» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Волкова Марина Сергеевна, Магистрант 2 курса факультета истории и права
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Формирование правовой культуры учащихся на уроках обществознания

Статья просмотрена: 774 раз
Дата публикации: 11.02.2019

372.83

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Волкова Марина Сергеевна

магистрант 2 курса факультета истории и права,

Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

 

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам формирования правовой культуры учащихся на уроках обществознания, даётся определение правовой культуры, анализируются различные формы и методы обучения, которые могут способствовать вырабатыванию правовой культуры учащихся на уроках обществознания.

Ключевые слова: формирование правовой культуры, обществознание, учащиеся, активные и интерактивные методы обучения.

 

В школьном учебном плане предмет «Обществознание» занимает ведущую роль в области формирования правовой культуры учащихся. Именно на уроках обществознания учитель вырабатывает основы правовых знаний для дальнейшего совершенствования личности обучающегося, формирования его внутреннего самосознания, саморегуляции.

Правовая культура учащихся представляет из себя совокупность правовых знаний, умений, нравственно-правовых ценностных ориентаций личности, которые реализуются в жизнедеятельности человека, также она включает исполнение требований права и социально-активную позицию личности в правоохранительной деятельности. Процесс формирования правовой культуры должен строится в соответствии с её основными компонентами: интеллектуальными, эмоционально-ценностными и практическими [2, c. 77].

Актуальность проблемы формирования правовой культуры учащихся связана с значительным динамизмом социальных процессов, которые происходят в обществе, а также с высокими требованиями научно-технического прогресса. Для того чтобы правильно и глубоко разбираться в многогранной политической жизни, динамичных изменениях во всех сферах современного общества, нужно иметь гибкое мышление, стойкие мировоззренческие убеждения и последовательную правовую позицию.

Анализ понятия «правовая культура» как вида социальной культуры даёт возможность рассматривать ее как способность человека в рамках нормативных требований общества самостоятельно найти свое место в жизни на основании осознания собственных целей, средств их достижения и ответственности за принятое решение и последствия его реализации. Такой подход даёт возможность учителям смоделировать личность ученика, который имеет адекватные современному развитию общества знания [1, c. 14].

Формирование правовой культуры уча­щихся представляет собой целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, включаю­щий освоение учащимися правового опыта, выработанного человечеством, развитие правосознания которое со­ответствует нормам современного де­мократического общества, подготовку к адекватному правовому по­ведению в современной реальности и процесс становления личности учащегося как субъ­екта и объекта правоотношений.

Имея общую цель – формирование правовой культуры, – учебная деятельность на всех ступенях обучения в школе решает самостоятельные задачи. В начальных классах идёт формирование нравственных представлений о правилах поведения, а также вырабатывается понимание что такое добро и зло, справедливость, обязанность, мораль, совесть, честь и достоинство. На этапах обучения в средней и старшей школе расширять и углублять правовые знания учащихся позволяют все учебные дисциплины инвариантной части учебного плана, при изучении которых так или иначе, затрагиваются вопросы государства и права [3, c. 107].

Несомненно, школьный   курс обществознания обладает большим потенциалом в области фор­мирования правовых знаний и культуры обучающихся.

Для повышения интереса обучающихся к проблемам права, углубления их пред­ставлений о правовой сфере жизни общества, формирования у них правовой культуры на уроках обществознания необходимо использовать различные формы активного обучения: ролевые, ситуативные, сюжетные игры, «мозговой штурм», работа творческих групп и лабораторий, уроки – диалоги, но которые можно позвать сотрудников правоохранительных органов, уроки – «круглые столы», в ходе которых происходит личное вовлечение учащихся в процесс изуче­ния темы.  На данных уроках следует на конкретных примерах разбирать различные виды правонарушений и ответственность за их совершение. Таким образом, разбирая разнообразные правовые ситуации, обучающиеся постепенно формируют основы правовой культуры [1, c. 15].

Также на уроках обществознания следует использовать интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение представляет собой обучение через опыт, обучение в процессе общения, основанное на взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогом. Оно помогает вовлечению учащихся в активный процесс получения и переработки знаний. Применение активных методик даёт возможность сделать урок ярким, информативным, интересным и запоминающимся. Такое построение образовательного процесса вызывает интерес к предмету, помогают лучшему усвоению и запоминанию материала, создает комфортные условия для обучения.

Таким образом, суть построения правовой культуры на уроках обществознания состоит в том, что, используя перечисленные средства, школьный учитель дает учащемуся возможность не только раскрыть свой образовательный потенциал в вопросах права и законности, сформировать установку на правомерный тип поведения, но также и проявить свои творческие способности. Полученные навыки позволяют учащимся осуществлять свои права и свободы в рамках закона, не нарушая при этом права окружающих, защищать права и свободы от различных нарушений, давать морально – правовую оценку действиям всех субъектов общества и критически оценивать выполнение гарантий обеспечения прав человека.



Список литературы:

  1. Ляхова О. С. Сущностные характеристики правовой культуры как качества личности / О. С. Ляхова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2015. – № 1. – С. 13 – 16.
  2. Соловьев Н. Н. Социально-культурная деятельность как средство формирования правовой культуры молодежи / Н. Н. Соловьев // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 8. – С. 75 – 79.
  3. Корнишина М. М. Особенности формирования правовой культуры молодежи (результаты социологического исследования) / М. М. Корнишина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2010. – № 12.– С. 105 – 109.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: