» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Февраль, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №2 (23) 2019
Автор: Гамидова Салимат Хизриевна, научный сотрудник сектора родных литератур
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Особенности изучения дагестанских баллад
Дата публикации: 23.01.2019
УДК 82
ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ
ДАГЕСТАНСКИХ БАЛЛАД
Гамидова Салимат Хизриевна
научный сотрудник
Дагестанский
научно-исследовательский институт педагогики им.А.А. Тахо-Годи, г.Махачкала
Аннотация. Баллады историчны
в силу своей приуроченности к определенным эпохам народной жизни,
по содержанию, глубине преломления трагических обстоятельств общественной,
семейной, бытовой жизни народа, по силе выражения народных представлений.
Историзм обнаруживается также в сюжете баллад, который является
результатом столкновения новой действительности, осмысляемой народным
сознанием, с предшествующей художественной традицией.
Ключевые слова:
баллада, поэзия, жанр, художественные произведения, женские и мужские образы,
образы героических и социально-исторических баллад.
Баллада - форма традиционная
для художественной культуры Дагестана. Обращение к таким аспектам, как генезис,
история формирования жанра, исследование сюжетного состава баллады, ее
идейно-художественного и эстетического богатства, а также роли традиций,
национально-особенного в содержании, стиле, поэтике открывает, на наш взгляд,
возможности для постижения типологически общих закономерностей национального
литературного процесса. Очень часто отмечают событийность баллады, ее
драматизм, а часто трагизм, сравнительно небольшой объем. По всей видимости, у
дагестанской народной баллады не было жанрового предшественника в фольклоре, и
говорить об определенности родовой доминанты в этом смысле трудно. Можно найти
признаки того, что дагестанские народные баллады формируются на основе
поэтических традиций эпоса. Им присущи патриотический пафос и героическое
содержание - черты основополагающие для
героического эпоса: это относится к
историческим и героическим балладам: (аварский) «Казамид Али», (лакский)
«Тургинав Алил», (аварский) «Пастух и Юсуп-Хан», (кумыкский) «Айгази», где
эпическое начало является доминирующим [8].
Но все же балладу нельзя
отнести к чисто эпическому жанру. По отношению к народной балладе в фольклоре
Дагестана, уместнее говорить о диалектическом соотношении эпического и
лирического начал, учитывая при этом ход исторической изменяемости жанра. В
период зарождения и становления дагестанской народной баллады прослеживается
подчинение ее художественных компонентов эпическому началу. В этом этапе
различимы эпические признаки: объективное и последовательное изображение
событий, законченный сюжет, повествование ведется в прошедшем времени,
отсутствует прямое выражение чувств. Поэтому в героических и исторических
балладах пародов Дагестана сохраняется «форма целого»[5, с.164].
Часто такое наблюдается в
семейно-бытовых и любовных балладах, в которых присутствует проникновение
лирических элементов. Такие произведения
отличаются эмоциональной характеристикой событий и действующих лиц,
психологизмом изображений любовных
переживаний. Автор-повествователь обычно встречается редко. Повествование
главным образом ведется от лица героев, что способствует созданию общей
напряженной и драматической тональности, повышенному эмоциональному воздействию
на слушателя. Происходит переосмысление балладного субстрата, он начинает, как
бы подчиняться лирической поэтической атмосфере. Хотя, возможно, точнее было бы
говорить о подчинении балладного начала лирическому, а о таком структурном
преобразовании жанра, при котором между этими началам устанавливаются
диалогические отношения.
Не всегда возможно конкретно
определить жанровую сущность баллады и ее специфические особенности в поэзии
Дагестана. Но в большей или меньшей
степени дагестанская баллада вобрала в себя основные жанроформирующие признаки,
характерные для европейской и русской баллады. Такие общие признаки проявляются
по национальному своеобразию, и
естественно в творчестве каждого поэта [4, c.128].
Существует два суждения о
генезисе баллады. Одни ученые считают балладу жанром дофеодального
происхождения Л.Н. Веселовскнй, Ф. Таммер, В. Андреев, другие В.Я. Пропп, Б.Н.
Путилов, Д.М. Балашов, А.В. Кулагина полагают, что баллада - характерный жанр
феодального времени [3]. Дагестанские фольклористы X.М. Халилов, Ф.О. Абакарова
придерживаются последней концепции и определяют время зарождения дагестанской
народной баллады концом XIV началом XV вв. Материал дагестанского фольклора
показывает, что примерно в XIV-XV вв. намечается все большее освобождение от
«жанрового синкретизма» и движение к созданию «чистых» жанров. Весьма вероятно,
это и есть момент рождения исторических и героических дагестанских народных
баллад.
Изучение текстов позволяет
говорить о существовании баллад, разрабатывающих тему кровной мести, почти у
всех народов Дагестана. В даргинском фольклоре: «Рассказ о Бике», «Храбрый
Бекбула, «Гора гнева», «Тигр - сын льва»; в аварском «Каримил Хаджи», «Пастух и
Юсуп-Хан», «Сестра Сулеймана», в лакском: «Кровник отца»,
«Брат Сулейман»[6].
Гипербола и контрастная
характеристика способствуют убедительности изображения победы героя над
многочисленными врагами. Психологические характеристики героев выявляются в
процессе раскрытия их отношений с «союзниками» и «противниками». Социальная
принадлежность героев и сфера их деятельности накладывают свой отпечаток на
самый тип героя в эпосе и балладе, В героях баллады не просматриваются
героические черты народа, это не воины-защитники родины, идеальные по своим
нравственным качествам люди. Это и не богатыри, а обыкновенные по своему
социальному складу и психологии герои, близкие к реальным [1, c.233].
Таким образом, дагестанская
народная баллада, вызванная к жизни объективной реальностью, опирается па
художественный опыт героического эпоса и извлекает из него то поэтическое
зерно, которое может «произрасти» на новой исторической почве новых балладных
жанровых образований. В XVI-XVII вв. процесс создания «чистых» жанров достигает
высшего уровня. Появляются классические дагестанские народные баллады:
семейно-бытовые и любовные, в которых поэтический материал имеет строгую
жанровую организацию. Далее, следующий этап характерен вновь усиливающимся
взаимообменом жанров и завершается в XIX веке, когда лирический жанр стал господствующим
в фольклоре народов Дагестана: баллады «Давди из Балхара» (лакский), «Два
друга», «Хаджи Мурад» (аварский), «Песня о Дударе» (кумыкский). Особенности
любого фольклорного жанра, и в частности дагестанской народной баллады, во
многом определяются социально-историческими условиями, спецификой народной
жизни и народного мировидения.
Исследователи не без основания
говорят о древнейшей кавказской общности, основанной на генетическом родстве
народов Кавказа, а также обусловленной сходными условиями материального,
общественного существования и тесным духовным общением в течение длительного
времени. В связи с этим любопытно и научно перспективно проследить
типологическую общность западной и восточной народной баллады или точнее,
«славянской» и «кавказской».
Специфика же дагестанской
народной баллады и шире
северокавказской, заключается в типологическом родстве, возникшем
независимо от места, времени и характера происхождения, а также благодаря
системным контактным связям, заимствованиям, взаимным культурно-историческим
влияниям.
Не зафиксированы элементы
балладного творчества в Южном Дагестане, где проживают лезгины, табасаранцы.
Но, несмотря на этнолингвистическое разнообразие, типологическая общность
дагестанских народных баллад свидетельствует о духовной близости народов
Дагестана и их культур, о наличии близких нравственно-этических и эстетических
идеалов, образующих своеобразный единый кодекс. Этот вывод формируется путем
сравнительно-типологического анализа системы образов народной баллады «внутри
исторического момента», посредством выявления образного типа», в котором
реализуется определенная концепция личности» [2, c.189].
Одно из главных мест в
дагестанских балладах занимают женские образы. Национально-специфической
особенностью дагестанской народной баллады является образ матери. Женские
образы в дагестанских народных балладах не однотипны и градации характера
психологические, социальные, исторические же выявляются по степени протеста
данной героини против несправедливости, духовного порабощения.
Баллады, запечатлевшие образ
женщины-воина: «Гора гнега», «Рассказ о Бике», «Тигр - сын льва» в даргинском
фольклоре, «Сестра Сулеймана» - в аварском, «Брат Сулейман» - в лакском. Данные
образы горянок наиболее ранние, сформировавшиеся в результате влияний традиций
героического эпоса.
Произведения, это наиболее
традиционные герои для семенно-бытовых и любовных баллад: «Проданная Меседу»,
«Несчастная жница», «Скорбная песня» (даргинский), «Бурхай Изажа», «Юноша из
Кумуха», «Черноглазая Ашура» (лакский), «Азайнинка», «Ашура-красавица»
(аварский).
Любовные и семейно-бытовые
баллады с развитым сюжетом, напряженным конфликтом, который чаще всего
завершается трагически. В них преобладают характеры горянок в своих реальных
проявлениях, отсюда возможность проследить
«движение души», понять своеобразие женского характера: «Гибель влюбленных»
(аварский), «Муртаза-Али и Меседу», «Три сердца» (даргинский), «Амирдул Заза»
(лакский). В таких сюжетах прослеживается протест горянки, но во всяком случае
ее нежелание смириться с устоявшимися традициями, стремление вырваться из
связывающих ее оков духовного рабства.
Мужские образы не оставались в
стороне, они также широко представлены в дагестанской народной балладе, в
которых проявляются как специфически-национальные, так и типологически-общие
черты.
Мужские образы делят по степени
социальной активности личности, которая зависима от различных этапов
формирования национального самосознания.
Образы героических и
социально-исторических баллад: «Казани Али» (аварский), «Гургннав Алил»
(лакский), «Пастух и Юсуп-хан» (аварский), «Каримил Хаджи» (аварский), «Айгази»
(кумыкский). Это образы героев ранних баллад, так как борьба одинокого героя,
совершаемая ради близких, заканчивается его победой, в обрисовке характеров
чувствуется художественная преемственность героического эпоса.
Очень часто встречается группа
социально-исторических, семейно-бытовых любовных баллад: «Не пора ли, мать,
жениться и мне», «Хочбар» (аварский), «Муртаза-Али и Меседу», «Дауда Мустафа»,
«Пастбища Хасан-Акая», «Храбрый Бекбулат» (даргинский), «Удаман Алил», «Амирдул
Заза», «Узул Тухарша» (лакский) и др. Герои этих баллад показаны в своих
социальных и в нравственно-этических характеристиках.
Мужские образы, связанные с
более поздними народными балладами, в которых смягчение драматических и
трагических развязок, а порой и их отсутствие, показывает медленное угасание
балладного жанра. Таковы герои даргинских баллад «Всадник на трехлетнем коне»,
«Бедный парень из Кубачи», лакской «Сестра
пяти братьев», «Красный цветок», аварской «Мне девушка мило сказала одна». В
основном это любовные баллады лиро-эпического склада с весьма активным героем.
Анализ образов народных
дагестанских баллад показывает, что в центре их обычно стоит один-два героя,
вокруг которых развивается действие. Изображение отрицательных персонажей
однотипно. Чаще всего - это жестокие феодалы, ханы или отец, братья героини. Но
они не получили широкой развернутой характеристики, и это специфическая
особенность дагестанской народной баллады вообще. В центре - драма личности, в
индивидуальной человеческой судьбе запечатлен драматизм феодальных отношений.
В 50-60-е годы XX века
происходит «второе рождение» жанра дагестанской баллады, если считать первым -
появление фольклорной баллады. Оно наполнено новым содержанием, наиболее
созвучным потребностям действительности. Жанр обогащен новыми качествами,
благодаря которым баллада особенно полно реализует свои возможности. Прежде
всего, это связано с именами таких поэтов, как Р. Гамзатов, Ф. Алиева, М.
Ахмедов, Амир-Гази, Т.-Б. Багандов, С. Рабаданов, М. Гамидов, А. Саидов, И.
Гусейнов, X. Хаметова, А. Алем, Д. Абдуллаев, М.-З. Аминов, Н. Юсупов, Ю.
Хаппалаев, А. Аджаматов, А. Аджиев и др [7].
Для дагестанской литературной
баллады, как и для народной, характерно наличие фантастического элемента.
Снимается и не становится для нее жанроопределяющим признаком трагическая
развязка, с которой была почти немыслима народная баллада. Не всегда в
современной дагестанской балладе поэт создает четкий развернутый сюжет. Он
заменяется фабульной коллизией, достаточной для того, чтобы жанр продолжал
активно функционировать в современном литературном процессе. Расширяется и
углубляется балладная тематика, что также обогащает жанр, способствуя его
дальнейшему дифференциации. Отсюда новые
разновидности баллады, новые типы изображенного в ней национального характера.
Наиболее существенным и важным
признаком, который буквально разрывает жанровую «оболочку» дагестанской
баллады, является появление в ней автора в качестве балладного героя, особенно
в 60-е годы, когда в балладе начинает активно функционировать напряженная мысль
поэта, появляется движение чувства, своеобразно стимулируя развитие жанра. В
одних балладах образ автора непосредственно включается в события и сюжет, в
других он как бы внешне отстранен, но при этом, отражается диалектика мышления
поэта, видна его эстетическая оценка изображаемого.
Создание героических и
исторических баллад в национальных литературах Дагестана свидетельствует о
типологическом сходстве в художественной разработке проблемы памяти
исторической, социальной, национальной.
Историческая память народа не
может исчезнуть, пока жив сам народ, живы его традиции так трактуется тема памяти в лучших балладах
о воине: Р. Гамзатова «Баллада о выпускниках», М.-З. Аминова «Бэмби», Амир-Гази
«Балтийская баллада: «Баллада о матери», А. Саидова «Обычай гор», «Три
джигита», А.-В. Сулейманова «Обелиски», Б. Магомедова «Курган Печали», Ф.
Алиевой «Баллада о юной горянке», «Баллада о солдатской могиле», «Баллада о
старой сабле», И. Гусейнова «Баллада о камнях» и во многих других [6].
Перечисленные баллады
национальны по форме, по способу выражения индивидуальных представлений каждого
поэта. Образ памяти - стержневой структурный и содержательный фактор,
указывающий на духовное, культурное родство народов Дагестана. Общность
мироведения, близкого к народному миросозерцанию, объединяет многих
дагестанских поэтов в создании баллад философского звучания, в которых на
первый план выдвигаются морально-этические аспекты, стремление разобраться в
драматических и трагических коллизиях сложнейшего XX века. Потому так свойствен
современной философской балладе интенсивный поиск средств и новых возможностей,
способствующих обновлению балладного жанра.
Темы и мотивы баллад
подсказываются встревоженным национальным самосознанием, раздумьями о вечных
нравственных категориях, о бытии, о судьбах своего народа, о состоянии природы
и человека.
Список литературы:
- Алексеева А. Н. Жанр баллады в советской поэзии 20-х годов. Жанры советской литературы. Вопросы теории и истории// Ученые записки Горьковского университета. Т. 79. Горький. 1968. С. 232-254.
- Ахлаков Л. Л. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. -М.: Наука. 1961. -229 с.
- Гуляев Н.А. Теория литературы. М. 1977.
- Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана, -М.: Изд-во вост. лит.. 1962. 206с.
- Кузьмичев И.К. Герой и народ. Раздумья о судьбах эпопеи. -М.: Современник.1973. -336с.
- Юсупова Д.М. К вопросу о соотношении эпического и лирического начал в дагестанской народной балладе//Актуальные проблемы изучения фольклора и литератур народов Дагестана: Тезисы докладов региональной научной конференции. – Махачкала. 1987.
- Юсупова Д.М. Роль эпических традиций в становлении дагестанской народной баллады/ Проблемы межжанровых взаимосвязей в фольклоре народов Дагестана. – Махачкала. 1990.
- Юсупова Д.М. Типология образов в балладе народов Дагестана//ж. Дружба. – Махачкала. 1991 г., № 2.
Комментарии: