» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Верш Вадим Альбертович , Студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Анализ агрессивности у интернет-зависимых подростков

Статья просмотрена: 632 раз
Дата публикации: 5.02.2019

УДК 159.9.075

АНАЛИЗ АГРЕССИВНОСТИ У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ

Верш Вадим Альбертович

студент 2 курса факультета психологии и педагогики

Научный руководитель: Алонцева Александра Ивановна

кандидат психологических наук

Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования

«Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк

 

Аннотация. В данной статье рассматривается взаимосвязь агрессивности и интернет-зависимости подростков. Проведен анализ по проблеме агрессивности подростков и проанализирован их уровень агрессивности. Представлен анализ взаимосвязи интернет-зависимости с агрессивностью подростков.

Ключевые слова: агрессивность, интернет-зависимость, подростковый возраст.

 

Интерес к данной теме обусловлен тем, что интернет в настоящее время является неотъемлемой частью в жизни современного человека. Подростки уделяют большое количество времени интернет ресурсам и интернету в целом.

Была выявлена цель исследования, а именно: исследование взаимосвязи интернет-зависимости с агрессивностью подростков.

В данном исследовании мы опирались на определение агрессивности отечественного психолога Н. Д. Левитова в котором говориться, что агрессивность может быть внешне ярко выражена, например, в грубости, но может быть и скрытым, принимать форму недоброжелательства, озлобленности [3].

Так же дополняя свою мысль Н. Д. Левитов выделял в агрессивности познавательные, эмоциональные и волевые компоненты.

Познавательный компонент агрессивности проявляется в ориентировании, требующем понимания ситуации, выделения в ней объектов нападения. Особое внимание необходимо уделить при изучении влияния угрозы на агрессию.

Эмоциональный компонент агрессивности выражается прежде всего в гневе. Но не всякий раз гнев переходит в агрессию. Более того, не всегда гнев ее провоцирует.

К волевому компоненту агрессивности Н. Д. Левитов относил целеустремленность, решительность, настойчивость, в ряде случаев инициативность и смелость. Агрессивность часто возникает и развивается в борьбе, а борьба требует волевых качеств [2].

При рассмотрении вопроса о интернет-зависимости в нашем исследовании, мы основывались на работах директора Центра интернет-зависимости К. Янг.

В представлении К. Янг интернет-зависимость - это многомерное явление, включающее следующие компоненты:

  1. Проявления эскейпизма - уход в виртуальную реальность тревожных и склонных к депрессиям лиц, ощущающих собственную незащищенность, имеющих низкую самооценку, одиноких и тяготящихся собственной жизнью.
  2. Поиск новизны.
  3. Стремление к постоянному стимулированию чувств.
  4. Эмоциональная привязанность - возможность освободиться от переживания неприятностей в реальной жизни, высказаться, быть понятым, принятым, получать поддержку и одобрение [1].

По мнению многих исследователей (Г. Крайг, В. Квин, Э. Эриксон и др.) подростковый возраст охватывает период от 12 до 18 лет. Начало этого периода рассматривается как период отдаления от взрослых с демонстративными стремлениями противопоставить себя взрослым, отстаивать свои права, освободиться из-под опеки и контроля взрослых, но с ожиданием от взрослых помощи, защиты и поддержки. В подростковом возрасте возникает потребность в доверительном общении, складываются две системы взаимоотношений - это общение со сверстниками, выступающее в качестве ведущей деятельности этого периода, и отношения с взрослыми, которые являются неравноправными, поскольку подростков, несмотря на их бунтарство, необходимо поддерживать и подбадривать [4].

Поскольку в этом возрасте наиболее активно продолжается процесс обучения различным способам преодоления жизненных трудностей, особая роль в успешности которого принадлежит поддерживающим взаимоотношениям со значимыми взрослыми, прежде всего родителями, можно сказать, что закрепление определенных особенностей и моделей поведения происходит именно в этом возрасте.

Исследования проводилось на базе одной из городских школ. Для реализации, поставленной целей исследования была отобрана выборка, состоящая из учеников в возрасте 16-17 лет. Так же нами была выдвинута гипотеза, которая звучит следующим образом: существует взаимосвязь между интернет зависимостью подростков и их агрессивностью, а именно, чем выше интернет-зависимость подростка, тем более выражено проявление агрессивности. В ходе работы были проведены такие методы психодиагностического тестирования как: тест интернет-зависимости К. Янг и опросник агрессивности А. Басса, А. Дарки.

В результате тестирования показали, что учеников, которые не проявляют признака агрессивности составил (90%). Но при этом являются обычными пользователями Интернета и имеют среднюю (50%) или низкую (10%) степень интернет зависимости. Тогда как процент и количество учеников, которые подвержены повышенному уровню агрессивности составил (10%) и входят в (40%) опрошенных, которые имеют некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением Интернетом, их уровень интернет-зависимости выше среднего.

По результатам тестирования, для проверки гипотезы нами был проведен корреляционный анализ по Пирсону. Результаты показали, что значение коэффициента корреляции Пирсона интернет-зависимости (по методике диагностики интернет компьютерной зависимости К. Янг) и агрессивности (по опроснику агрессивности А. Басса, А. Дарки) равно 0,763. Тогда как критическое значение коэффициента корреляции Пирсона (по таблице критических значений коэффициента корреляции Пирсона) равен 0,42. Что составляет меньше уровня значимости: p ≤ 0,05.

Корреляционная плеяда, изображающая обнаруженные взаимосвязи между уровнем интернет-зависимости и агрессивностью подростков представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Корреляционная плеяда взаимосвязи между уровнем интернет-зависимости и агрессивностью подростков

Таким образом анализируя полученные данные мы можем сделать вывод, что существует взаимосвязь между интернет-зависимостью подростков и их агрессивностью, а именно, чем выше интернет-зависимость подростка, тем более выражено проявление агрессивности.

Собранный нами эмпирический материал позволит разработать новые подходы, методики в психологии для решения возникших проблем связанные с интернет-зависимостью и агрессивностью в подростковом возрасте.



Список литературы:

  1. История и понятие интернет-зависимости [Электронный ресурс] // Интернет - зависимость информационный портал о профилактике и личности аддикции. Режим доступа: http://netaddiction.ru. (Дата обращения 20.01.2019).
  2. Левитов Н. Д. Фрустрация как один из видов психологических состояний [Текст] / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. – 2006. - № 6. – С. 72 - 86.
  3. Левитов, Н. Д. Психическое состояние агрессии [Текст] / Н. Д. Левитов // Вопросы психологии. – 2006. - № 6. – С. 168 – 171 с.
  4. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти [Текст] / А. А. Реан. – Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: