» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019
Автор: Патиенок Вера Владимировна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Гендерная адаптация студентов первого курса к обучению в ВУЗе
Дата публикации: 11.02.2019
ГЕНДЕРНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА К
ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Патиенок Вера Владимировна
Новокузнецкий
институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования
«Кемеровский
государственный университет», г. Новокузнецк
Аннотация. В данной
статье рассматривается проблемы адаптации студентов, то как гендерные различия
влияют на адаптацию. Успешность адаптации студентов первого курса к учебной
деятельности, их психологические и гендерные особенности.
Ключевые слова: Гендер,
юноши, девушки, студенты, адаптация, учебная деятельность.
В современном мире
адаптация студентов является актуальной проблемой. Выходя из школы будущие
студенты еще не знают, что их ожидает в студенческой жизни. Адаптация молодежи
к студенческой жизни – это сложный и многогранный процесс, который требует
вовлечения социальных и психологических резервов, еще не до конца
сформировавшегося организма. Учитывая гендерные особенности, адаптация у
студентов первокурсников будет проходить по-разному.
Рассмотрим
значение термина гендерная адаптация. Гендерная адаптация (полоролевая
адаптация) – социально-психологическое приспособление к существующим в обществе
гендерным отношениям, нормам и ролям. В процессе гендерной адаптации индивид
соотносит свои умения и навыки не только с психической реальностью но и с
природной сущностью как своего, так и другого пола, а также и с характером
взаимоотношений полов, которые складываются в данном обществе[4].
По мнению А. А. Налчаджян для успешной адаптации
необходимо благоприятное направление, только тогда студент может полностью
адаптироваться к учебной деятельности[3].
Необходимо учитывать
гендерные представления преподавателей, так как оно влияние на процесс
осуществления благоприятной среды для развития личности студентов. На начальном
этапе обучения преподаватели ожидают от студентов мужского и женского пола
разного поведения, отношения к учебной деятельности, различных достижений, по мимо учебы и так далее[5].
Известно,
что гендерно-ролевое поведение студента является показателем адаптации в
образовательной среде, оно характеризует содержание подготовки будущего
специалиста и соединяет в себе такие компоненты как: профессионализм и общий
уровень культуры, культуру общения и поведения. Данное поведение является
характеристикой адаптации и проявляется в стереотипах, нормах поведения, в
особенностях женского и мужского взаимодействия и отношениях к своему «второму»
полу. При выполнении учебной деятельности, формируется стиль гендерно-ролевого
поведения и опыт деятельности, которые вырабатываются на основе ценностей[1]. Как
известно, к девушкам предъявляют более высокие требования в отношении учебы и
успеваемости, чем к юношам, так как родители воспитывают своих дочерей на
основе моральных и нравственных норм, в отличие от мальчиков, которых воспитывают
на приобретении достижения[2].
Теоретические взгляды стали предпосылкой для нашего
исследования. Цель – изучение гендерных особенностей процесса адаптации к
обучению в Вузе у студентов первого курса. Для изучения была отобрана группа
студентов в составе 22 человек, обучающихся в ВУЗе НФИ КемГУ, группа ПСДс-18,
г. Новокузнецк. Из них 73% девушки и 27% юноши.
Возрастная
группа нашего исследования была представлена следующим образом: 17 лет—14%человек, 18 лет—68% человек, 19 лет —9% человек , 20 лет— 9% человек.
В нашем
исследовании мы использовали такие методики как: диагностика
социально-психической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда; методика Ф. Фидлера
для оценки психологической атмосферы в группе; методика исследования
адаптированности студентов в Вузе Т. Д. Дубовицкой.
Анализ
результатов по методике Ф. Фидлера показал, что группа имеет неустойчивый, но
достаточно благоприятный климат. В котором присутствуют некоторые противоречия
между положительными, деловыми и эмоциональными взаимоотношениями, среди
наиболее активных его членов и отрицательным напряжением среди тех, кто не
разделяет общественного мнения актива, установок руководителя (преподавателя).
По методике
социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда показал что, по
шкале «адаптация» 73% человек имели высокий уровень приспособления к
существованию в обществе в соответствии с его требованиями, и с собственными
потребностями, мотивами и интересами, из них 69% девушки и 31% юноши. Низкий
уровень приспособления имели 27% человек, из них 84% девушки и 16% юноши. По
шкале «принятия себя» 68% человек не принимают себя, то есть они не принимают
себя и имеют неудовлетворительное мнение о себе, из них 68% девушек и 33%
юношей. А 32% человек принимают себя и имеют удовлетворенность в своих
личностных качествах. По шкале «принятие других» 86% человек имеют потребность
в общении, взаимодействии, совместной деятельности, из них 75% девушек и 25%
юношей. Остальные 14% не имеют потребности во взаимодействии с людьми, из них
67% девушек и 33% юношей. По шкале «эмоциональная комфортность» 73% человек
имеют определенность в эмоциональном отношении к происходящей действительности,
окружающим предметам и явлениям, где 75% девушек и 25% юношей. Остальные 27% не
имеют определенности в эмоциональном отношении, окружающим предметам и
явлениям, из них 67% девушек и 33% юношей. По шкале «внутренний контроль» 64%
человек несут ответственность за события, происходящие в жизни человека, все
события принимаются в большей мере на себя и результаты деятельности объясняют
своим поведением, характером, способностями, из них 72% девушек и 28% юношей.
По внешнему контролю 36% человек не воспринимают все происходящее на себя, и
большинство результатов своей деятельности объясняют везением или чудом, из них
75% девушек и 25% юношей. По шкале «доминирование» 41% человек имеют
потребности к доминированию, и лидерству, где 56% девушек и 44% юношей. Остальные
59% имеют потребность в подчинении, руководстве над собой, из них 82% девушек и
18% юношей. По шкале «эскапизм» 73% человек имеют тенденцию избегать проблем и
проблемных ситуаций, где 65% девушки и 35% юноши. Не избегают проблемы и
проблемные ситуации, а решают по мере поступления 27% человек, из них 83%
девушек и 17% юношей.
Анализ результатов по
методике адаптированности студентов в Вузе Т. Д. Дубовицкая дал понять что,
комфортно чувствуют себя в группе 68% человек, они без труда взаимодействуют с
одногруппниками, следует принятым в группе нормам и правилам. При необходимости
могут обратиться к однокурсникам за помощью, способны проявлять активность и
взять инициативу в группе на себя, из них 67% девушек и 33% юношей. Имеют
трудности в общении с одногруппниками 32%, им сложно найти общий язык с
одногруппниками, они не разделяют принятые в группе нормы и правила, из них 86%
девушек и 14% юношей. Легко осваивают учебные предметы 68% человек, они успешно
и в срок выполняет учебные задания, при необходимости могут обратиться за
помощью к преподавателю, свободно выражают свои мысли, могут проявить
способности на занятиях, из них 80% девушек и 20% юношей. С трудом осваивают
учебные предметы и выполняют учебные задания 32%, им трудно выступать на
занятиях, выражать свои мысли. При необходимости они не могут задать вопрос
преподавателю, из них 57% девушек и 43% юношей.
Также для обработки данных
и установления разницы в адаптации между девушками и юношами, был использован
корреляционный анализ t-критерия Стьюдента.
По шкалам адаптации,
принятию других, эмоциональной комфортностью и стремлению к доминированию из
методики социально-психологической адаптации
К. Роджерса и Р. Даймонда наблюдалась ускоренная тенденция у девушек, однако
корреляционный анализ показал, что по всем шкалам значимых различий между
девушками и юношами не обнаружено. Данные корреляционного анализа представлены
в таблице 1.
Таблица 1. Корреляционный
анализ методики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда
Шкалы |
Пол |
tкр |
tэмп |
Среднее
значение |
Адаптация |
Женский |
2,07 |
0,24 |
112,75 |
Мужской |
108,33 |
|||
Принятие
других |
Женский |
2,07 |
0,98 |
23,94 |
Мужской |
20,67 |
|||
Интернальность |
Женский |
2,07 |
0,13 |
46,19 |
Мужской |
47,17 |
|||
Эмоциональная
комфортность |
Женский |
2,07 |
0,37 |
23,62 |
Мужской |
21,67 |
|||
Самовосприятие |
Женский |
2,07 |
0,71 |
32,69 |
Мужской |
37 |
|||
Стремление
к доминированию |
Женский |
2,07 |
1,88 |
19,38 |
Мужской |
13,83 |
Уровень
значимости при p≤
0,05.
Результаты исследования различий по результатам методики
адаптированности студентов Т. Д. Дубовицкой, не показал значимых различий в
адаптации первокурсников. Данные
корреляционного анализа представлены в таблице 2.
Таблица 2. Корреляционный анализа методики адаптированности студентов в вузе Т. Д. Дубовицкой
Шкала |
Пол |
tкр |
tэмп |
Среднее
значение |
Адаптация |
Женский |
2,82 |
0,48 |
20 |
Мужской |
21,5 |
Уровень
значимости при p≤ 0,01.
По
результатам проведённых методик можно сделать такие выводы: атмосфера в
коллективе благоприятная, Большая часть студентов принимает себя и других, и
осознает свою роль в коллективе. С помощью методик К. Роджерса, Т. Д. Дубовицкой и Р. Даймонда можно увидеть такую ситуацию: между девушками
и юношами есть некоторые отличия в адаптационном процессе, девушки больше
направлены на процесс обучения, а юноши на адаптацию в группе. Девушки лучше
воспринимают других, нежели себя, у них уровень эмоционального комфорта выше,
чем у юношей, и они в большей степени склонны к ведомости, и решению проблем,
чем юноши. Корреляционный анализ показал, что значимые отличия отсутствуют, это
значит, что в целом девушки и юноши первого курса проходят процесс адаптации
одинаково.
Список литературы:
- Багичева, Ж. Б. Гендерный подход как условие адаптации студента к образовательной среде педагогического вуза [Электронный ресурс] / Ж. Б. Багичева— Режим доступа: disserCat — электронная библиотека диссертаций Дата обращения: 05.11.2018.
- Джафарова, К. Р. Гендерные особенности социальной адаптации юношей и девушек в современных условиях[Текст] // К. Р. Джафарова – Курск : Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2013. С. 47–49 (3
- Назаревич, О. С. Теоретические подходы к определению социально-психологических аспектов адаптации личности [Текст] : / О. С. Назаревич. – Ханты-Мансийск : Вестник угроведения, 2012. № 4. С. 66 – 70.
- Национально психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://vocabulary.ru/termin/gendernaja-adaptacija.html. Дата обращения: 05.11.2018.
- Штылева, Л. В. Исследование гендерных характеристик студентов [Текст] : учеб. пособие. 2–е изд. / Л. В. Штылева.; под ред. И. С. Клециной. – Санкт-Петербург, 2009. – 496 c.
Комментарии: