» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019
Автор: Самсонова Екатерина Владимировна, старший преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Оценка готовности будущего учителя к инновационной деятельности и ее гностический критерий
Дата публикации: 29.01.2019
УДК
37
ОЦЕНКА
ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К
ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ГНОСТИЧЕСКИЙ КРИТЕРИЙ
Самсонова
Екатерина Владимировна
старший преподаватель
Елабужский институт
Казанского федерального университета, г. Елабуга
Аннотация. Целью
исследования является выявление необходимости формировать у будущих учителей
умения и навыки учебно-исследовательской деятельности как основы гностического
критерия оценки их готовности к
инновационной деятельности. В ходе исследования были поставлены следующие
задачи: анализ литературы по проблеме исследования, определение основных
показателей гностического критерия
готовности будущего учителя к инновационной деятельности, составление
анкеты для учителей с целью выявления уровня их готовности к инновационной
деятельности, проведение анкетирования, анализ результатов. Для решения задач
использовались такие методы, как анализ, анкетирование, математический анализ
данных. Автор выдвинул следующую гипотезу: если не формировать у будущих
учителей умения и навыки учебно-исследовательской деятельности, то гностический
критерий оценки готовности учителей к инновационной деятельности выявит низкий
уровень. Результаты исследования показали низкий уровень владения учителями
умениями и навыками учебно-исследовательской деятельности, и, следовательно,
низкий уровень готовности учителей к инновационной деятельности с точки зрения
гностического критерия, что доказало выдвинутую гипотезу.
Ключевые слова:
инновационная деятельность, умения и навыки учебно-исследовательской
деятельности, гностический критерий готовности будущих учителей к инновационной
деятельности, критическое мышление, аналитические способности.
Социальный
заказ на специалиста с педагогическим образованием обуславливает необходимость
формирования педагога нового типа – педагога-исследователя, разработчика новых
технологий образования и воспитания [6, с.11].
Анализ
литературы показывает, что школы и учителя, в них работающие, являются
консервативными силами, которые оказывают серьезное сопротивление любым
изменениям в процессе обучения, любым нововведениям [5]. Программа подготовки
будущих учителей к инновационной
деятельности должна не только включать в себя инновационные подходы к обучению,
но и развивать у студентов способность преодолевать разного рода трудности в
процессе реализации ими инновационной деятельности.
В
педагогической науке инновационная деятельность понимается как целенаправленная
педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического
опыта при помощи сравнения и изучения, изменения и развития учебно-воспитательного процесса с
целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения
иной педагогической практики [2, с.63]. Проявление творческого подхода педагога к
профессиональной деятельности является инновацией. Современный педагог не может
не быть исследователем, который владея теорией и технологией инноваций, умеет
практически применять их в своей профессиональной деятельности [3, c.6].
Педагогические
вузы очень редко обращают должное внимание на организацию
учебно-исследовательской деятельности студентов, которая предполагает
формирование у них следующих умений: видеть и
вычленять проблемы, строить предположения об их разрешении, уметь поставить
задачу, подобрать и создавать варианты решений; уметь строить предположения о
возможных причинах и следствиях явлений материального и
идеального мира, выдвигать и обосновывать гипотезы; ставить цели, анализировать
ситуацию, получать и практически реализовывать готовый продукт, осуществлять
рефлексию и самооценку; осуществлять
рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей [1, с.19].
В своем
исследовании, проводимом на базе научно-исследовательской лаборатории
инновационной педагогической деятельности Елабужского института Казанского
федерального университета, мы выделили четыре критерия готовности учителя к
инновационной деятельности: мотивационно-ценностный, когнитивный, гностический,
операционно-деятельностный. Показателями
гностического критерия являются следующие:
- умение видеть проблему;
- владение развитыми аналитическими способностями;
- сформированное критическое мышление;
- опыт поисково-исследовательской деятельности;
- умение прогнозировать развитие собственного творческого потенциала с целью более продуктивной самореализации;
- осознанное овладение методами исследовательской деятельности (анализ, синтез, гипотеза, моделирование, педагогический эксперимент и др.).
Справедливо
заметить, что данные показатели предусматривают определенный уровень
сформированности у будущих учителей умений и навыков учебно-исследовательской
деятельности. Таким образом, мы приходим к выводу, что умения и навыки
учебно-исследовательской деятельности являются основой гностического критерия оценки
готовности будущего учителя к инновационной деятельности.
Проведенное
нами анкетирование школьных учителей (случайная выборка - 562 учителя,
генеральная совокупность - 1390 учителей) показывает, что многие учителя не готовы на
гностическом уровне к инновационной деятельности, как к деятельности по
созданию высокоинтеллектуальных продуктов. Так 11,8 % учителей ответили, что
они обладают развитыми аналитическими способностями. Видение проблем развито у
13,73 % респондентов. Критическое мышление сформировано лишь у 17,25 %
учителей. Опыт поисково-исследовательской деятельности наработали только 13, 56
% педагогов. Всего 16,2 % учителей ответили, что они прогнозируют развитие
собственного творческого потенциала с целью более продуктивной самореализации.
Осознанно овладевают методами исследовательской деятельности 13, 91 % школьных
учителей.
Таким
образом, по результатам нашего
анкетирования мы делаем вывод, что проблема
формирования готовности будущих учителей к инновационной деятельности
реально существует. Являясь актуальной задачей высшего образования, формирование умений и навыков
учебно-исследовательской деятельности у будущих учителей является необходимым и
как средство познания педагогических явлений и как основа гностического
критерия оценки готовности будущего учителя к инновационной деятельности.
Список литературы:
- Гарунов М.Г. Самостоятельная работа студентов / под ред. М.Г. Гарунова, Г.И. Пидкасистого. - М.: Знания, 1978. - 34с.
- Гнездилова О.Н. Психологические аспекты инновационной деятельности педагога // Психологическая наука и образование. - 2006. - № 4. - С. 61-65.
- Кожекина Т.В. Технология выполнения и оформления учебно-исследовательской работы: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. Т.В. Кожекиной – М.: УЦ Перспектива, 2009. – 168 с.
- Петрова С.Н. Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор повышения качества подготовки специалистов // Молодой ученый. - 2011. - №10. – С.91-94.
- Ellis A. K. Research on Educational innovations / Arthur K. Ellis. – 4th ed. p. 2005, 236 р.
- Fullan M. Change forces. London: Falmer Press, 1993.
Комментарии: