» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Рудкая Юлия Владимировна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Групповые формы работы в формировании навыков автономного обучения у студентов факультета иностранных языков

Статья просмотрена: 460 раз
Дата публикации: 11.01.2019

УДК 372.881.111.22

ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ АВТОНОМНОГО ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Заседателева Марина Геннадевна

кандидат филологических наук, доцент

Рудкая Юлия Владимировна

студент

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются групповые формы работы в формировании навыков автономного обучения у студентов факультета иностранных языков. Приведены примеры упражнений повышающие навыки автономного обучения у студентов. Рассмотрены правила организации групповой работы в формировании навыков автономного обучения.

Ключевые слова: автономное обучение, групповые формы работы, компетентностная парадигма.

 

Исполнение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения приводит к необходимости изменения учебно- методического содержания подготовки студентов. Необходим поиск новых форм организации учебного процесса, в которых делается акцент на усиление роли автономного обучения студента.

Современное общество требует от системы высшего образования переход на компетентностную парадигму образования. Задача данной компетентностной парадигмы- это формирование специалиста, способного к самостоятельному решению проблем профессиональной деятельности. Выпускник высшей школы должен быть готов к регулярной автономной профес­сиональной и образовательной деятельности, освоению новых технологий, новых систем знаний, к самостоятельному проектированию и внедрению новшеств. Неотъемлемые качества современного профессионала-  способность к самооб­разованию, к постановке собственных образова­тельных целей и задач, к выработке собственных образовательных привычек, к самооценке своего образовательного результата, к наращиванию свое­го образовательного капитала.

Для организации автономного обучения у студентов факультета иностранных языков в образовательный процесс вводятся различные формы автономного обучения. По виду осуществляемой деятельности деятельности автономное обучение делят на воспроизводящую и творческую, а по месту организации на аудиторную и внеаудиторную работу [2].

Существуют следующие формы автономного обучения: индивидуальная, парная и групповая. Групповая форма автономного обучения учит студента работать в коллективе, что способствует его социализации и во время обучения и после завершения учебы [3].

Поэтому в данной статье мы рассмотрим групповые формы автономного обучения у студентов факультета иностранных языков.  В процессе групповой работы происходит самообучение и взаимообучение студентов. Автономное обучение осуществляется во время автономного изучения студентами темы. Взаимообучение происходит в ходе обмена освоенной информацией. Каждый член группы обязан проработать свое задание, обучить своего партнера и сделать выводы согласно поставленной цели. При организации групповой работы должно быть соблюдены определенные правила:

1)         задание к работе дает преподаватель;

2)         преподаватель задает временные рамки;

3)         формулировка к заданиям однозначная;

4)         создается возможность соревнования между группами;

5)         студенты сами распределяют функции между членами группы;

К данной форме автономного обучения можно отнести следующие виды упражнений.

"Мозговой штурм"- это коммуникативное упражнений, в течении которого студенты разрабатывают семантические поле на определенную тему. В основе этого упражнения лежат приемы семантических ассоциаций. Данный вид деятельности дает возможность обучаемым с разным уровнем знаний вносить свой вклад в разработку идеи, совместной работой увеличивать общее информационное поле, активизировать словарный запас.  Семантическое поле, в данном упражнении, представляется в графически упорядоченном и логически связанном виде основные понятия обсуждаемой теме. В центр смыслового комплекса помещается главное определение- ключевое слово, по ассоциации с которым записываются возникающие идеи. Данные идеи способствуют запоминанию слов и выражений, установлению причинно-следственных связей, что может служить планом для построения самостоятельных устных высказываний и создания  письменных тем.

Следующее упражнения групповой формы автономного обучения- это составление рассказа с заданной лексикой. Студентам дается карточка с несколькими высказываниями по изучаемой теме и предлагается составить небольшой рассказ, максимально используя лексический материал. Затем группа студентов представляют получившийся рассказ перед аудиторией.

Еще одна групповая форма организации автономного обучения — проведение дебатов [4]. Дебаты — игровая технология, имеющая свои правила. Данная игровая технология позволяет развивать коммуникативные навыки студентов, умение грамотно вести полемику, отстаивать свою позицию на основе знаний и логических рассуждений. Дебаты развивают у студентов критическое мышление, включая умение сопоставлять и сравнивать, самостоятельно находить и анализировать информацию из различных источников. На этапе подготовки студентам нужно собирать и анализировать информацию, критически мыслить, делать самостоятельные выводы. Дебаты развивают коммуникативные навыки.

Решение проблемных задач в групповом режиме – одно из средств активизации аудиторной автономной учебной деятельности. Проблемная ситуация – это комплекс условий (речевых и неречевых), необходимых для возникновения проблемы и стимулирующих студентов решать проблемные задачи. Проблемная ситуация включает в себя следующие компоненты: проблему (речемыслительная или проблемная задача), процесс решения, субъект, осуществляющий этот процесс (обучаемый), потребность и возможность учащегося решить проблемную задачу [5]. Проблемная задача характеризуется наличием преграды, т.е. интеллектуального затруднения на пути к цели. Цель этого задания заключается в решении проблемной задачи или нахождении выхода из психологической проблемной ситуации, необходимостью выбора одного или нескольких вариантов решения проблемной задачи. Данное упражнения способствуют повышению мотивации, требуют умственного напряжения и стимулируют речевую активность и самостоятельность обучаемых в ходе обсуждения проблем. Большую роль в ходе решения проблемных задач играет непроизвольное запоминание языкового материала (лексических средств и грамматических структур), а также тренировка навыков и развитие умений автономной деятельности в группе [1, с. 13].

 Дискуссия выполняется в групповом режиме на занятии. Дискуссия включает в себя элементы монологической речи, т.е. более или менее развёрнутые высказывания отдельных участников. Тема дискурссии должна быть сформулирована так, чтобы представляет интерес для студентов. Тогда участники дискуссии проявляют высокую степень активности и самостоятельности, определяя проблематику, содержание и ход обсуждения. Для эффективного ведения дискуссии большое значение придаётся умениям внимательно слушать и понимать собеседника, вступать в дискуссию, задавать вопросы, переходить к новому аспекту обсуждаемой темы, оценивать реплики собеседников. Также важны навыки логического мышления и умения делать умозаключения, сравнивать точки зрения, проводить аналогии, выделять приоритеты, выявлять причинно-следственные связи.

Регулярная автономная работа над заданием такого рода дает студенту более глубокие и прочные знания, учит применять полученные знания на практике.

Заключительным этапом в формировании навыков учебной автономии студента является развитие креативных умений, необходимых буду­щему специалисту:

         осуществлять самостоятельный поиск инфор­мации;

         отбирать материал для написания работ;

         делать реферативные переводы;

          составлять тексты выступления для студенче­ских научных конференциях и круглых столах.

Эффективная организация автономного обучения по иностранному языку рассматривается в настоящее время как одна из наиболее актуальных задач обучения в вузе. Выполнение различных видов упражнений для формирования навыков автономного обучения  способствует более эффективному овладению материалом, росту мотивации учения, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, развивает творческую активность и инициативу. Способность студентов к осуществлению автономной деятельности подразумевает сформированность самосознания, адекватность самооценки, рефлексивность мышления, организованность, целенаправленность личности, независимость в принятии решений, критичность и гибкость в действиях, в значительной степени определяет качество их профессиональной подготовки.



Список литературы:

  1. Ковалевская Е.В. Проблемный обучение: подход, метод, тип, система. М., 2000. 247 с. 13.
  2. Леонтьев А.А. Управление усвоением иностранного языка. М: Просвещение, 1975. С. 10–16.
  3. Лужник Л.А. Организация автономной работы студентов по ИЯ в цикле аудиторных-внеаудиторных занятий в техническом вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974. 20 с.
  4. Маргарян Т. Д., Алявдина Н.Г. New trends in ESP Teaching. Материалы межвузовской научно-практической конференции «Обучение иностранным языкам в контексте диалога культур». Москва, РУДН,013,с. 129–131.
  5. Сафонова В.В. Проблемные задания на уроке иностранного языка. М.: Еврошкола, 2000. 178 с. 25. Haines S. Project for FLT Classroom. Nelson, 1989.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: