» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Самсонова Екатерина Владимировна, старший преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Оценка готовности будущего учителя к инновационной деятельности и ее гностический критерий

Статья просмотрена: 459 раз
Дата публикации: 29.01.2019

УДК 37

ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ  БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ГНОСТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ

Самсонова Екатерина Владимировна

старший преподаватель

Елабужский институт Казанского федерального университета, г. Елабуга

 

Аннотация. Целью исследования является выявление необходимости формировать у будущих учителей умения и навыки учебно-исследовательской деятельности как основы гностического критерия оценки их готовности  к инновационной деятельности. В ходе исследования были поставлены следующие задачи: анализ литературы по проблеме исследования, определение основных показателей гностического критерия  готовности будущего учителя к инновационной деятельности, составление анкеты для учителей с целью выявления уровня их готовности к инновационной деятельности, проведение анкетирования, анализ результатов. Для решения задач использовались такие методы, как анализ, анкетирование, математический анализ данных. Автор выдвинул следующую гипотезу: если не формировать у будущих учителей умения и навыки учебно-исследовательской деятельности, то гностический критерий оценки готовности учителей к инновационной деятельности выявит низкий уровень. Результаты исследования показали низкий уровень владения учителями умениями и навыками учебно-исследовательской деятельности, и, следовательно, низкий уровень готовности учителей к инновационной деятельности с точки зрения гностического критерия, что доказало выдвинутую гипотезу. 

Ключевые слова: инновационная деятельность, умения и навыки учебно-исследовательской деятельности, гностический критерий готовности будущих учителей к инновационной деятельности, критическое мышление, аналитические способности.

 

Социальный заказ на специалиста с педагогическим образованием обуславливает необходимость формирования педагога нового типа – педагога-исследователя, разработчика новых технологий образования и воспитания [6, с.11].

Анализ литературы показывает, что школы и учителя, в них работающие, являются консервативными силами, которые оказывают серьезное сопротивление любым изменениям в процессе обучения, любым нововведениям [5]. Программа подготовки будущих учителей  к инновационной деятельности должна не только включать в себя инновационные подходы к обучению, но и развивать у студентов способность преодолевать разного рода трудности в процессе реализации ими инновационной деятельности.

В педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения, изменения  и развития учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения иной педагогической практики [2, с.63]. Проявление творческого подхода педагога к профессиональной деятельности является инновацией. Современный педагог не может не быть исследователем, который владея теорией и технологией инноваций, умеет практически применять их в своей профессиональной деятельности [3, c.6].

Педагогические вузы очень редко обращают должное внимание на организацию учебно-исследовательской деятельности студентов, которая предполагает формирование у них следующих умений: видеть и  вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить задачу, подобрать и создавать варианты решений; уметь строить   предположения   о   возможных   причинах   и следствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать и обосновывать гипотезы; ставить цели, анализировать ситуацию, получать и практически реализовывать готовый продукт, осуществлять рефлексию и самооценку; осуществлять   рефлексию   своей   деятельности,   поведения и ценностей [1, с.19].

В своем исследовании, проводимом на базе научно-исследовательской лаборатории инновационной педагогической деятельности Елабужского института Казанского федерального университета, мы выделили четыре критерия готовности учителя к инновационной деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, гностический, операционно-деятельностный.  Показателями гностического критерия являются следующие:

  • умение видеть проблему;
  • владение развитыми аналитическими способностями;
  • сформированное критическое мышление;
  • опыт поисково-исследовательской деятельности;
  • умение прогнозировать развитие собственного творческого потенциала с целью более продуктивной самореализации;
  • осознанное овладение методами исследовательской деятельности (анализ, синтез, гипотеза, моделирование, педагогический эксперимент и др.).

Справедливо заметить, что данные показатели предусматривают определенный уровень сформированности у будущих учителей умений и навыков учебно-исследовательской деятельности. Таким образом, мы приходим к выводу, что умения и навыки учебно-исследовательской деятельности являются основой гностического критерия оценки готовности будущего учителя к инновационной деятельности.

Проведенное нами анкетирование школьных учителей (случайная выборка - 562 учителя, генеральная совокупность - 1390 учителей)  показывает, что многие учителя не готовы на гностическом уровне к инновационной деятельности, как к деятельности по созданию высокоинтеллектуальных продуктов. Так 11,8 % учителей ответили, что они обладают развитыми аналитическими способностями. Видение проблем развито у 13,73 % респондентов. Критическое мышление сформировано лишь у 17,25 % учителей. Опыт поисково-исследовательской деятельности наработали только 13, 56 % педагогов. Всего 16,2 % учителей ответили, что они прогнозируют развитие собственного творческого потенциала с целью более продуктивной самореализации. Осознанно овладевают методами исследовательской деятельности 13, 91 % школьных учителей.

Таким образом, по результатам  нашего анкетирования мы делаем вывод, что проблема  формирования готовности будущих учителей к инновационной деятельности реально существует. Являясь актуальной задачей высшего образования,  формирование умений и навыков учебно-исследовательской деятельности у будущих учителей является необходимым и как средство познания педагогических явлений и как основа гностического критерия оценки готовности будущего учителя к инновационной деятельности. 



Список литературы:

  1. Гарунов М.Г. Самостоятельная работа студентов / под ред. М.Г. Гарунова, Г.И. Пидкасистого. - М.: Знания, 1978. - 34с.
  2. Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65.
  3. Кожекина Т.В. Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Кожекиной – М.: УЦ Перспектива, 2009. – 168 с.
  4. Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. - 2011. - №10. – С.91-94.
  5. Ellis A. K. Research on Educational innovations / Arthur K. Ellis. – 4th ed. p. 2005, 236 р.
  6. Fullan M. Change forces. London: Falmer Press, 1993.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: