» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019
Автор: Парамонова Юлия Андреевна, Шишкина Анна Васильевна, студентка
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Особенности экстравертированности, нейротизма и типа темперамента старшеклассников
Дата публикации: 27.01.2019
УДК
159.9
ОСОБЕННОСТИ
ЭКСТРАВЕРТИРОВАННОСТИ, НЕЙРОТИЗМА И ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Парамонова Юлия Андреевна
Шишкина Анна Васильевна
студентки
НИУ БелГУ, г. Белгород
Аннотация. В статье представлены
результаты диагностики экстравертированности / инровертированности и нейротизма
/ стабильности старшеклассников. Рассмотрено распределение студентов по различным
типам темперамента.
Ключевые слова: личность, старшеклассники,
экстравертированность, нейротизм,
темперамент.
Для
того чтобы быть успешным в какой-либо области жизнедеятельности, необходимо
хорошо знать самого себя, свои особенности, возможности, сильные и слабые
стороны [1]. Ведь только обладая достаточным уровнем информированности, мы
можем находиться в состоянии душевного равновесия и находить общий язык с
окружающими людьми [2]. Особенно важно это на этапе выбора жизненного пути,
профессионального и личностного самоопределения, то есть в период обучения в
старших классах [6].
Темперамент
– это те врождённые особенности человека, которые обусловливают динамические
характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной
возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
Стоит отметить, что не бывает лучших или худших темпераментов – каждый из них
имеет свои положительные стороны, поэтому главные усилия должны быть направлены
не на переделку темперамента, а на разумное использование его отрицательных
граней [5].
Таким
образом, нами было проведено исследование по изучению особенностей экстравертированности, нейротизма
и типа темперамента среди старшеклассников. В ходе изучения особенностей
темперамента мы получили следующие результаты, которые представлены на рисунке
1.
Рисунок 1.
Распределение старшеклассников по типу темперамента в целом по выборке (в %).
Мы
условно разделили выборку на группы. Первая группа – старшеклассники, у которых
преобладает такой тип темперамента как сангвиник (42%). Люди уравновешенные,
умеющие сдерживать себя, способные легко перенести смену обстановки, быстро схватывающие
всё новое, энергичны, работоспособны. Такие люди готовы всё время действовать,
организовывать что-либо. Испытуемые, относящиеся к данному типу темперамента, достаточно
гибки в общении с людьми, но предпочитает самостоятельность в делах.
Ко
второй группе относятся холерики (32%). Старшеклассники с данным типом темперамента
вспыльчивы и импульсивны, им трудно сдерживать себя. Часто бывают излишне резки
и прямолинейны. Могут увлекаться делом, но при неудаче - потеря интереса к
деятельности, очень быстрая смена настроения.
Третья
группа это флегматики (22%). Люди такого типа темперамента весьма уравновешены
в своих чувствах и действиях. Всегда остаются спокойными и ровными в сложных
жизненных ситуациях, рассудительны, сдержанны в
проявлении чувств, но медлительны. Старшие школьники проявляют упорство и
старательность, но усваивают всё постепенно, для них характерно трудное
переключение внимания, переход к новым методам работы, к новой обстановке.
Вступают в контакт с людьми не сразу, но
как товарищи всегда готовы помочь, на них вполне можно положиться
Менее
всего представлен тип меланхолики (4%). Очень впечатлительные люди, с повышенной
чувствительностью к внешним раздражителям. Их можно охарактеризовать как
беспокойных, тревожных, стеснительных, легко ранимых. С трудом вливаются в
новый коллектив, лишь в знакомой обстановке чувствуют себя уверенно. Работать
предпочитают в одиночку, с лёгкостью улавливают тонкости в поведении
людей, окружающем их мире.
Данные
выводы, мы можем сделать исходя из результатов экстраверсии/интроверсии и нейротизма. В ходе анализа результатов диагностики
выявлено, что большая часть участников исследования имеют средний уровень
выраженности показателей экстраверсии-интроверсии (47%). Аналогичная ситуация
наблюдается по показателю «Нейротизм-стабильность» (47%).
Мы можем говорить, что большинство участников исследования в различных
ситуациях могут проявлять экстравертированность и интравертированность в поведении, а также в отдельных
моментах нейротизм или стабильность. Явно выраженными
экстравертами являются 27% старшеклассников, интравертированность
демонстрируют 13% испытуемых. Низкий уровень нейротизма
выявлен у 13% , в то время как высокий уровень стабильности характерно для 40%
старших школьников, это связано прежде всего с
возрастным периодом становления личности, ведь старшие школьники
характеризуются высокой
чувствительностью.
Таким образом,
в результате проведенного исследования мы выявили, что большинство
старшеклассников относятся к такому типу темперамента как сангвиник, а меньше
всего к типу – меланхолик. Значения экстраверсии и нейротизма
в большинстве по группе выражены на среднем уровне.
Список литературы:
- Волков Б С. Психология юности и молодости: учеб. пособие. М.: Академ. Проект: Трикста.–2006.–256 с.
- Капрала Дж. Психология личности. – СПб.: Питер, 2003. -288 с.
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: «Питер», 2000. – 624 с.
- Русалов В.М., Манолова О.Н. Взаимосвязь характера и темперамента в структуре индивидуальности // Психол. журн. – 2005. – № 3. – С. 65-73.
- Уразаева Ф.Х., Уразаев К.Ф., Дашкина А.А. Психофизиологические и психологические свойства личности и их учет в профориентационной работе со старшеклассниками // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – Т. 12. – № 3 (2). – С. 444–446.
Комментарии: