» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Ибрагимов Алик Забихович, Фаизова Эльвира Фирзатовна, Студент; доцент, кандидат экономических наук
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Диверсификация как фактор повышения рентабельности предприятия

Статья просмотрена: 338 раз
Дата публикации: 18.03.2019

УДК 338.33

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Ибрагимов Алик Забихович

студент

Фаизова Эльвира Фирзатовна

доцент, кандидат экономических наук

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, гтерлитамак

 

Аннотация. Любое предприятие вынуждено функционировать в условиях неопределенности и рисков. Но можно существенно снизить финансовые риски благодаря диверсификации. В данной статье описывается характеристика диверсификации и виды диверсификации.

 

Любая организация, не важно, в какой области она работает и какого она размера – большая, средняя или совсем маленькая, находится под влиянием неопределенности и рисков. Это не только экономические, но и социальные, и политические, и международные риски.

Предотвратить все невозможно. Но можно повышать производительность труда и эффективность производства. Например, путем диверсификации.

Если говорить в общем, то диверсификация – это одна из стратегий, при которой организация переходит от однопрофильного к многопрофильному производству, расширяет номенклатуру товаров и/или услуг. Как результат – она становится более конкурентоспособной и, как следствие, более рентабельной [1].

Первое, что необходимо сделать перед тем, как начинать диверсификацию – определить, что делает предприятие конкурентоспособным, уникальным.

Это может быть:

  1. Стоимость товаров и/или услуг. В этой ситуации следует сконцентрироваться на том, чтобы снизить себестоимость продукции и, таким образом, еще обрушить ценник.
  2. Качество товаров и/или услуг. В этой ситуации следует сконцентрироваться на том, чтобы повысить качество продукции. Например, использовать более прочные и устойчивые к стирке материалы, если речь идет о текстиле для дома.
  3. Маркетинговые исследования и сбыт товаров и/или услуг. В этой ситуации следует сконцентрироваться на том, чтобы сделать еще лучше маркетинговые исследования и сбыт продукции. Например, искать новые места для продаж, нанять еще сотрудников [2].

Таким образом, при диверсификации снижается себестоимость одного товара и/или услуги и в то же время увеличивается прибыль – рентабельность.

Рентабельность предприятия – это показатель, который показывает, как чистая прибыль (разница между доходами и расходами) относится к окончательным расходам. Так, если рентабельность предприятия составляет 10% и более, то оно называется рентабельным.

Из этого понятия можно сделать вывод: для того чтобы повысить рентабельность, нужно или увеличить чистую прибыль, или уменьшить окончательные расходы.

Самым главным показателем рентабельности предприятия является рентабельность собственных средств. Для его расчета берется чистая прибыль и среднегодовая стоимость собственных средств и делятся друг на друга.

Исходя из этой формулы, есть два пути:

  1. Увеличивать прибыль увеличением объема сбыта продукции – расширять номенклатуру, искать новых клиентов.
  2. Уменьшать собственные средства или более профессионально управлять текущими активами и пассивами, благодаря чему будет падать потребность в дополнительном финансировании.

Диверсификация подходит и для первого, и для второго случая.

Есть два вида диверсификации:

  1. Несвязанная.
  2. Связанная.

Несвязанная диверсификация имеет место в том случае, если компания действует не в одном, а в нескольких направлениях, которые никак не относятся друг к другу. Т.е., она начинает осваивать еще одну, другую нишу рынка [3].

В свою очередь, связанная диверсификация предполагает развитие двух, трех и более бизнесов, которые чем-то объединены между собой – например, технологией, производством, продажей. Чаще всего встречается в промышленности, в частности, в пищевой отрасли, и сельском хозяйстве.

Связанная диверсификация является эффектом синергии в чистом виде: предприятие прибегает к тому, что у него уже есть – скажем, технологии, производству, продаже для продвижения нового товара и/или услуги. Такая политика очень сложна, но если ее получится реализовать, то у компании будет целое, которое в таком состоянии представляет собой большее, чем по частям.

Для каких компаний необходима диверсификация? Для всех, которые предлагают несколько товаров и/или услуг и вынуждены приспосабливаться к изменчивой внешней среде.

Таким предприятиям следует исследовать то, куда и как они сбывают продукцию. И уже по итогам маркетинговой кампании принимать решение о том, в какой из сегментов вкладывать деньги и все остальные ресурсы. Только так можно не совершить ошибку при инвестировании.

Таким образом, диверсификация – это процесс распределения капитала. Благодаря диверсфикации компания страхует себя от серьезного падения спроса на продукцию. Объекты диверсификации могут быть как не связаны, так и связаны между собой.



Список литературы:

  1. Стрикленд, А.Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа/А.Дж.Стрикленд, А.А.Томпсон-мл. – Учеб. пос. М.: Вильямс, 2012. – 928 с.
  2. Грант, Р.М. Современный стратегический анализ/ Р.М.Грант. – СПб: Питер, 2011.–544 с.
  3. Гуриева, Л.К. Стратегия диверсифицированного маркетинга современной компании 2014/Л.К.Гуриева, Ф.Н.Доева. – http://nauka-rastudent.ru/12/2294/


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: