» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Цаболова Яна Эриковна, студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организация работы учителя с неуспевающими школьниками как фактор повышения качества обучения

Статья просмотрена: 578 раз
Дата публикации: 9.12.2018

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Цаболовой Яны Эриковны

студентка

Филиал Ставропольского государственного педагогического института, г. Ессентуки

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема учебной неуспеваемости. Учебная неуспеваемость - это несоответствие подготовки обучающихся существующим требованиям к усвоению научных знаний, навыков и умений или недостаточный, низкий уровень овладения учебным материалом. Причины учебной неуспеваемости могут быть педагогическими, психологическими, биопсихологическими и социальными. Они связаны или с самим учеником, или с действием внешних факторов, а чаще с внутренними и внешними факторами одновременно. Работа педагога по предупреждению и преодолению неуспеваемости должна быть системной и для достижения успеха требуется применение конкретных технологий в области обучения, воспитания и развития.

Ключевые слова: учебная неуспеваемость, виды учебной неуспеваемости, типы неуспевающих учеников, причины учебной неуспеваемости, предупреждение и преодоление неуспеваемости.

 

Работа с неуспевающими учащимися  - одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ. Отметим, что сегодня постоянное повышение требований к уровню общего образования обострило проблему школьной неуспеваемости [4]. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения. Поэтому важной задачей повышения качества обучения в школе является правильная организация работы педагога с неуспевающими школьниками.

Но чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего ученика своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга школьников.

Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей, и важно найти именно ее, иначе все хлопоты напрасны. Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей детской психологии, являются:

  • дефекты здоровья школьников, т.е. слабое общее физическое развитие, наличие хронический заболеваний.
  • задержка психического развития, часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
  • низкое развитие интеллекта;
  • отсутствие устойчивой положительной мотивации учения;
  • слабо развитая волевая сфера [1].

На последнюю не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля и усидчивость играют очень важную роль в учебной деятельности. Об этом еще писал К.Д. Ушинский: “Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно, и придется многое, что надобно будет взять силой воли”.

К числу внешних причин, в первую очередь, относят причины социального плана, а именно снижение ценности образования в обществе. К числу внешних причин относятся и такие, как:

  • несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях);
  • отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д [3].

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. Кроме четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере мыслительной деятельности учащихся, об их отношении к школе и мотивах учения, по мнению Божович Л.И., нужно учитывать определенные типы неуспевающих учеников [2]. В основу классификации положено два признака: первый характеризует особенности мыслительной деятельности, второй – направленность личности, ее отношение к учению. В итоге получилась следующая типология. Первый тип: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с положительным отношением к учению. Второй тип: высокое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Третий тип: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Одна из мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем часто она используется для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Дополнительное занятие с учащимися второго типа в какой-то степени оправданно, поскольку дома они к урокам не готовятся, но неоправданно попадание на дополнительные занятия учеников  первого типа. Поскольку они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, а, следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы.

Еще один пример. После уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, дает им дополнительные нагрузки. Подобные усилия со стороны педагога малоэффективны, поскольку создается лишь внешняя видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки. Вред такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а и в том, что учитель не дифференцирует помощь учащимся в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость. Доказано, что экстенсивный подход в решении учебных проблем, в частности, в преодолении неуспеваемости, не эффективен. Таким образом, в решении проблемы неуспеваемости не столько важен объем учебного времени, столько качество самого обучения.

Возвращаясь к обозначенной типологии, рассмотрим, в какой конкретно помощи нуждается каждая из выше названных групп учащихся. Исследователи считают, что основная помощь учащимся первой группы, для которых характерны низкая обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности. Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно - это не даст ощутимых результатов, поскольку эти учащиеся занимаются много, очень старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться [5] .

Причиной низкой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Исследования показывают, что учащимся этой группы достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости учащихся этой группы в начинается с воспитательной работы. Данные ребята привлекаются к участию во внеурочной деятельности в подготовке школьных вечеров, “КВНов”; участию в интеллектуальных конкурсах и др. Это повышает самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным предметам [5] .

Если говорить о третьей группе учащихся,   у которых наблюдается низкое качество мыслительной деятельности в сочетании с отрицательным отношением к учению, то следует отметить, что таких учащихся с каждым годом становится все больше. Современный английский психолог и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки”.

Далее рассмотрим возможные пути   предупреждения и ликвидации в работе педагога по удалению пробелов в знаниях учащихся. Работу с неуспевающими учащимися можно проводить в несколько этапов.

Первый этап – диагностический. Его цель – выявить причины стойкой неуспеваемости, определить   тип неуспевающего школьника, проанализировать ошибки в работах учащихся. В первую очередь необходимо определить, с какими истоками неуспеваемости имеет дело педагог. Для этого может быть использована психолого-педагогическая типология общего отставания в учении.

Второй этап – методико-отборочный. Его цель – отбор методов, приемов, средств, направленных на повышение мотивации учебного труда, познавательной активности и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. На этом этапе работы формируется разнообразный дидактический материал по темам, составляются различного рода тексты, разрабатываются памятки, правила – алгоритмы, схемы, таблицы.

Третий этап – тренировочно-технологический. Цель данного этапа заключается в том, чтобы неуспевающие школьники научились грамотно и осознанно подходить к изучению того или иного предмета. Если мы, например, говорим об изучении русского языка, то  - писать, безошибочно находить в слове «опасное место», обосновывать и доказывать свой вывод.

При выполнении любых заданий   следует помнить, что мотивация деятельности и поведения неуспевающего школьника, пожалуй, одно из основных условий успешности. Учитель должен поддерживать таких ребят. Для этого можно использовать следующие фразы: «У тебя это замечательно получается», «У тебя обязательно получится», «Ты же помнишь, как надо делать». Положительное воздействие на отстающих учеников также оказывает одобрительная оценка одноклассников [5].

И четвертый этап – итогово-контрольный. Его цель – проверить уровень ликвидации пробелов в знаниях учащихся. На этом этапе проводятся разные виды контрольных, проверочных, тестовых работ. Следует учитывать, что время ликвидации пробелов в знаниях зависит от типа неуспевающего ученика и уровня стойкой неуспеваемости.

.Важным моментом в работе педагога на с неуспевающими школьниками признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому, что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.

 



Список литературы:

  1. Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю. К. Бабанский. -М. : Академия, 2012. - 290 с.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Дрофа, 2010. - 300 с.
  3. Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А. М. Гельмонт. - М. : Академия, 1999. - 118 с.
  4. Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы / под ред. Е. В. Карповой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. -192 с.
  5. Славина, Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л. С. Славина. - М.: Академия, 2008. - 367 с.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: