» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Цаболова Яна Эриковна, студентка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Организация работы учителя с неуспевающими школьниками как фактор повышения качества обучения
Дата публикации: 9.12.2018
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ
КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Цаболовой Яны Эриковны
студентка
Филиал
Ставропольского государственного педагогического института, г. Ессентуки
Аннотация. В статье рассматривается проблема учебной
неуспеваемости. Учебная неуспеваемость - это несоответствие подготовки
обучающихся существующим требованиям к усвоению научных знаний, навыков и
умений или недостаточный, низкий уровень овладения учебным материалом. Причины
учебной неуспеваемости могут быть педагогическими, психологическими,
биопсихологическими и социальными. Они связаны или с самим учеником, или с
действием внешних факторов, а чаще с внутренними и внешними факторами
одновременно. Работа педагога по предупреждению и преодолению неуспеваемости
должна быть системной и для достижения успеха требуется применение конкретных
технологий в области обучения, воспитания и развития.
Ключевые слова: учебная неуспеваемость, виды учебной
неуспеваемости, типы неуспевающих учеников, причины учебной неуспеваемости,
предупреждение и преодоление неуспеваемости.
Работа с неуспевающими учащимися -
одна из главных проблем, которую приходится решать педагогам школ. Отметим, что
сегодня постоянное повышение требований к уровню общего образования обострило проблему
школьной неуспеваемости [4]. Количество учащихся, которые по различным причинам
оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить
учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на
начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка,
так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с
возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах
“выпадают” из процесса обучения. Поэтому важной задачей повышения качества
обучения в школе является правильная организация работы педагога с
неуспевающими школьниками.
Но чтобы найти средство для преодоления
неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. У каждого отстающего
ученика своя причина, но в то же время есть и общие для определенного круга
школьников.
Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых
является решающей, и важно найти именно ее, иначе все хлопоты напрасны.
Выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
Главными из внутренних причин неуспеваемости, по мнению исследователей
детской психологии, являются:
- дефекты здоровья школьников, т.е. слабое общее физическое развитие, наличие хронический заболеваний.
- задержка психического развития, часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- низкое развитие интеллекта;
- отсутствие устойчивой положительной мотивации учения;
- слабо развитая волевая сфера [1].
На последнюю не принято обращать особого внимания, а между тем именно воля
и усидчивость играют очень важную роль в учебной деятельности. Об этом еще
писал К.Д. Ушинский: “Учение, основанное только на интересе, не дает
возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении
интересно, и придется многое, что надобно будет взять силой воли”.
К числу внешних причин, в первую очередь, относят причины социального
плана, а именно снижение ценности образования в обществе. К числу внешних
причин относятся и такие, как:
- несовершенство организации учебного процесса (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, преобладание производящей деятельности, перегрузка, несформированность приемов познавательной деятельности, проблемы в знаниях);
- отрицательное влияние семьи, друзей, социальной среды и т.д [3].
Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин.
Кроме четкого представления о причинах, вызывающих неуспеваемость, о характере
мыслительной деятельности учащихся, об их отношении к школе и мотивах учения,
по мнению Божович Л.И., нужно учитывать определенные типы неуспевающих учеников
[2]. В основу классификации положено два признака: первый характеризует
особенности мыслительной деятельности, второй – направленность личности, ее
отношение к учению. В итоге получилась следующая типология.
Первый тип: низкое качество мыслительной деятельности сочетается с
положительным отношением к учению. Второй тип: высокое качество мыслительной
деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению. Третий тип: низкое
качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к
учению.
Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины
неуспеваемости, можно оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную
помощь.
Одна из мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных
занятий с отстающими во внеурочное время. Причем часто она используется для
всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание.
Дополнительное занятие с учащимися второго типа в какой-то степени оправданно,
поскольку дома они к урокам не готовятся, но неоправданно попадание на
дополнительные занятия учеников первого
типа. Поскольку они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и
старательны. Не успевают они совсем по другой причине, а,
следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы.
Еще один пример. После уроков учитель оставляет учеников с астеническим
состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью. Они нуждаются в
щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, дает им дополнительные нагрузки.
Подобные усилия со стороны педагога малоэффективны, поскольку создается лишь
внешняя видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах
учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение
учебной нагрузки. Вред такого подхода не только в том, что он приводит к
перегрузкам, а и в том, что учитель не дифференцирует помощь учащимся в
зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость. Доказано, что экстенсивный
подход в решении учебных проблем, в частности, в преодолении неуспеваемости, не
эффективен. Таким образом, в решении проблемы неуспеваемости не столько важен
объем учебного времени, столько качество самого обучения.
Возвращаясь к обозначенной типологии, рассмотрим, в какой конкретно помощи
нуждается каждая из выше названных групп учащихся. Исследователи считают, что
основная помощь учащимся первой группы, для которых характерны низкая
обучаемость, слабое развитие мыслительной деятельности и у которых преобладает
репродуктивный (воспроизводящий) подход к решению учебных задач, должна
заключаться главным образом в формировании приемов познавательной деятельности.
Взывать к совести, чувству долга, упрекать в том, что они работают
недостаточно, ленятся, приглашать родителей в школу бесполезно - это не даст
ощутимых результатов, поскольку эти учащиеся занимаются много, очень
старательны, добросовестны, но для успешного обучения им не хватает
познавательных сил. Главное в работе с ними – учить учиться [5] .
Причиной низкой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя
личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат
вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на
уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей
относятся отрицательно. Исследования показывают, что учащимся этой группы
достаточно изменить свое отношение к обучению, как резко возрастает
продуктивность их учебной деятельности. Поэтому преодоление неуспеваемости
учащихся этой группы в начинается с воспитательной работы. Данные ребята
привлекаются к участию во внеурочной деятельности в подготовке школьных
вечеров, “КВНов”; участию в интеллектуальных конкурсах и др. Это повышает
самооценку отдельных обучающихся и ведёт к изменению отношения к учебным
предметам [5] .
Если говорить о третьей группе учащихся,
у которых наблюдается низкое качество мыслительной деятельности в
сочетании с отрицательным отношением к учению, то следует отметить, что таких
учащихся с каждым годом становится все больше. Современный английский психолог
и педагог Р. Берне считает, что: “Для тех, кто учится плохо, всегда нужен
какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку. Было бы
неверно поддерживать у школьников, которые не проявляют больших способностей к
учебе, представления о том, что высшей ценностью и главным фактором всякой
личностной оценки является только превосходная успеваемость. У каждого ребенка
есть свои сильные стороны, свои положительные качества, на которых чуткий взрослый
должен помочь ему выстроить прочный фундамент позитивной самооценки”.
Далее рассмотрим возможные пути
предупреждения и ликвидации в работе педагога по удалению пробелов в
знаниях учащихся. Работу с неуспевающими учащимися можно проводить в несколько
этапов.
Первый этап – диагностический. Его цель – выявить причины стойкой
неуспеваемости, определить тип
неуспевающего школьника, проанализировать ошибки в работах учащихся. В первую
очередь необходимо определить, с какими истоками неуспеваемости имеет дело
педагог. Для этого может быть использована психолого-педагогическая типология
общего отставания в учении.
Второй этап – методико-отборочный. Его цель – отбор методов, приемов,
средств, направленных на повышение мотивации учебного труда, познавательной активности
и ликвидацию пробелов в знаниях учащихся. На этом этапе работы формируется
разнообразный дидактический материал по темам, составляются различного рода
тексты, разрабатываются памятки, правила – алгоритмы, схемы, таблицы.
Третий этап – тренировочно-технологический. Цель данного этапа заключается
в том, чтобы неуспевающие школьники научились грамотно и осознанно подходить к
изучению того или иного предмета. Если мы, например, говорим об изучении
русского языка, то - писать, безошибочно
находить в слове «опасное место», обосновывать и доказывать свой вывод.
При выполнении любых заданий
следует помнить, что мотивация деятельности и поведения неуспевающего
школьника, пожалуй, одно из основных условий успешности. Учитель должен
поддерживать таких ребят. Для этого можно использовать следующие фразы: «У тебя
это замечательно получается», «У тебя обязательно получится», «Ты же помнишь,
как надо делать». Положительное воздействие на отстающих учеников также
оказывает одобрительная оценка одноклассников [5].
И четвертый этап – итогово-контрольный. Его цель – проверить уровень
ликвидации пробелов в знаниях учащихся. На этом этапе проводятся разные виды
контрольных, проверочных, тестовых работ. Следует учитывать, что время
ликвидации пробелов в знаниях зависит от типа неуспевающего ученика и уровня
стойкой неуспеваемости.
.Важным моментом в работе педагога на с неуспевающими школьниками
признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но
одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно потому,
что, догнав своих товарищей, ученик не должен в дальнейшем от них отставать.
Список литературы:
- Бабанский, Ю. К. Об изучении причин неуспеваемости школьников / Ю. К. Бабанский. -М. : Академия, 2012. - 290 с.
- Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - М. : Дрофа, 2010. - 300 с.
- Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления [Текст] / А. М. Гельмонт. - М. : Академия, 1999. - 118 с.
- Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы / под ред. Е. В. Карповой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. -192 с.
- Славина, Л. С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам / Л. С. Славина. - М.: Академия, 2008. - 367 с.
Комментарии: