» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Гилязетдинова Айгуль Фанилевна, Кирюхин Алексей Юрьевич, студент; доцент, кандидат педагогических наук
Рубрика: Философские науки
Название статьи: Цивилизационная характеристика общества

Статья просмотрена: 336 раз
Дата публикации: 10.12.2018

УДК 14

ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВА

Гилязетдинова Айгуль Фанилевна

студент

Кирюхин Алексей Юрьевич

доцент, кандидат педагогических наук

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, г.Стерлитамак

 

Аннотация. Слово «цивилизация» происходит от латинского «civis», что означает  «городской, государственный, гражданский». Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию «silvaticus» - «лесной, дикий, грубый». Так, в данной статье описывается значение слова данные многими известными авторами и его влияние на общество в целом.

Ключевые слова: цивилизация, общество, историческое продвижение.

 

В литературе находим многочисленные определения цивилизации. Авторами наиболее аргументированных определений есть М. Вебер, П. Сорокин, Ф. Энгельс, А. Тойнби, О. Шпенглер, Ф. Бродель, М. Данилевский, В. Каволис, Ш. Ейзенштадт и др. Известные и авторитетные энциклопедии и словари, как правило, также подают статьи и материалы о цивилизации, среди которых стоит назвать словарь Вебстера, Международную энциклопедию социальных наук и другие. У них наводятся определения, которые по-разному акцентируют те или другие стороны цивилизации, дается определенная аргументация в пользу позиции, занятой авторами.

Цивилизационная характеристика общества предусматривает выделение в нем таких черт, как самобытность, то есть относительно отделенно самостоятельное существование, внутреннюю структурированность, самоорганизованность, наличие внутренних источников саморазвития, особенности духовно-культурных ценностей, которые характеризуют целостность общества, и др. Единого общепризнанного определения цивилизаций наука еще не создала. Наиболее полно ключевые признаки цивилизаций отображены в определении Киевской школы ученых, которую возглавляет академик Ю. М. Пахомов. "Цивилизация - это отдельная, относительно автономная, способная к самоорганизации и саморазвитию полиэтничная социокультурная система, которая имеет свои измерения в пространстве и времени, базовые духовно- культурные основы и относительно стойкие, долгосрочные структуры экономических, общественно-политических и культурных форм". Оно содержит такие характеристики, как системность, где все стороны общественной жизни взаимно связаны; отображено фундаментальное значение общественного сознания в становлении и развитии цивилизации (социогенезис); иерархическое строение разных составляющих; функционирование и развитие, что осуществляются на принципах внутренних движущих сил, и др. Данное определение указывает на основные направления научного исследования цивилизации и может служить отправным пунктом разрабатывания цивилизационной парадигмы [1].

Так, тезис об автономности цивилизаций, что основывается на особенностях их духовно-культурных фундаментов, дает возможность выделить в историческом развитии человечества отдельные самобытные цивилизации. Их развитие определяется прежде всего внутренней идентичностью, а потом уже межцивилизационным взаимовлиянием. То есть цивилизационный анализ выходит из существования разных цивилизаций, которым присущий собственный путь исторического развития, и не воспринимает известного принципа формационной парадигмы об обязательности прохождения каждым обществом одинаковых этапов исторического развития [2].

Цивилизационная дискретность развития человечества дает возможность классифицировать основные мировые цивилизации. Так, большинство ученых считают достаточно обоснованной классификацию, что включает Европейскую (Христианскую), Ближневосточную (Исламскую), Индийскую (Буддийскую), Китайскую (китаезированный буддизм, даосизм и конфуцианство), Латиноамериканскую, Африканскую цивилизации. Каждая из них касается определенного региона, имеет пространственное измерение и опирается на духовно-культурные особенности народов, которые проживают в этих регионах. Они имеют свои алгоритмы развития, специфические факторы самодвижения, проходят разные по времени и содержанию этапы эволюции, особенности поднесения и кризисов.

Перечень основных мировых цивилизаций дает панораму цивилизационного разнообразия человечества, отображает его пространственную характеристику. Она должна быть дополнена и временным измерением развития каждой цивилизации, выделением отдельных этапов, которые отображают историческое продвижение. Однако этот аспект научного исследования цивилизаций отражен недостаточно. Усилия ученых были сосредоточены по большей части на анализе Европейской цивилизации преимущественно Западнохристианской ветки. Вследствие этого не было создано достаточной базы для применения сравнительного анализа и не удалось отыскать подобных этапов исторического продвижения цивилизаций [3].



Список литературы:

  1. Клягин Н.В. Происхождение цивилизации (социально-философский аспект). – М.: ИФРАН, 1966. – 252 с.
  2. Философия. Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс», 1998.
  3. Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: