» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Федулкин Дмитрий Юрьевич, магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений: уголовно – правовая характеристика и особенности профилактики в образовательных учреждениях

Статья просмотрена: 632 раз
Дата публикации: 9.01.2019

УДК 343.5

ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: УГОЛОВНО – ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ОСОБЕННОСТИ ПРОФИЛАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Федулкин Дмитрий Юрьевич

магистрант 2 курса факультета истории и права

Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск

 

Аннотация. В данной статье анализируется такой вид преступления как «вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений», даётся уголовно – правовая характеристика данного состава, а также рассматриваются меры профилактики данного рода преступлений в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: Вовлечение, несовершеннолетний, преступление, образовательное учреждение, профилактика.

 

В последнее время во многих Российских регионах специалисты указывают на тенденцию увеличения числа преступлений, которые совершены лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности. Российское государство относит детство к важнейшему этапу жизни человека и к основным принципам относит приоритетность подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развитие общественно значимой и творческой активности, и одной из главных задач ставит воспитание в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности [7, c 37].

Увеличение преступности среди несовершеннолетних относится на данный момент к одной из наиболее значительных проблем складывающегося гражданского общества в России. Подростки в значительной степени не имеют устоявшихся мировоззренческих принципов, и зачастую подвержены негативным социальным влияниям, существующим и усиливающимся в нашем обществе. Как итог с каждым годом растет число преступлений, совершенных несовершеннолетними. Как показывают исследования последних лет, увеличение преступности среди несовершеннолетних в значительной мере обусловлено криминогенным влиянием на них взрослых, для осуществления криминальных интересов которых подростки вовлекаются в преступную деятельность. Данные факторы приводят к довольно неутешительной статистике: по данным Министерства Внутренних дел России за период январь – декабрь 2016 года возбуждено 2 130 613 уголовных дел из них, 40 000(около 2%) – совершено несовершеннолетними или при их соучастии. Как видно, цифра эта довольно значительная [5]

Нормативная защита несовершеннолетних в настоящее время осуществляется как на международном, так и на государственном уровне. К международным нормативно – правовым актам относятся в первую очередь, Всеобщая декларация прав человека от 1948 г., Декларация о правах ребенка от 1959 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 1966 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г., а также Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей н воспитание и усыновление на национальном и международном уровнях от 1986 г. и другие. Указанные акты фиксируют международно-правовые стандарты в области охраны семьи и несовершеннолетних [1, c. 61].

На уровне Российской Федерации данный вопрос нашёл своё отражение в основном документе – Конституции 1993 г. Так в статье 38 закреплено: «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [4].

В числе гарантий защиты интересов семьи и несовершеннолетних существенное место принадлежит уголовно-правовым гарантиям, предусмотренным в ст. 150 и 151 УК РФ. Уголовный кодекс РФ 1996 г. занимает в данной системе особенное место. В нем впервые появляется глава о преступлениях против несовершеннолетних (20 глава) [8].

Такой состав как вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления зафиксирован в ст. 150 УК РФ. Проведём более детальный анализ состава данного преступления.

К непосредственному объекту преступления относится нормальное физическое развитие и нравственное воспитание несовершеннолетних.

Вовлечением в совершение преступления признаются действия взрослого лица, направленные на провоцирование несовершеннолетнего произвести активные противоправные действия – это является объективной стороной преступления. Она должна проявляться только в активных действиях, путем бездействия вовлечение в преступление неосуществимо.

К способам воздействия на несовершеннолетних под воздействием которых они могут совершить преступления относятся обещания, обман, угрозы и иные способы. Причем активность действий, которые совершает подросток не указывает на осознание преступности, противозаконности совершаемого. Так, например, лицо - взрослый преступник просит подростка оказать ему помощь в освобождении от лица, которое его задержало, сообщив подростку, что данное лицо намеревается его убить. Несовершеннолетний нападает на задержавшего, в результате чего виновному удаётся убежать – в данном случае подросток действует добросовестно, оказываясь введенным в заблуждение, будучи убежденным взрослым лицом, считая, что помогает ему. Обман также может выражаться в убеждении несовершеннолетнего взрослым в безнаказанности за содеянное. Более опасным считается вовлечение, в случаях если оно сопряжено с угрозами по отношению к несовершеннолетнему. Угрозы могут быть направлены на применение физического или психологического насилия, чему в особенности подвержены несовершеннолетние [3, c. 385].

К другим способам вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления можно отнести, разжигание зависти, месть, низменные побуждения, подчеркивание его умственной или физической неполноценности по отношению к лицу, на которое направлено преступное деяние, и т.д.

Субъективная сторона преступления, которое предусмотрено ст.150 УК РФ, характеризуется прямым умыслом. Взрослый не может быть привлечен к уголовной ответственности, если он не понимал и не допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. Разъяснение по данному вопросу зафиксировано в п.8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000г.: «Судам следует иметь в виду, что к уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие 18-летнего возраста и совершившие преступление умышленно. Следует также устанавливать, осознавал ли взрослый либо допускал, что своими действиями вовлекает несовершеннолетнего в совершение преступления. Если взрослый не знал о несовершеннолетии лица, вовлеченного им в совершение преступления, он не может привлекаться к ответственности по статье 150 УК РФ» [6].

Из этого следует, что наличие прямого умысла при вовлечении несовершеннолетнего в преступление выступает в роли определяющего фактора, т.к. само по себе вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления не означает самого совершения этого преступления. Вовлечение считается завершенным тогда, когда оно состоялось, т.е. в тот момент как несовершеннолетний дал согласие на совершение преступления.

 В качестве субъекта данного преступления может выступать только лицо, которое достигло восемнадцатилетнего возраста, совершеннолетний. Наряду с этим законодатель, определяя восемнадцатилетний возраст, с которого возможна уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений, имел в виду некоторые возрастные преимущества субъекта преступления над подростком. Из этого вытекает что в случаях, когда субъект старше несовершеннолетнего на несколько месяцев, по мнению отдельных исследователей, не всегда целесообразно привлечение такого взрослого к ответственности по ст.150 УК РФ [3, c. 389].

Как видно, данное преступление является одним из самых опасных по отношению к такой категории как несовершеннолетние, и увеличение количества совершения таких преступлений может привести к очень неутешительным последствиям как для общества, так и для в целом для государства. Что бы предотвратить данные негативные последствия следует проводить значительную, многоуровневую и масштабную профилактическую работу, с привлечение различных органов, специалистов и служб. И одно из главных мест в этом процессе занимают образовательные учреждения.

Так особое место в деле предупреждении участия несовершеннолетнего в преступной деятельности следует отдавать педагогам. Разрабатывая план воспитательной работы с подростками, относящимися к группе риска, педагогический коллектив школ должен учитывать психологические особенности юношей и девушек, также учителя должны обращать внимание на различия в важности образования для них, а также на особенности овладении учебным материалом. Значительная часть учителей не делает различия при проведении занятий с мальчиками и девочками, что в большей степени связано не с их нежеланием, а с недоработкой в подготовке кадров педагогов в высших учебных заведениях. Поэтому уже многократно высказывалось мнение о необходимости: во-первых, развивать такие отрасли педагогической науки, как половая и криминальная педагогика; во-вторых, в учебный план во всех высших учебных заведениях по подготовке педагогов, институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования следует ввести курс «Психология и педагогика подростков с девиантным поведением», в процессе изучения которого необходимо делать акцент на особенности педагогической работы с «трудными» подростками в зависимости от их половой принадлежности, а также следует проводить курсы, предполагающие исследование психологических и педагогических сторон работы с подростками разного пола [2, c. 234].

В целях улучшения программного обеспечения профилактики преступлений против несовершеннолетних следует, предусмотреть программу борьбы с преступностью, разработать раздел, который будет направлен на противодействие вовлечению несовершеннолетних в совершении преступления. Данные программы должны учитывать статистику выявленных исследователями изменений в способах вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность.

Специалисты считают, что необходимо: проводить поэтапную специализацию определённых сотрудников, которая должна сочетаться с профильным обучением, переподготовкой и повышением квалификации; увеличить в учебных заведениях криминологическую подготовку специалистов для правоохранительных органов; с организационной и финансовой стороны сформировать надлежащие условия для привлечения к решению разнообразных и сложных задач предупреждения преступлений против несовершеннолетних разнообразных экспертов из числа специалистов в сфере социальной работы, психологии, педагогики и других отраслей знаний [2, c. 235].

Подводя итог следует сказать, что детская преступность как в прошлом так и на сегодняшний день является одной из самых сложных и трудноразрешимых проблем для нашего государства. И значительное место в данной сфере преступности принадлежит такому составу как вовлечение несовершеннолетних в совершение преступлений. Ежедневно совершаются тысячи преступлений и значительное количество из них с участием несовершеннолетних. Что бы уменьшить данную неутешительную статистику следует проводить полноценную и комплексную профилактическую работу. И значимое место в данном деле занимает профилактика преступности несовершеннолетних в образовательных учреждениях, которая должна проводится квалифицированными педагогами, а также другими разноплановыми специалистами и должна включать в себя разнообразные и действенные методы работы с подростками. Лишь совместные усилия семьи, образовательных учреждений и конечно же государства приведут к положительной динамике в деле борьбы с детской преступностью, и остаётся надеяться, что в ближайшее время количество преступлений с привлечением несовершеннолетних пойдёт на спад.



Список литературы:

  1. Бойко, Т. К. Вопросы привлечения к уголовной ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность / Т. Бойко // Советник юриста – 2011 – №4 – С. 58 ¬– 65.
  2. Жиляева, С. К. Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних / С. Жиляева // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки – 2011– №1– С 231– 236.
  3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Отв. ред. В.М. Лебедев. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 589 с.
  4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.
  5. Официальный сайт Министерства внутренних дел России [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения 11. 02. 17).
  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 7 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_26260/ (дата обращения 11. 02. 17).
  7. Пудовочкин, Ю., Чечель, Г. Квалификация случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную группу /Ю. Пудовочкин // Российская юстиция – 2000 – №12 – С. 37– 38.
  8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г.№ 63-ФЗ (ред. от 07.02.2017 г.) [Электронный ресурс] // СПС Консультант плюс –Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения: 12.02.17).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: