» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019

Автор: Семенова Ирина Александровна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Меры ответственности субъектов, осуществляющих предоставление мер социального обеспечения

Статья просмотрена: 1538 раз
Дата публикации: 23.01.2019

УДК 349.3

МЕРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУБЪЕКТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ МЕР СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Семенова Ирина Александровна

студентка 3 курса

Гаевская Наталья Борисовна

Старший преподаватель

Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета,  г. Стерлитамак

 

Аннотация. Рассматриваются актуальные вопросы юридической ответственности в праве социального обеспечения. Отмечается специфика санкций, применяемых в отношениях по социальному обеспечению. Обращено внимание на особенности правового положения субъекта ответственности. Указывается на важную роль законодательного регулирования вопросов ответственности субъектов, предоставляющих социальные блага.

Ключевые слова: государство, ответственность, социальное обеспечение

 

Государство выступает одной из сторон правоотношений по социальному обеспечению. В этой сфере его представляют органы исполнительной власти и иные уполномоченные им субъекты, к полномочиям которых относится предоставление различных видов социального обеспечения гражданам, нуждающимся в их получении.

Фактическим основанием ответственности «можно считать непринятие мер по своевременной компенсации последствий реализации социального риска»[1, с. 146]. Государство выступает гарантом права каждого гражданина на социальное обеспечение, установленное статьей 39 Конституции РФ. Следует отметить, что исходя из статуса государства как одного из главных субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения, ответственность государства очень различна и по своему размеру велика. Поэтому выделяют следующие несколько ее видов.

Конституционно-правовой ответственности присущи все признаки, которые выделяют юридическую ответственность среди множества других социальных явлений. Это мера государственного принуждения, основой которого являются юридическое и общественное осуждение правонарушение, выражающееся в установлении для правонарушителя определенных отрицательных последствий. Но конституционно-правовая  ответственность имеет отличия, которые выделяют её среди других видов. Различие состоит в способе реализации мер конституционно-правовой ответственности, которые имеют иной характер, чем реализация мер юридической ответственности других отраслей права. В конституционно-правовой ответственности отсутствуют такие меры государственного принуждения, как конфискация имущества, штраф и т.д. Распространенными мерами конституционно-правовой ответственности, которые восстанавливают нарушенное право гражданина, являются: признание нормативных актов не соответствующими конституции, принуждение к выполнению конституционной обязанности, возмещение ущерба государством.

Уголовная ответственность наступает за деяния, которые рассматриваются обществом как наиболее опасные. На сегодняшний день в уголовном законодательстве предусмотрены две статьи предполагающие наступление ответственности в сфере социального обеспечения, одна определяет наказание тем, кто получает выплаты, пособия и иную материальную поддержку, другая определяет вину тех, кто эти выплаты осуществляет.

Статья 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат[2]. Санкция статьи с учетом тяжести деяния закрепляет различные виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, принудительные работы, лишение свободы (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Целью административной ответственности лиц, ответственных за предоставление гражданам социального обеспечения, является общая и частная превенция. Это позволяет уменьшить количество нарушений в сфере социального обеспечения. Зачастую люди просто физически не в состоянии самостоятельно защитить свои права и от осуществления работы сотрудниками уполномоченных органов зависит своевременная реализация человеком права на социальное обеспечение.

Согласно статье 5.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), непредоставление на безвозмездной основе услуг, а равно невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, влечет наложение административного штрафа[3].

Необходимо отметить  статью 15.34 КоАП РФ, которая закрепляет ответственность в виде штрафа за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

На данный момент институт административной ответственности за совершение правонарушения в сфере социального обеспечения развивается. В 2013 году в КоАП РФ была включена статья 6.30. Она устанавливает ответственность за невыполнение обязанностей об информировании граждан о получении медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также статья 15.33.1, устанавливающая санкции за невыполнение требований законодательства о размещении в сети Интернет информации об условиях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования [4].

Дисциплинарная ответственность представляет собой обязанность работника понести наказание, предусмотренное нормами трудового права, за виновное, противоправное неисполнение своих трудовых обязанностей

Уполномоченный государственный или муниципальный орган, являющийся юридическим лицом (организацией), как правило, является обязанной стороной в правоотношениях по социальному обеспечению. По большей части, они выступают в организационно-правовой форме учреждения (ст. 120 ГК РФ). Для осуществления своих функций они имеют в своем штате работников, которые исполняют определенные трудовые обязанности. Если работник ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, к нему могут быть применены меры дисциплинарной ответственности.

Особенностью трудовых обязанностей работников органов, которые предоставляют социальное обеспечение, является то, что они закрепляются нормативными актами. Примером может послужить обращение гражданина за предоставлением того или иного вида социального обеспечения, и если он предъявляет все документы, необходимые для этого, то сотрудник государственного органа обязан их принять, рассмотреть и принять соответствующее решение. Если такое решение не будет принято, то это является неисполнением своих трудовых обязанностей, вытекающих из нормативного акта. В этом случае гражданин имеет право обратиться к руководителю соответствующего органа с жалобой и руководитель вправе привлечь к дисциплинарной ответственности работника, нарушившего свои трудовые обязанности, в соответствии с установленным порядком.

Дисциплинарную ответственность за нарушения законодательства о социальном обеспечении несут только лица на стороне субъектов, уполномоченных предоставлять социальное обеспечение при условии неисполнения или ненадлежащего и исполнения своих трудовых обязанностей.

В сфере защиты социальных прав применяются различные виды юридической ответственности. Мы можем говорить о ней, как  о комплексном правовом образование, которое включает в себя нормы об ответственности различных отраслей права. Их объединяет единое целевое назначение - защитить и восстановить в рассматриваемой сфере нарушенное право как гражданина, так и компетентного органа. Право социального обеспечения является одной из наиболее важных сфер деятельности как государства, так и общества в целом, оказывающая неоценимое влияние на жизнь тех слоев населения, которые нуждаются в необходимой им помощи.



Список литературы:

  1. Курченко О.С. Государство как субъект права социального обеспечения: дис. канд. юрид. наук. Омск. гос. университет им. Ф. М. Достоевского, Омск, 2008
  2. Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации - 17 июня 1996 г. - № 25 - Ст. 2954.
  3. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ – 07 января 2002, № 1 (ч. 1) - Ст. 1.
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ // Собрание законодательства РФ - 2 декабря 2013г.- № 48 - Ст. 6165.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: