» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Алиев Шамшод Сангинович, Тохиров Тохиржон Исломжонович, к.т.н., старший преподаватель
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Механизм обеспечения экономической безопасности автотранспортной системы региона

Статья просмотрена: 566 раз
Дата публикации: 9.01.2019

УДК 338.47:656(575.3)

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ РЕГИОНА

Алиев Шамшод Сангинович

к.т.н., старший преподаватель

Тохиров Тохиржон Исломжонович

старший преподаватель

Политехнический институт Таджикского технического университета имени академика

М. С. Осими, г. Худжанд

 

Аннотация. Статья посвящена механизму обеспечения экономической безопасности автотранспортной системы региона. Многие конкретные угрозы влияют на функционирования автомобильного транспорта в регионе, они не новы по своему содержанию, меняться может лишь форма проявления. Управление экономической безопасностью автотранспортной системы региона требует сведения этих методов и механизмов в единую систему, основанную на общих принципах и критериях оценки экономического состояния автотранспортной системы региона. Эти принципы и критерии позволили бы выявлять и устранять возникающие угрозы и вырабатывать стратегические решения, обеспечивающие устойчивость развития автотранспортной системы региона.

Ключевые слова: автотранспортная система, регион, экономическая безопасность, механизм обеспечения экономической безопасности.

 

Экономическая безопасность функционирования автотранспортной системы региона зависит от способности своевременно и в достаточном объеме удовлетворять экономические потребности и требования групп интересов [1]. С другой стороны, экономическая безопасность автотранспортной системы региона отражает потенциальные возможности перевозки грузов и пассажиров, пользующейся спросом, на основе сбалансированного и наилучшего использования всех видов ресурсов в нестабильной и неопределенной рыночной ситуации. Результатов функционирование высоконадежных элементов автотранспортной системы является основой роста материального и культурного уровня жизни общества.

Научное определение «механизм» происходит от греческого «mechane», что означает «орудие», «машина» [3]. В настоящее время существует множество понятий по содержанию и возможности использования категории «механизм» в экономике. В планово-распределительной системе хозяйствования под механизмом понимали совокупность таких элементов, как организационная форма и структура управления, методы и рычаги воздействия, обеспечивающие эффективную реализацию присущих социалистическому производству целей и наиболее полное удовлетворение общественных, коллективных и индивидуальных интересов [5]. Данное определение, на наш взгляд, не потеряло актуальности и в современных условиях, так как в содержании механизма имеют место элементы, необходимые для устойчивого развития автомобильного транспорта

В науке дискуссионным является  применения понятия «механизм», так как он подразумевает жесткие, изначально оговоренные границы, составляющие элементы, рычаги приведения в действие и т. п., в то время как современные условия выдвигают требования органичности ко всем системам, в том числе и к транспортным [5].

По мнению Е. Н. Борисенко, термины «организационно-экономический механизм», «рыночный механизм», «хозяйственный механизм», являются несовместимыми, поскольку лишают подвижные экономические системы живого содержания, отождествляют их с «безумными, бессознательными, лишенными адаптации механическими системами» [2].

Использование категории «механизм» относительно автомобильного транспорта допустимо, однако нельзя представлять механизм как совокупность элементов, имеющих единую функциональную цель, что приведет к отождествлению его с системой. Гибкость и адаптивность механизма обусловливается учетом всех возможных внешних и внутренних факторов его становления.

Механизмом обеспечения экономической безопасности автотранспортной системы региона будем понимать целостную систему, состоящую из отдельных, относительно самостоятельных, но одновременно и взаимосвязанных и взаимодействующих структурных элементов.

К основным элементам механизма относятся:

  • форма организации производства;
  • экономические отношения;
  • управление;
  • система стимулов;
  • планирование;
  • налогообложение;
  • финансирование;
  • ценообразование.

Механизм обеспечения экономической безопасности автотранспортной системы региона призван обеспечивать создание условий, мотивирующих эффективную деятельность всех элементов системы, высокую степень согласованности общественных и личных потребностей и интересов. Механизм должен способствовать обеспечению экономической безопасности на входе и выходе из системы, создать надежные условия функционирования управляющей и управляемой систем [4].

Механизм экономической безопасности автотранспортной системы региона представляет собой совокупность:

  • экономической безопасности автотранспортной системы региона;
  • функций, реализующих процесс управления экономической безопасностью;
  • ресурсное обеспечение механизма;
  • целевая направленность, содержащая основные организационные формы и экономические инструменты, необходимые для обеспечения экономической безопасности автотранспортной системы региона.

Теоретическая составляющая представляет собой фундамент формирования механизма. Экономической безопасности - система убеждений в автотранспортной системе, содержащая образ мышления и обязательства каждого работника выполнять свои должностные функции в соответствии с требованиями безопасности.

Целевая составляющая раскрывает содержание механизма по отдельным элементам автотранспортной системы региона - это совокупность взаимоувязанных организационных форм и экономических подходов и инструментов, позволяющих системы непрерывно функционировать в условиях динамичности среды, достигая и сохраняя планируемые параметры и результаты путем реализации процедур обеспечения безопасности, регулируемых внешними и внутренними нормами и правилами.

Действия экономического механизма направлены на обеспечение безопасности функционирования автомобильного транспорта в регионе на входе, обеспечение безопасности управляющей подсистемы, обеспечение безопасности управляемой подсистемы, обеспечение безопасности автотранспортной системы на выходе.

Обеспечивающая составляющая искомого механизма включает в себя научно-методическое, информационное, организационно-правовое, материально-техническое, кадровое и финансовое обеспечение. Наиболее существенным элементом механизма являются административно-экономические инструменты, которые собственно и приводят механизм обеспечения экономической безопасности автотранспортной системы региона в действие.

К административным инструментам республиканского и регионального уровня можно отнести законодательное регулирование, лицензирование, квотирование, нормирование, ограничение, инспектирование.

Функциональные нарушения в работе элементов автотранспортной системы региона устраняются некоторой системой, состоящей из четырех типов механизмов: резервирования, регулирования, компенсации и защиты.

Если девиация нормального уровня экономической безопасности превышена - это означает, что в действие вступают механизмы резервирования, для управляющей системы это означает необходимость корректировки установленных норм и возможность осуществления инвестиционных проектов, так как для этого в деятельности автотранспортной системы региона образовались неиспользуемые избыточные резервы. Если при появлении внешнего или внутреннего воздействия вступает в действие механизм защиты, который «отбрасывает» те возмущения, которые не превышают пороговых значений и считаются для системы несущественными, то это означает, что фактическое состояние автотранспортной системы находится на уровне нормальной экономической безопасности. Механизм защиты обычно не требует значительного ресурсного обеспечения, но призван экономить ресурсы системы.

Можно выделить следующие основные характеристики механизма, определяющие направления совершенствования автомобильного транспорта в регионе:

-           создание благоприятной среды для развития перевозок и предпринимательства обеспечивается стабильным хозяйственным законодательством, диагностикой основных экономических показателей. При этом все формы собственности имеют равные права на существование, а приоритетной является та, которая содействует повышению эффективности производства и уровня жизни населения.

Таким образом, механизм повышения экономической безопасности автотранспортной системы региона предполагает достижение эффективных параметров функционирования, сохранение производственного и кадрового потенциала, создание бизнес элементов автотранспортной системы рыночного типа, сочетающих предпринимательскую деятельность с государственным регулированием, формирование предпосылок и условий для надежного их функционирования.

Представление механизма повышения экономической безопасности автотранспортной системы региона, формируемого на основе научных подходов и принципов с использованием базовых и прикладных теорий, в широком и узком смысле констатирует множественность его элементов, что доказывает сложность процесса обеспечения безопасности. В этой связи необходим выбор конкретных инструментов механизма в зависимости от условий функционирования элементов автомобильного транспорта в регионе, стадии развития его финансово-хозяйственной деятельности, и, как следствие, от настоящего уровня экономической безопасности автотранспортной системы региона.



Список литературы:

  1. Тохиров Т.И. Основные функциональные составляющие экономической безопасности автотранспортных предприятий. Бюллетень транспортной информации. 2014. № 5 (227). С. 22-24.
  2. Борисенко Е. Н., Ковалев Д. А. Экономическая безопасность финансово-хозяйственной деятельности в России в условиях рынка // Предпринимательство в России: проблемы и перспективы. М., 2003. Вып. 4. С. 20.
  3. Гапоненко В. Ф. Экономическая безопасность предприятия: подходы и принципы. М., 2008.
  4. Меркулова Е. Ю. Формирование индивидуальной финансовой нормативной модели управления экономической надежностью производственных систем // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.
  5. Юрьев В. М., Карпунина Е. К., Якунина И. Н. Россия в системе координат постиндустриального раз вития // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 12.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: