» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Январь, 2019 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №1 (22) 2019

Автор: Романова Анастасия Ивановна, Студент 4 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Проблема осуществления прокурорского надзора за законностью действий судебных приставов-исполнителей

Статья просмотрена: 1551 раз
Дата публикации: 28.12.2018

УДК 34.349

ПРОБЛЕМА  ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ДЕЙСТВИЙ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Романова Анастасия Ивановна

студентка 4 курса

Петров Роман Владимирович

студент 4 курса

Чугурова Татьяна Викторовна

кандидат юридических наук, доцент

 Самарского государственного экономического университета, г. Самара

 

Аннотация. В статье поднимается проблема осуществления прокурорского надзора за соблюдением судебными приставами-исполнителями законодательства Российской Федерации, рассматриваются полномочия прокурора при осуществлении своей деятельности, и предлагается решение по устранению законодательного пробелов, затрудняющих им осуществление прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов.

Ключевые слова: исполнительное производство, судебные приставы-исполнители,  прокурорский надзор.

 

В рамках исполнительного производства судебные приставы-исполнители зачастую нарушают права и интересы участников такого производства, тем самым нарушая и законодательство Российской Федерации. Нарушения могут касаться несоблюдения сроков исполнительного производства, порядка наложения ареста на имущество должника, последующего изъятия, хранения и реализации арестованного имущества, невыполнения прямых обязанностей по правильному и своевременному исполнению исполнительных документов[1].

Систематические нарушения судебными приставами-исполнителями законодательства негативно отражаются в исполнении судебных решений и актов иных органов,  нанося существенный вред репутации органов исполнительной власти и вызывая к ним недоверие.

После внесения изменений в 1 пункт Положения (утв. Указом Президента РФ от 15 декабря 2016 г. N670)  о Федеральной службе судебных приставов (далее ФССП), на сегодняшний день ФССП России – это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, также реализует правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. ФССП России также уполномочен на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, которые включены в государственный реестр[2].

Деятельность судебных приставов-исполнителей регламентируется Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и  Федеральным законом «О судебных приставах», в котором в ст. 19 закреплено, что согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законов при осуществлении судебными приставами своей деятельности[3].

Порядок такого надзора содержится в указании Генерального прокурора Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».

Необходимость прокурорского надзора вытекает из конституционных норм, закрепленных во 2 главе Конституции Российской Федерации, они заключаются в выявлении, пресечении и устранении нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, соблюдении ими прав и свобод физических и юридических лиц, восстановлении нарушенных прав граждан, а также привлечении к установленной законом ответственности должностных лиц, совершивших правонарушения[4, с. 38].

Надзор прокуратуры за соблюдением законов судебными приставами регулируется положениями 1 главы III раздела Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» под названием «Прокурорский надзор», предмет надзора определен  в 21 статье этого Федерального закона. Предметом надзора прокуратуры за деятельностью судебных приставов являются: соблюдение Конституции Российской Федерации, исполнение федерального законодательства всеми структурными подразделениями Федеральной службы судебных приставов, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых ее должностными лицами[5, с. 245].

Основаниями проверки служит информация о нарушении законов, поступившая в органы прокуратуры, и требующая  принятия мер прокурором (п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»). Информация может поступить в форме обращения граждан, должностных лиц, СМИ, а также из других источников и  материалах, свидетельствующих о  наличии правонарушений, требующих вмешательства прокуратуры[6, с. 55].

Основная суть прокурорского надзора заключается в своевременном реагировании прокуратуры на незаконные действия судебных приставов, чтобы обеспечить тем самым  своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, недопущение умаления чести и достоинства граждан, соблюдение минимума неприкосновенного имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи,  а также соотносимость объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Методика прокурорской проверки заключается в подготовительных мероприятиях, осуществлении проверочных действий в службе судебных приставов субъекта Российской Федерации и ее территориальных подразделениях, анализ результатов проверки и последующее принятие решения о применении актов прокурорского реагирования[7, с. 10].

Изучив материалы дела по исполнительному производству и обнаружив нарушения законодательства об исполнительном производстве в действиях судебного пристава-исполнителя, прокурор должен принести протест на незаконные постановления, вынесенные судебными приставами-исполнителями, и внести Главному судебному приставу Российской Федерации или главному судебному приставу субъекта Российской Федерации представление об устранении выявленных нарушений закона.

Однако правомерность применения такой меры прокурорского реагирования, как принесение протеста на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава, главного пристава субъекта Российской Федерации, является очень спорной, так как в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», как и в ранее действовавшем законе от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве», такая мера реагирования не предусмотрена. Кроме того, в законодательстве об исполнительном производстве прокурор не назван среди лиц, по инициативе которых возможно опротестование постановлений судебного пристава-исполнителя. Обжаловать решение судебного пристава-исполнителя в соответствии с требованиями ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» могут только стороны исполнительного производства или лица, интересы которых затронуты.

Сторонами исполнительного производства в соответствии со ст.ст. 48 и 49 Федерального закона «Об исполнительном производстве» являются: взыскатель и должник; лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, а также иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др.).

Необходимо отметить, что, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, исполнительное производство является последней стадией судопроизводства, которой завершается процесс судебного разбирательства, и участие прокурора на этой стадии должно регулироваться с учетом законодательства о гражданском судопроизводстве.

Как следует из разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, прокурор может оспорить постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя и иных должностных лиц ФССП России в судебном порядке только в случаях, предусмотренных законом (ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ), ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ))[8].

Таким образом, исходя из анализа норм Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ, следует сделать вывод, что у прокурора в ходе осуществления надзора за исполнением судебными приставами-исполнителями законодательства об исполнительном производстве при выявлении вынесенных ими незаконных постановлений отсутствует возможность принесения протестов на противоречащие закону правовые акты вышестоящему должностному лицу. Незаконные постановления судебных приставов-исполнителей прокурор вправе опротестовать в судебном порядке, в случаях прямо предусмотренных законом.

Имеющиеся пробелы в законодательстве затрудняют осуществление прокурорами своих надзорных полномочий.

В целях устранения законодательного пробела необходимо прежде всего внести соответствующие изменения в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и законодательство об исполнительном производстве.

С этой целью следует дополнить Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» статьей, предоставляющей прокурору полномочия по обжалованию постановлений судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц Федеральной службы судебных приставов России, их действий (бездействия) по исполнению исполнительного документа; а также внести изменения в ч. 1 ст. 441 ГПК РФ, наделив прокурора правом оспаривать в судебном порядке вышеуказанные акты должностных лиц ФССП России.

Внесение соответствующих изменений в гражданское процессуальное законодательство и законодательство об исполнительном производстве позволит повысить эффективность прокурорского надзора за деятельностью судебных приставов-исполнителей при исполнении ими судебных и иных юрисдикционных актов, а также обеспечить соблюдение прав и свобод человека и гражданина.



Список литературы:

  1. Федеральный закон "О судебных приставах" от 21.07.1997 N 118-ФЗ (последняя редакция) // СПС Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_15281/ (дата обращения 16.12.2018 г.).
  2. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов"// СПС Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49895/ (дата обращения 16.12.2018 г.).
  3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция) // СПС Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_262/ (дата обращения 16.12.2018 г.).
  4. Куленко О. И. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами — гарантия обеспечения конституционного права граждан на судебную защиту // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 2. С. 34-42.
  5. Прокурорский надзор : учеб. для вузов / под ред. А. Я. Сухарева. — Москва : НОРМА, 2005. - 480 с.
  6. Непеин Г. Г. О некоторых проблемах осуществления прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями // Криминалистъ. 2017. № 1(20). С. 53-59.
  7. Воеводина Т. Г. Прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных постановлений по гражданским делам: Учебное пособие. СПб. 2004. – 66 с.
  8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" // СПС Консультант. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_189010/ (дата обращения 16.12.2018 г.).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: