» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Квашнина Алина Юрьевна, Магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Методическая поддержка педагогов образовательной организации

Статья просмотрена: 313 раз
Дата публикации: 12.02.2019

УДК 372

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Квашнина Алина Юрьевна

магистрант

Северный арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова

 

Аннотация: В статье рассматривается понятие «методическая поддержка» педагогов образовательной организации, дается характеристика понятия «методическая поддержка», раскрываются ее функции.

Ключевые слова: методическая поддержка, методическое сопровождение, образовательная организация, методист, методическая служба.

 

Современному педагогу достаточно тяжело сориентироваться в стремительно развивающемся мире, в котором часто появляются новые технологии, формы и методы работы с людьми. Задача усложнилась в последнее время, когда в группы детских садов и школ стали поступать дети с особенностями в развитии. Так же трудности возникают у молодых педагогов, которые еще не имеют достаточного опыта в работе с обучающимися, им тяжело сориентироваться в том объеме уже накопленных педагогикой знаний и применить в конкретной педагогической ситуации нужную форму. Исключением не являются и педагоги со стажем работы в образовательных организациях: уровень владения методикой у данного ряда лиц преимущественно на высоком уровне, однако, современный мир задает высокие требования к использованию компьютерных технологий, которым стажисты не всегда могут соответствовать. Эти и многие другие трудности, появляющиеся в педагогической деятельности призвана решать методическая служба образовательной организации.

Свои истоки методическая поддержка берет в идее технологии педагогической поддержки русского ученого-педагога О.С. Газмана, который утверждал, что педагогика свободы – это деятельность, способная открыть путь к самообразованию через предоставление педагогам возможности самостоятельного выбора.

Однако стоит заметить, что еще в 1828 году в Уставе гимназий и училищ уездных и приходских уже упоминалась такая форма работы, как педагогические советы, направленные на решение вопросов методов и содержания преподавания [1].

Анализ источников показал, что изначально методическая поддержка педагогов была  создана с целью организации помощи и поддержки педагогов образовательных организаций различного уровня в процессе их непосредственной профессиональной деятельности [2].

В современной науке методическую поддержку рассматривают как комплекс мер, направленных на развитие и обучение кадров, распространение и накопление педагогического опыта, а так же на всестороннее развитие компетенций педагогов.

Именно о компетенциях, как о целевых ориентирах, сейчас говорит профессиональный стандарт педагога [3].

Методическая поддержка, как неотъемлемая часть деятельности образовательных учреждений, имеет цель и ряд задач, решаемых с течением времени. 

Целью методической поддержки можно считать создание условий, необходимых для полноценного развития и личного и профессионального роста каждого педагога, с учетом его особенностей, возможностей и интересов.

Методическая поддержка имеет так же ряд задач, к которым можно отнести планирование и разработку системы консультационно-методической помощи; содействие саморазвитию педагогов; выявление условий эффективной работы методической поддержки, выявление, изучение, обобщение и распространение педагогического опыта.

Так же стоит отметить, что методическая работа имеет ряд функций, классифицируемых по разным основаниям. Например, по отношению к общегосударственной системе образования, непосредственно педагогической науке и передовому опыту методическая работа играет роль осмысления социального заказа, внедрения достижений передового педагогического опыта.

По отношению к педагогическому коллективу она выполняет такие функции как: выработка общих ценностей и традиций, стимулирование педагогического творчества и инициативны, приобщение коллектива к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе по проблемам работы дошкольного учреждение, а так же анализ образовательного процесса и его результатов.

По отношению к конкретному педагогу: развитие профессиональной компетентности, формирование готовности к самообразованию, а так же развитие устойчивых, идейно-нравственных качеств личности.

Методическая работа в образовательных учреждениях строится через различные формы деятельности педагогов. К таким формам можно отнести все известные педагогической науке формы, такие как традиционные формы: педсоветы, лектории, открытые занятия, так и нетрадиционные формы например мастер-класс, диспут, педагогический КВН и т.д.

Ко всему вышесказанному можно добавить, что помимо термина методическая поддержка, существует термин «методическое сопровождение». В научной литературе два данных понятия широко не дифференцируют, однако из анализа понятий можно сделать вывод о том, что методическое сопровождение будет более длительный в течение времени, которое может длиться на протяжении всей педагогической деятельности человека. Методическая поддержка же ограничена во времени возникающими конкретными затруднениями педагогов в той или иной области профессиональной деятельности, имеет субъект-субъектное отношение, а так же заканчивающейся формированием определенной компетенции или ее частью. При методической поддержке конкретного педагога или группы лиц благоприятно будет сказываться созданная заранее поддерживающая среда, которая может заключаться в благоприятном психологическом и эмоциональном климате, наличии технического обеспечения и так далее. На создание данной поддерживающей среды в большей мере имеет влияние руководство образовательной организацией, однако, существует так же политический компонент, определяющий поддерживающую среду, в данном случае к нему можно отнести нормативные документы, регламентирующие педагогическую деятельность, а так же запросы общества. Деятельность методиста в данном случае характеризуется подбором индивидуальных форм и методов работы с педагогом, которые послужат более эффективному решению проблемы [4].

Оба этих феномена направлены на развитие компетенций педагогов и, так или иначе, требуют обращения к личности, интересам и возможностям каждого конкретного педагога.

В процессе методического поддержки возможна разработка так называемого индивидуального маршрута для конкретного педагога или же группы лиц с общей проблемой. 

Таким образом, можно сделать вывод, что методическая поддержка педагогов образовательной организации заключается в организации помощи педагогам, анализе, обобщении и распространении педагогического опыта, и является неотъемлемой частью образовательного процесса.



Список литературы:

  1. Устав гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского. 1828 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://музейреформ.рф/node/13657#ref-6
  2. Немова, Н.В., Управление методической работой в школ / Немова Н.В. – М.: АПКиПРО, 2003. – 176 с.
  3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»»
  4. Фролова А.Н. Имидж дошкольного образовательного учреждения: сущность и технология формирования // Научный альманах. – 2016. – №1-2 (15). – С.310-319.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: