» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Апрель, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №4 (25) 2019

Автор: Ахмедьярова Айгуль Кадыржановна, учитель русского языка и литературы
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Патриотическое воспитание современных школьников

Статья просмотрена: 357 раз
Дата публикации: 15.03.2019

УДК 371

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Ахмедьярова Айгуль Кадыржановна

учитель русского языка и литературы

Идрисова Румия Мансоровна

учитель истории и обществознания

Коноплева Марина Михайловна

учитель русского языка и литературы

Шипилова Лариса Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ сасыколи им. Г. Г. Коноплёва», г. Астрахань

 

Аннотация. В статье рассматривается понятие «патриотизм», его сущность и функции. Рассматриваются этапы процесса воспитания патриотов. Затрагивается проблема отличия патриотизма от нацизма в воспитании школьников.

Ключевые слова: патриотизм, функции патриотического воспитания, этапы воспитания, патриот, Родина.

 

Что такое патриотизм? Может патриотизм - это составляющая нравственной основы жизнеспособности государства? Может патриотизм выступает в роли чего-то важного внутри общества, что в нужный момент мобилизует его внутренний потенциал? А может, патриотизм – это активная гражданская позиция личности, заключающаяся в готовности к самоотверженному, ответственному служению своему Отечеству?

Само по себе «патриотизм», понятие гуманистичное, включающее в себя толерантное и уважительное отношение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям.

Как видим, патриотизм – это сложное неоднозначное понятие. Данное понятие является одной из наиболее важных и значимых ценностей общества. Оно содержит социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты. Однако, в первую очередь патриотизм понимается как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству. Патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социальной значимости. [3]

Патриотизм в России всегда стоял на особом месте. Это можно объяснить тем, что история России является постоянной борьбой за свою независимость, самобытность, свой путь с многочисленными внешними врагами ни одно столетие.

По мнению Русского историка и религиозного философа Георгия Петровича Федотова (1886–1951), прожившего четверть века в эмиграции, патриотизм в России есть двойственное понятие: его сущность представляется взаимосвязью двух принципов — социально-политического и нравственного (рис. 1), двух измерений — малой и большой Родины и двух проявлений — чувства любви к Родине и готовности к защите Отечества [1].

Рис.1.

По сути дела, понятие патриотизма на инстинктивном уровне можно представить, как средство удовлетворения потребности чувства своей безопасности в гражданском обществе. Здесь кроются два образа: Мать – родная земля, и Отец - государство.

Рассуждая далее становится трудно отличить национализм от настоящего патриотизма. Это одна из проблем в воспитании патриотов страны.

Для того, чтобы уметь воспитать личность, любящую свою страну нужно четко понимать, что есть патриотизм в контексте личности.

Патриотизм как качество личности состоит из первобытных ощущений, вырастающих в чувства любви к своей Родине. Любовь к Родине предполагает ответственность, заботу, участие в ее жизни, переживания за будущее страны, уважения к святыням большой и малой Родин, а также в ощущение неотъемлемой связи себя и истории родного государства. Это есть первый этап взращивания патриотизма в сердцах молодого поколения.

Следующий этап – формирование патриотического сознания. То есть учащийся должен не только выучить такие понятия как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «доблесть и честь», «гражданский долг», но и осознать их глубинные составляющие, формирую в себе глубокую веру в мужество народа, его силу духа. У ребенка не должно остаться ни одного сомнения о том, что его труд принесет благо для страны, потому что он и страна одно целое.

В процессе формирования личности у ребенка должно сложиться патриотическое поведение – третий, заключительный этап воспитания патриота. Патриотическое поведение включает в себя активную жизненную позицию, преданность своей стране, стремление к укреплению ее мощи, готовность защищать Родину и Отечество, уважая при этом другие народы.

Патриотическое воспитание школьников имеет много аспектов, которые обеспечиваются реализацией его функций.

Можно выделить перечень функций, на который следует обратить внимание при воспитании подрастающего поколения:

Ориентирующая функция. Эта функция ориентирует педагогов на идеальный тип личности; а также выявляет наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего патриоту.

Мотивационно-мобилизационная функция. С помощью этой функции учитель пробуждает интерес, внимание, переводит знания в практические умения, помогает саморазвитию личности учащегося . В ее основе находятся социально-психологические и педагогические условия, которые толкают детей к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии,

Информационно- гностическая функция. Работа данной функции раскрывает роль и место российской истории в системе ценностей мировых цивилизаций и традиций, обуславливает культурные особенности народа в процессе создания познавательной деятельности.

Преобразующая функция. Преобразующая функция в процессе воспитания школьников направлена создание условий для вовлечения их в социально-преобразовательную деятельность на благо своей страны.

Координирующая функция. Координирующая функция осуществляет взаимосвязь между общественным и семейным воспитанием.

Контролирующая функция. Данная функция является проверяющим инструментом для реализации социального заказа на формирование патриотичной личности своей Родины на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе.

Прогностическая функция.

Коррекционная функция. Это та функция, которая дает возможность увидеть недостатки патриотического воспитания школьников и помогает, влиять на уровень роста патриотической воспитанности учеников: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.

Подводя итог, нужно заметить, что само понятие патриотизма очень сложное, а процесс формирования патриота Родины очень кропотливый труд. Но с другой стороны, воспитывая патриотов учителя дают возможность нашему обществу на процветание и безопасность.



Список литературы:

  1. Краткий политический словарь. М.: Политиздат, 1989. – 411 с
  2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т.: Т. 2. М.: Большая рос. энцикл., 1999. С. 409; Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. 5-е изд. М.: Политиздат, 1986. – 538 с
  3. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Патриотическое воспитание современных школьников// Инновационная наука: сборник статей Межд. Науч-практ. конф., 2016.
  4. Мусина В.Е. /Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие. — Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. — 156 с


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: