того, чтобы обучающиеся и родители могли более сознательно подходить к выбору своей будущей профессии и не связывать в сознании жизненный успех с высшим образованием. Целесообразно освещать студентам данные о состоянии рынка труда, популярности и уровне заработной платы в различных профессиях [3 c. 61].

В этой связи представляется актуальным несколько оптимизировать занятия по введению в профессию в учреждениях системы СПО (например, проводить более развернутые презентации различных профессий, приглашать в образовательное учреждение соответствующих специалистов для выступления перед обучающимися и т.д.)[1 c. 54]. 

Достаточно существенный вклад в мотивации студентов к обучению и развитии их познавательной активности могут сделать и образовательные организации системы СПО в рамках развития сетевого взаимодействия. Для этого им необходимо налаживать контакты с вузами – с тем, чтобы обучающийся, окончив среднее специальное образование, мог пойти учиться дальше на льготных условиях, а также налаживать контакты с производством – таким образом, чтобы обучающиеся могли получать при обучении опыт работы, практики, сравнивать и оценивать потенциальных работодателей и иметь возможность выбора.

Важным является и позиционирование образовательных организаций СПО, как учебных заведений, соответствующих международным стандартам и требованиям. Это позволит, как студентам, так и их родителям не воспринимать обучение в средне специальном учебном заведении, как «провал» в потенциальной карьере[1 c. 56].

В юношеском возрасте может отмечаться угасание мотивации к учебно-профессиональной деятельности, это обусловлено, в большинстве случаев, тем, что многие мотивы удовлетворены, но при этом, на смену им еще не сложились новые, более зрелые интересы и мотивационные установки. В связи с этим, огромное значение имеет общий уровень сформированности интереса и мотивов ученика к учебно-профессиональной деятельности, его готовность в настоящее время и в дальнейшем заниматься учебно-профессиональной деятельностью[3 c. 45].

В учреждениях СПО у учащихся также следует развивать качественно новый познавательный мотив, на смену «подростковым» мотивам – мотив самообразования. Для молодого человека целесообразно формировать социальные мотивы в отношении к учебно-профессиональной деятельности, например, как к социально-значимой, важной работе[4 c. 54]. Также целесообразно усиливать общую деловую ориентацию на приобретение новых знаний. При формировании новых мотивов и убеждений необходимо прибегать к убедительной аргументации, полной обоснованности слов и их доказательности.

У молодежи формируется собственная система личностных ориентиров и ценностей, которые в процессе взросления и в дальнейшем определяют содержание и направление учебно-профессиональной деятельности. «Ресурсами» для формирования в юношеском возрасте мотивации и интереса к учебно-профессиональной деятельности являются[5 c. 65]:

  1. Потребность «во взрослости».
  2. Общая социальная активность подростка, готовность в любой момент включаться в новую деятельность.
  3. Стремление к повышению самостоятельности.
  4. Возрастание устойчивости и определенности интереса к учебно-профессиональной деятельности.
  5. Желание сравнительно неформального общения со сверстниками, в сравнении с обстановкой на других занятиях.

Важное значение для развития мотивации и познавательной активности обучающихся имеет внедряемый в практику компетентностный подход, на котором базируются требования ФГОС СПО. Компетентностный подход акцентирует внимание непосредственно на результате образования, при этом в качестве результата образования рассматривается не объем усвоенной учеником информации, а способность действовать в разнообразных проблемных ситуациях [2, с. 45]. Компетентностный подход основан на концепции формирования компетенций как базе формирования у обучающихся способностей решать различные практические задачи, что подразумевает развитие познавательной активности – стремления к познанию, усвоению информации с целью решения задачи [3, с. 31].

Целью компетентностного подхода, позиции которого укрепляются в современном образовании, является «компетентно-ориентированное образование, которое направлено на комплексное освоение учащимися знаний и различных способов практической деятельности, обусловливающее успешное функционирование в ключевых областях жизнедеятельности в интересах самого человека, общества, государства» [2, с. 57].

Компетентностный подход выдвигает на первый план не информированность ученика, а умение его решать те или иные проблемы, возникающие:

  • в процессе исследования, познания, объяснения действительности;
  • в оценке собственных поступков и убеждении (рефлексивных действиях);
  • в практической жизни, в рамках выполнения различных социальных ролей;
  • при выборе будущей профессии, оценке готовности к обучению в вузе/колледже;
  • в рамках жизненного самоопределения, выбора образа жизни.

Таким образом, развитие мотивации обучающихся в системе СПО к обучению, формирование у них высокого уровня познавательной активности обусловлено множеством разнообразных факторов, которые действуют в комплексе.



Список литературы:

  1. Altbach P. G. The International Imperative in Higher Education. Centre for International Higher Education, Boston College, USA, 2013, pp 7–11.
  2. Bragin L., Selyanskaya G., Stukalova I. Competitiveness assessment of Russian universities under the conditions of globalization // Life Science Journal. 2014, 11(12), pp. 268–273.
  3. Совершенствование коммуникативных умений преподавателя и мастера производственного обучения среднего профтехучилища. Методические рекомендации / И. С. Клецина, Ю. С. Шапошникова, JI. В. Иванцова. Л., 1987. - 34 с.
  4. Хорошавина, Г. Д. Коммуникативная деятельность как детерминанта высшего профессионального образования: дис.д-ра пед.наук / Г.Д. Хорошавина. М., 2003. - 410 с.
  5. Хуторской А.В. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента // Школьные технологии.– 2006. – № 3. – C. 44-53.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: