» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Свириденко Вячеслав Иванович, воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Социализация детей младшего школьного возраста в условиях социально-реабилитационного центра
Дата публикации: 7.12.2018
УДК 37
СОЦИАЛИЗАЦИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО - РЕАБИЛИТАЦИОННОГО
ЦЕНТРА
Свириденко Вячеслав Иванович
воспитатель
МБУ «СРЦдН",
рп.Ивня Белгородская область
Аннотация. Важная
роль в развитии ребёнка отводится социализации - усвоению им нравственных норм
и правил, образцов поведения, необходимых для развития положительных качеств
личности. Необходимой частью развития личности является воспитание любви и
уважения к родной стране, к её законам и символам, воспитание любви к своей
малой родине, к её истории и традициям. Статья направлена на воспитание
гражданственности, чувства гордости за свою страну, социализации детей в
условиях социально - реабилитационного центра.
Ключевые
слова: воспитание, социализация,
гражданственность, младший школьный возраст, организационно -
педагогические условия.
Исследуя процессы
социализации детей, можно выделить следующие необходимые
организационно-педагогические условия, которые объединяются в три группы:
первая направлена на координацию социальной среды, вторая обеспечивает
педагогическое сопровождение индивидуальной социальной ситуации развития,
третья предусматривает организацию взаимодействия подростков со значимыми
лицами.
Первая группа
организационно-педагогических условий социализации рассматривается
как педагогическое сопровождение индивидуальной
социальной ситуации развития
и ориентирована на создание педагогических и психологических условий для
успешного обучения и развития каждого ребенка в ситуациях школьного
взаимодействия. Воздействие этого условия является для ребенка прямым и
индивидуальным, так как оно обусловлено непосредственным контактом с
воспитателем. Реализация этого условия осуществляется через такое направление,
как исследование социальной ситуации развития ребенка.
Следующая группа связана
с особенностями социализации детей младшего школьного возраста - взаимодействие со значимыми лицами, которое
рассматривается нами как создание действительных межличностных контактов детей
со взрослыми и друг с другом в процессе совместной
работы. Благодаря совместной деятельности достигается приспособление действий
одного человека к действиям другого, общность в понимании ситуации, смысла
работы и солидарности или согласия между ними. Это условие реализуется через
такое направление, как участие (роль) родителей в процессе социализации
ребенка.
В
ходе диагностического эксперимента выявлено наличие еще одной группы условий,
связанных с особенностями социализации детей, - координация
социальной среды, которая
рассматривается, с одной стороны, как процесс усвоения социального опыта
(характеристика того, как среда воздействует на человека); с другой - через
воздействие человека на среду, через его деятельность. Таким образом, скоординированная социальная среда
опосредованно влияет на внутренний фактор социальной активности. Реализуется
это направление через исследование социальных сетей младшего школьника.
С поступлением ребенка в школу проявляются два фактора, определяющие
социализацию ребенка: становление самостоятельности и усвоение правил и норм
общения.
Специфика самостоятельности детей младшего школьного возраста сочетается с
их зависимостью от взрослых. С одной стороны, послушание, открытость и
доверчивость могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным, задержать
развитие. С другой стороны, слишком ранний упор на самостоятельность и
независимость может породить непослушание и закрытость, осложнить для ребенка
приобретение жизненного опыта.
В связи с этим взрослым необходимо сделать так, чтобы воспитание
самостоятельности и зависимости было взаимно уравновешенным.
На пороге школьной жизни возникает новый уровень самосознания детей -
внутренняя позиция. Эта позиция представляет собой осознанное отношение
ребенка к себе, к окружающим людям, событиям и делам. Факт становления такой
позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система
нравственных норм, которым он следует или старается следовать всегда и везде,
независимо от складывающихся обстоятельств.
Для определения
эффективности процесса социализации младшего школьника можно выделить группы
критериев:
- социальная адаптированность, которая предлагает активное приспособление ребёнка к условиям социальной среды, оптимальное включение его в новые или изменяющиеся условия, мотивация достижения успехов в реализации целей;
- социальная автономизация, которая предлагает реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях;
- социальная активность, которая рассматривается как реализуемая готовность к социальным действиям в сфере социальных отношений, направленная на социально значимое преобразование окружающей среды, творчество, самостоятельность, результативность действий.
Исходя
из общепринятой теории о возможности раннего формирования личностных качеств
ребенка в окружающей среде различными средствами во время педагогически
управляемой регулируемой деятельности ученые - педагоги достаточно внимательно
относятся к поиску средств, обеспечивающих формирование гражданских качеств
личности.
Сформированные признаки гражданского воспитания у
детей младшего школьного проявляются: в потребности в активном участии в
торжественных мероприятиях; в потребности реализовать собственные
возможности в различных видах позитивной деятельности; в проявлении
эстетических норм в процессе творческой деятельности; в потребности в
выполнении общественных поручений; в отражении личностных
патриотических устремлений при различных видах индивидуальной и общественной
деятельности.
Младший
школьный возраст - наиболее подходящий для воспитания интереса к общественным
явлениям, к жизни своей страны. Важно не упустить этот момент и вовлечь каждого
в насыщенную интересную жизнь, деятельность коллектива, направленную на
проявление заботы о ближайшем, а затем и дальнем окружении детей. Но при этом
необходимо дать каждому ребенку реальную возможность занять активную позицию в
организации групповой деятельности: определении ее цели, планировании, поиске
способов и средств се выполнения, анализе и оценке результатов. Умелая
организация общих дел, где дети по-настоящему могут проявить себя - хорошая
школа воспитания социальной активности, гражданственности, а в конечном
итоге - патриотизма.
Прежде
чем ребенок начнет воспринимать себя как гражданина, ему необходимо помочь
осознать свое собственное Я, свои корни. Мною проводились занятия, направленные на формирование
гражданственности: «Что такое государственная символика?», «Символы
президентской власти», «Государственный Российский герб», «Государственный флаг
РФ», «Государственные награды РФ», «Государственный Российский гимн»,
«Государственные символы народов мира». На этих занятиях я учил детей с
уважением относиться к своей стране, её символам. Так же мною проводились
мероприятия по воспитанию уважения к традициям нашей страны, это «Праздники
России: День Победы», «Праздники России: День Военно -
Морского Флота России», «Мы - граждане России», «Символы моей Родины».
Результатами педагогической
деятельности по социализации детей младшего
школьного возраста считаю воспитание в них гражданственности, усвоение
ими нравственных норм и правил, образцов поведения, необходимых для развития
положительных качеств личности.
Список литературы:
- Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М., 1968
- Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире // Социальная психология в современном мире. М., 2002
- Кон И.С. Ребенок и общество. М., 2003
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. [Текст] / А.В. Мудрик - М.: Издательская фирма «Сентябрь», 1997.- 96 с.
- Станоев Л. Методы воспитания в социальной работе. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. [Текст] / Л. Станоев - М., Издательский центр «Когито-Центр» 1993.- 460 с.
- Щетинина А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. [Текст] / А.М. Щетинина – Великий Новгород: Нов ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004.- 132 с.
Комментарии: