» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019
Автор: Шишкина Анна Васильевна, Парамонова Юлия Андреевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности стратегий копинг-поведения социальных работников в стрессовых ситуациях
Дата публикации: 27.01.2019
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ
РАБОТНИКОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ
Парамонова Юлия Андреевна
Шишкина Анна Васильевна
студентки
НИУ БелГУ, г.
Белгород
Аннотация.
В статье представлено исследование особенностей стратегий копинг-поведения
социальных работников в стрессовых ситуациях. Рассмотрено распределение
сотрудников с разными способами совладающего
поведения.
Ключевые
слова: копинг-поведение, совладающее
поведение, стресс.
В связи с высоким уровнем
психической напряженности на работе достаточно часто возникает стресс. Это
наиболее часто связано с выполнением профессиональных задач и функциональных
обязанностей в структуре определенной организации. Психологический стресс проявляется
в эмоциональных переживаниях, мотивационно-волевых, поведенческой
и когнитивных сферах. Интегральная оценка стрессового уровня на работе представляет
собой системную психодиагностику индивидуального стрессреагирования
на рабочие стресс-факторы и стресс-ситуации. Данная
задача, сама по себе, является очень сложной, ведь при ней необходимо оценить
многоуровневые проявления стресса. Систематизация и разработка адекватных
психодиагностических средств, которые определяют многообразные проявления
стресса, приобретает исключительное прикладное и научное значение для развития
современных технологий мониторинга психической напряженности людей, работающих в
организации [2].
Проблема стресса
разрабатывается достаточно давно, но, несмотря на это, учеными и практиками
признается недостаточность раскрытия многих ее аспектов. В том числе, это
относится и к диагностике многообразных проявлений психологического стресса. В
настоящее время выделяют методологические и методические трудности в
диагностике и измерении психологического стресса. Дискутируются возможности и
ограничения психологических опросников и тестов,
которые построены на субъективных оценках. Бесспорно, опросники
имеют свои ограничения, и их возможности, зачастую, становятся предметом дискуссии
и критики. Разработка надежных и валидных методик — процесс
очень сложный и достаточно длительный [1]. Поэтому каждая тема в практикуме
начинается с теоретической части, которая содержит в себе обсуждения как
общепринятых теорий и концепций стресса, так и дискуссионных вопросов, имеющих
отношение к диагностике широкого спектра стрессреагирования.
Вторая часть каждой темы — методическое обеспечение, которое представляет собой
отдельные методики и примеры их использования в реальных условиях нового поколения.
Проблема преодолевающего
поведения с каждым годом приобретает все большую популярность в зарубежной и
отечественной психологии. На это значительно влияет повышение стрессогенности социальной жизни и трудовой деятельности
человека, расширение спектра социальных кризисов, природных катаклизмов и
техногенных катастроф. Разнообразие стрессогенных
ситуаций и факторов, а также индивидуально-психологические особенности личности
обусловливают различные способы (стратегии и стили) преодолевающего поведения
человека в стрессовых обстоятельствах его жизнедеятельности [3].
Нами было проведено
исследование, целью которого является выявление особенностей копинг-поведения у социальных работников в ситуациях
стресса. Для изучения копинг-стратегий социальных
работников нами была взята методика Р. Лазаруса и С. Фолкмана «Способы совладающего
поведения». Полученные результаты представлены на рис. 1.
Рисунок 1. Распределение сотрудников с
разными способами совладающего поведения.
По результатам исследования выявлено, что 21%
социальных работников имеют такой преобладающий способ совладающего
поведения как «положительная переоценка». Данная стратегия предполагает попытки
преодоления негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее
положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного
роста. Она характеризуется ориентированностью на надличностное,
философское осмысление проблемной ситуации, включением ее в более широкий
контекст саморазвития личности.
У 18% сотрудников преобладающим способом совладающего поведения является «бегство-избегание».
Стратегия бегства-избегания представляет собой попытки преодоления человеком
своих негативных переживаний в связи с трудностями за счет реагирования по типу
уклонения: фантазирования, отрицания проблемы, отвлечения и т.п. При весомом
предпочтении этой стратегии возможно наблюдать неконструктивные
формы поведения в стрессовых ситуациях: уклонение от ответственности и действий
по разрешению возникших трудностей, отрицание либо полное игнорирование
проблемы, нетерпение, вспышки раздражения, переедание, чрезмерное потребление
алкоголя и т.п., целью которых является снижение мучительного эмоционального
напряжения.
16% сотрудников придерживаются
такому способу совладающего поведения как
«планирование решения проблемы». Данная стратегия предполагает попытки
преодоления проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных
вариантов поведения, планирования собственных действий с учетом объективных
условий, выработки стратегии разрешения проблемы, прошлого опыта и имеющихся
ресурсов.
У 13% сотрудников преобладает способ совладающего поведения «самоконтроль». Стратегия
самоконтроля представляет собой попытки преодоления негативных переживаний в
связи с проблемой путем целенаправленного подавления и сдерживания эмоций,
минимизации их влияния на оценку ситуации и выбор стратегии поведения, стремление
к самообладанию, высокий контроль поведения.
Также, в стрессовых ситуациях, социальные работники
прибегают к таким способам совладающего поведения как
«принятие ответственности» - 13% и «поиск социальной поддержки» - 13%.
«Принятие ответственности» предполагает признание личностью
своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение. В ряде
случаев это проявляется в отчетливом компоненте самокритики и самообвинения. При
умеренном использовании данной стратегии можно наблюдать стремление субъекта к
пониманию зависимости между собственными действиями и их последствиями,
готовность анализировать собственное поведение.
Стратегия поиска социальной поддержки представляет
собой попытки разрешения проблемы за счет привлечения внешних ресурсов, поиска
информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Данная стратегия
характеризуется ориентированностью на взаимодействие с другими людьми, ожиданием
внимания, совета, сочувствия.
У 3% сотрудников наблюдается такой способ совладающего поведения как «дистанцирование».
«Дистанцирование» характеризуется попытками
преодоления негативных переживаний в связи с проблемой с помощью субъективного
снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Сюда
относятся использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения
внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.
Такому способу совладающего
поведения как «конфронтационный копинг»
придерживаются также 3% социальных работников.
Эта стратегия представляет собой попытки разрешения проблемы за счет
осуществления конкретных действий, направленных либо на отреагирование
негативных эмоций в связи с возникшими трудностями, либо на изменение ситуации.
Таким
образом, в результате проведенного исследования можно отметить, что полученные
нами результаты не являются приемлемыми. Данная ситуация может быть обусловлена
плохой сплоченностью коллектива, неудовлетворенностью местом работы или
заработной платы, а также наличием личных проблем у сотрудников.
Список литературы:
- Щербатых, Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. — СПб.: Питер, 2006. — 256 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
- Леонова А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2000. № 3.
- Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Автореф. дисс. ... док. псих. наук. — М., 2005.
Комментарии: