» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Калагина Диана Сергеевна, студент
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Анализ новых положений в уголовном кодексе рф в сфере госзакупок

Статья просмотрена: 300 раз
Дата публикации: 11.12.2018

УДК 343.2/.7

АНАЛИЗ НОВЫХ ПОЛОЖЕНИЙ В УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ РФ В СФЕРЕ ГОСЗАКУПОК

Калагина Диана Сергеевна

Логинская Валерия Сергеевна

студентки кафедры финансового мониторинга

федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» , госква

 

Аннотация. В данной статье рассматривается правоприменительная практика в области госзакупок. Описаны изменения в УК РФ, втсупившие в силу в 2018 году, которые регулируют сферу закупочных отношений. Проводится анализ состава преступления новой статьи 200.4.

Ключевые слова: уголовное право, госзакупки, закупочные отношения, должностные лица.

 

Госзакупки – стратегически важная сфера для любого государства. Госзакупки, в первую очередь, связаны с расходованием государственных средств, именно поэтому в данной области наиболее высокий риск мошенничества.

Согласно исследованиям Pricewaterhousecoopers, мошенничества в сфере закупок товаров и услуг являются третьим по распространенности видом мошенничества в России.  Доля респондентов, отметивших данный вид преступлений (35%), приблизительно одинакова по сравнению с 2016 годом (33%), но при этом уровень таких мошенничеств в России намного выше среднего значения по всему миру (22%). Если обратиться к статистике по ожиданиям в отношении экономических преступлений в ближайшие два года, то увидим, что мошенничества при закупках товаров и услуг отметило наибольшее количество респондентов, следовательно, данный вид преступлений представляет существенную угрозу для компаний в РФ.

Таким образом, отметим, что проблема госзакупок наиболее актуальна в современной России, именно поэтому необходимо особое правовое регулирование в данной отрасли.

До 2018 года в Уголовном кодексе не было специальных норм, которые бы регулировали преступления в сфере закупок. Обвинения выдвигались на основе отдельных норм Особенной части УК РФ, которые могли вменяться в зависимости от субъекта таких отношений.

При возникновении нарушений со стороны заказчиков или контролирующих лиц применялись нормы главы 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». Касательно исполнителей и поставщиков применялись нормы Раздела VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».  К лицам, виновным в отдельных нарушениях в сфере закупочных отношений, могли вменяться статьи 327 и 330 УК РФ.

Следует отметить, что ранее по преступлениям непосредственно в сфере государственных закупок могли привлечь только должностных лиц по ст. 285, 285.1, 286, 290, 291, 292, 293, которые отражают нарушения, возможные на каждой стадии процесса госзакупок. Лица, которые не являлись должностными, привлекались по статьям 159, 160, 165, 178, 201, 204, 290, 291.1.

4 мая 2018 года в Уголовный кодекс внесена новая статья 200.4, которая, согласно пояснительной записке, призвана решить эту проблему. Рассмотрим состав преступления по данной статье.

Согласно тексту закона, субъектами являются уполномоченные лица, которые представляют интересы заказчика в закупочных отношениях, и при этом не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации.

К субъективной стороне относится корыстная или иная личная заинтересованность.

Объектом преступления является нарушение законодательства в сфере госзакупок, действие или бездействие, причиняющее крупный ущерб. В соответствии со статьей 170.2, крупным ущербом является сумма, превышающая два миллиона двести пятьдесят тысяч рублей. Следовательно, состав преступления материальный.

Наказание по статье 200.4 варьируется от штрафа до лишения свободы. За квалифицированный состав преступления верхняя граница срока может подниматься вплоть до 7 лет.

Таким образом, для того чтобы отнести это деяние к уголовно наказуемым, необходимо наличие сразу двух условий. А именно, личной заинтересованности и крупного ущерба как последствие. Значит ли это, что в отсутствие одного из них не будет и самого состава преступления?

На основе вышесказанного можно сделать вывод о том, что законодатель нацелен на заполнение существующих пробелов в нормативной базе в области госзакупок. В настоящее время нельзя с уверенностью сказать, насколько эффективными будут принятые меры, а именно, добавление новой статьи. Возможно, в ходе ее применения в судебной практике будут выявлены моменты, которые впоследствии будут поясняться и уточняться.

 



Список литературы:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 12.11.2018)
  2. Федеральный закон "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 23.04.2018 N 99-ФЗ (последняя редакция)
  3. Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
  4. Противодействие мошенничеству: какие меры принимают компании? Российский обзор экономических преступлений за 2018 год / Pwc
  5. Вишнякова, А.В. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Общая часть уголовного права / А.В. Вишнякова. — М.: Юридическая литература, 2016. — 288 c.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: