» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019
Автор: Друзякина Альбина Дмитриевна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Современные проблемы функционирования некоммерческих организаций в России
Дата публикации: 12.01.2019
УДК 338
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ
Друзякина Альбина Дмитриевна
студентка 4 курса
учетно-финансового факультета
Научный
руководитель: Клишина Ю.Е.
к.э.н., кафедры финансы, кредит и страховое дело
Ставропольский
государственный аграрный университет, г. Ставрополь
Аннотация. На основе анализа изменений в
законодательстве о некоммерческих организациях выявлены основные проблемы их деятельности и предложены пути
совершенствования законодательства в этой области.
Ключевые слова: некоммерческие организации, источники,
финансы, законодательство.
Гражданское общество является
одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Конституция
Российской Федерации в статье 1 провозглашает Россию демократическим правовым
статусом. При разработке этого положения статья 3 Конституции Российской Федерации
устанавливает единственный источник власти - многонациональный народ, который
осуществляет свою власть напрямую (через референдумы и свободные выборы), а
также через государственные органы и органы местного самоуправления. Наряду со
статьей 13 Конституции Российской Федерации устанавливает основу для
функционирования основных институтов гражданского общества, демократических
принципов создания и функционирования политической системы: идеологического
разнообразия, отказа от одной идеологии и запрета на простое существование
государственной и (или) обязательной идеологии. Независимость гражданского
общества от институтов государственной власти основываются на принципах
народного суверенитета, многообразия собственности, свободы экономической
деятельности, идеологического разнообразия, политического плюрализма и
многопартийности.
Конституция Российской
Федерации реализует эти принципы через конкретные права и свободы, направленные
на достижение целей граждан и их объединений, защиту законных интересов и ограничение
вмешательства государства в проявления активной позиции гражданского общества.
Одним из важных элементов проявления позиций гражданского общества в Российской
Федерации является создание гражданами на основе объединения и самоорганизации
общественных организаций.
На основе принципа
идеологического разнообразия (статья 13 Конституции Российской Федерации)
общественные объединения имеют возможность участвовать в политической жизни
страны. Это способствует более полному осуществлению демократии в стране,
участию в политической деятельности новых групп населения, формированию
правовой политической оппозиции, многопартийности. Обеспечить,
реализацию принципа политического плюрализма, чтобы не навредила обществу, в
части 5 ст.13 Конституции Российской Федерации установлены ограничения на те
общественные объединения, цели и действия которых направлены на насильственное
изменение основ конституционного строя, нарушение целостности Российской
Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных групп, подстрекающих
к социальной, расовой, национальной и религиозной войне.
Политический плюрализм, представляющий собой свободу политических действий в
рамках закона, позволяет беспартийным гражданам России участвовать в
политическом процессе лично или с помощью независимых ассоциаций и движений. В
соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О
некоммерческих организациях» (далее — Закон об НКО) некоммерческие организации
(далее — НКО) создаются для достижения социальных, благотворительных,
культурных, образовательных, научных и управленческих целей. В число НКО входят
общественные и религиозные организации (объединения) [2].«Третий сектор»- это
коллективная концепция, объединяющая все типы и формы некоммерческих (общественных)
организаций, в том числе действующих без государственной регистрации. Сегодня
«третий сектор» принял и активно развивает направление электронного
взаимодействия граждан между собой, с НПО, органами государственной власти [1]
и участием в прямой реализации прав граждан.
Главной особенностью правового
статуса НКО является право выдвигать кандидатов на муниципальных выборах [3]. В
России на данный момент происходит сокращение третьего сектора при том, что государство обеспечивает поддержкой финансирования.
По данным Федеральной службы государственной статистики России, в 2013 году
было 10495 зарегистрированных общественных объединений, из них 53026
общественных организаций, в 2016 году — всего 100405 общественных объединений,
из них 55886 общественных организаций [2].Причины сокращения числа общественных
объединений является принятие поправок к Закону о НПО: Министерство юстиции
Российской Федерации может по своему усмотрению вносить в реестр иностранных
агентов любые общественные ассоциация, занимающаяся «политической
деятельностью» или финансируемая из-за рубежа. Важно отметить, что
четкой формулировки «политической деятельности» Закон о НКО не содержал, что
создавало проблемы в понимании и толковании термина представителями
общественных организаций и Министерства Юстиции РФ. Президент РФ также
подчеркнул, что формулировка «политическая деятельность» должна быть
единообразной[1]. По состоянию на 03.02.2016 г. НКО в статусе иностранного агента
116 общественных организаций, из них 21 НКО прекратили свою деятельность, в
связи с их ликвидацией. Руководство некоторых НКО, например, межрегиональная
организация «Комитет против пыток», приняла решение о ликвидации только из-за
несогласия формулировки «иностранный агент», которая воспринимается в обществе
как шпионаж. К 2016 году ситуация изменилась: 22 января на сайте Министерства
Юстиции РФ и сайте Гражданских инициатив был опубликован законопроект, в
котором была дана точная формулировка «политической деятельности». Но на этапе
обсуждения изменений в федеральном законе о НПО веб-сайт
Всероссийского гражданского форума (UCF) опубликовал обращение к
государственным органам с просьбой не допускать изменений (а именно,
расшифровки термина «политическая деятельность»,).«Поскольку
инновации» ставят какую-либо общественную деятельность»Просмотреть исходный перевод. Однако в июне
2016 года поправки вступили в силу. Таким образом, благодаря Комитету по
гражданским инициативам и Министерству юстиции Российской Федерации были
внесены изменения, которые устранили непонимание понятия «политическая
деятельность» между государственными органами и общественными организациями.
Статус иностранного агента налагает определенные обязательства на НКО на
предоставление документов, в том числе финансовых, в уполномоченные органы
(пункт 3 статьи 32 Закона о НПО).[1]
Большие суммы штрафов вынуждают руководство
некоторых общественных организаций сокращать штат, а это сказывается на уровне
безработицы, и еще одной главной проблемой является контроль государственных
структур над НКО в сфере их деятельности и расходования финансовых средств. В
целях решения данной проблемы необходимо
привлечь помощь общественных контролеров, т. е. подключение процедуры
общественного контроля. Это способствует сокращению расходования бюджетных
средств, чем предотвращает возникновение кризиса, а также позволит гражданам РФ
ближе познакомиться с общественными организациями и их деятельностью. Ведь по
итогам социологических опросов большая часть населения РФ не знакома с третьим
сектором. Стоит отметить, что общественные контролеры не имеют плана
проверок НКО в отличие государственных органов. Это позволит обеспечить
наиболее полный и детальный контроль над деятельностью и финансированием НКО.
Таким образом, можно сделать вывод, что
закон о НКО ставит общественные организации в трудное положение, что
вызывает бурное обсуждение, как в России, так и за рубежом [1].
Список литературы:
- Воробьева Е.И «Общественные организации в структуре гражданского общества» В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 5 частях. ООО «АР-Консалт». 2014. С. 124–126.
- Воробьева Е. И. Современные проблемы функционирования некоммерческих организаций в России // Молодой ученый. — 2016. — №21. — С. 577-580. — URL https://moluch.ru/archive/125/34871/ (дата обращения: 24.11.2018).
- Громыко С. В., Курячая М.М Проблемы совершенствования процедур общественных обсуждений и публичных слушаний в механизме общественного контроля в Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2015. Т. 1. № 3 (3). С. 124–131
Комментарии: