» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Родионова Валентина Васильевна,Съедина Татьяна Николаевна , Инструктор по труду, социальный педагог
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Нравственное воспитание подростков в процессе трудовой деятельности в социально – реабилитационном центре.

Статья просмотрена: 393 раз
Дата публикации: 6.12.2018

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ  В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В СОЦИАЛЬНО   – РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ

Родионова Валентина Васильевна, Съедина Татьяна Николаевна

инструктор по труду, социальный педагог

МБУ «СРЦдН» Ивнянского района Белгородской области, пвня

 

Аннотация.  Трудовое воспитание  составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания, подростков в социально – реабилитационном центре. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих личностных качеств.

Ключевые слова.  нравственный реализм, нравственный релятивизм, эмпатия, императивные (повелительные) элементы.

 

Трудовое воспитание в социально – реабилитационном центре - это процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно-полезного и ручного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития у них трудолюбия. Психологический закон организации детского труда требует, чтобы воспитанники непременно добивались успеха, могли проявить творчество, так как успех формирует самостоятельность, уверенность в себе, закрепляет умения и навыки, воспитывает потребность в труде.   К сожалению, мы часто сталкиваемся с тем, что труд организуется, дети работают, имеют навык трудовой деятельности, но воспитание нравственных качеств не происходит. Прежде всего, не складывается правильное отношение детей к труду, желание трудиться. Оказывается, что одно лишь участие ребенка в труде не является решающим для его нравственного воспитания. Приобретение трудовых умений и навыков еще не достаточно для воспитания трудолюбия формирования положительного отношения к труду. Работая с детьми, мы стараемся развивать у них стремление к  аккуратности, бережное отношение к природе, ко всему живому, взаимопомощь, дружелюбие, чувство ответственности за порученное дело, самостоятельность, смекалку, терпение, дисциплинированность. Их формирование связано с воздействием на эмоциональную сферу ребенка и на включение в методику руководства трудом таких средств и приемов, которые вызвали бы желание охотно принять поставленную цель и достичь ее, при этом испытывая радость от самого процесса труда.

Результатом нравственного воспитания в труде должно стать не только умение, но и желание трудиться, в этом и проявляется качественная характеристика начал трудолюбия. Часто увлечение взрослых обучением, их стремление поскорее сформировать у детей умение трудиться приводит к тому, что забывается необходимая зависимость между обучением действиям и воспитанием положительного отношения к ним и желания их выполнять. В таких случаях происходит активное формирование деловых качеств, становлению которых способствует содержание трудового процесса, а также логика действий и операций, совершаемых ребенком в соответствии с поставленной задачей, но при этом ребенок не всегда испытывает удовольствие и радость от того, что делает. Это снижает эффективность, как его деятельности, так и самого воспитательного процесса. Как нужно преодолевать эти трудности? Обратимся к опыту великих педагогов. В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали.

  1. Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.
  2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди желают тебе счастья с детства. Плати им за это добром.
  3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
  4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь.
  5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.

Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».

Мы, работая с детьми нашего социально – реабилитационного центра, стараемся придерживаться рекомендаций  В.А.Сухомлинского. Трудовое воспитание ребенка начинается с выработки у него навыков самообслуживания. Удобный момент для этого наступает тогда, когда ребёнок впервые заявляет: «я сам».  Важно не пропустить этот момент и всячески поддерживать детскую самостоятельность. Мы  организуем самостоятельную деятельность воспитанников в зимнем саду, столовой, в своей комнате. В кабинете инструктора по труду дети в основном работают самостоятельно. Нам необходимо формировать у них готовность разделять с нами трудовые дела. В социально – реабилитационном центре жизнь детей наполнена трудом. В группе дети заняты уборкой своих комнат, дежурством по столовой. Выполнением культурно-гигиенических процедур, стиркой вещей личной гигиены. Начиная с пятого класса, воспитанники занимаются общественно - полезным трудом. Они участвуют в работе по уходу за цветами на клумбах, за овощами на огороде, следят за порядком на прилегающей территории. Старшие воспитанники работают от службы занятости. Дети получают заработную плату, учатся правильно ёё расходовать.

 Завершить начатое, добиться выполнения задуманного для воспитанника нелегко, потому что это всегда связано с проявлением воли, которая у него еще не достаточно развита. В таких случаях нужно поддержать ребенка и словом и делом. Важно, чтобы он хоть раз пережил чувство радости от того, что он преодолел трудности, довел дело до конца самостоятельно. Это повышает в нем чувство ответственности за порученное дело. Зная, что сделанное своими руками дети ценят и берегут, привлекаем их к изготовлению различных поделок своими руками, как индивидуальных, так и коллективных.  Они учатся работать сообща. Коллективный труд имеет большое значение в формировании товарищества, взаимной ответственности, умения устанавливать взаимоотношения друг с другом. Непосредственное влияние на приобретение нравственных ценностей лежит на педагоге. Результат этого процесса зависит от того, как он преподносит его ребенку. Слово педагога - своего рода инструмент воздействия на воспитание личности ребенка. Нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, от этого будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающими.

Психологи установили, что подростковый возраст характеризуется  повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в подростковом возрасте, является формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость. В период 6-12 лет представления ребенка о нравственности меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму. Нравственный реализм - это твердое, непоколебимое и однозначное понимание добра и зла, разделяющее все существующее только на две категории - хорошее и плохое - и не усматривающее никаких полутеней в нравственных оценках. Нравственный релятивизм, проявляющийся у детей приблизительно с 11 лет, основан на убеждении, что каждый человек имеет право на справедливое и уважительное отношение к себе и в каждом его поступке можно усмотреть нравственно оправданное и осуждаемое. В период нравственного реализма дети судят о действиях людей по их следствиям, а не по намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или намерено, из плохих или хороших побуждений. Однако при явных отрицательных следствиях поступков они способны в определенной степени принимать в расчет намерения человека, давая нравственную оценку его действиям.

Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения. Для развития эмпатии очень важно учитывать, то, что ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам педагог был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь. Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучия. Наши воспитанники стараются помогать друг другу, показать выполнение тех или иных действий тому ребёнку, который испытывает трудности. Нравственное развитие наших воспитанников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями педагога. Оно фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения дети исходят, главным образом, из того, что не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них педагогу. С этим же связана и другая черта. Остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, дети зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе. Самосознание и самоанализ у воспитанников  находятся на низком уровне, и их развитие требует от педагогов внимания и специальной педагогической работы. Это нужно учитывать в процессе трудового воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения.  Дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается педагогом, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. Процесс трудового воспитания, направленный на развитие всех детей, должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребенка, исходя из его индивидуальности.

В основе предисловия к раскрытию темы о трудовом воспитании могут быть слова В.А.Сухомлинского: « Нет и быть не может воспитания вне труда, потому что без труда во всей его сложности человека нельзя воспитывать» и К.Д.Ушинского: «Но воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно дать еще ему и привычку к труду».

Труд – основной источник материального и духовного богатства общества, главный критерий социального престижа человека, фундамент личностного развития. Правильно осуществляемое трудовое воспитание, непосредственное участие воспитанников в общественно полезном, производительном труде – действующий характер морального и интеллектуального формирования личности, ее физического развития. Активное включение человека в трудовой процесс приводит в движение его сущностные силы. Развиваются интеллект, рецепторы, мышцы, ловкость рук и ног, эмоциональные и волевые сферы. Воспитательная функция труда заключается в развитии, закреплении и у детей в ходе трудового процесса общественно-ценных качеств личности, нравственно-эстетического отношения к жизни и деятельности. Каждый воспитанник готовится стать членом трудового коллектива.

Таким образом, трудовое воспитание есть процесс организации и стимулирований разнообразной трудовой деятельности детей и формирование у них добросовестного отношения к труду, проявлению в нем инициативы, творчества, стремления к достижению более высоких результатов.  Успешное формирование личности в социально - реабилитационном центре может осуществляться только на основе разумно организованного соединения учебно-воспитательной работы с практической трудовой деятельностью. Организованная трудовая деятельность формирует умение, навыки, привычку к трудовому усилию. Ее следствием является такой специфический механизм воспитания как отношение к труду. Среди этих отношений важными являются такие, как ответственность за результаты труда, трудовая дисциплина, эстетическая оценка продукта, точность, упорство, воля. Отношения ребенка в труде к себе и делу основывается на свойствах и чертах его характера.

В процессе трудового воспитания дети должны следить за порядком на рабочем месте, убирать за собой после работы. Фактором, побуждающим ребенка к бытовому труду, становится сознание необходимости собственным трудом удовлетворять свои потребности. Положительное влияние на нравственное воспитание  детей оказывает чистота и порядок, рукотворная красота окружающей обстановки.  Известно, дети всех возрастов очень любят различные состязания. Трудовое соревнование помогает увлечь детей делами, требующего длительного напряжения. Кроме того, соревнуясь, друг с другом, дети приучаются выполнять свою работу хорошо, тщательно, красиво и скоро.

В повседневном труде воспитываются аккуратность, ответственность, трудолюбие и многие другие полезные качества. Труд нужен и для того, чтобы помогать родителям по дому, и для успешного учения в будущем. Активное участие ребенка  в домашней работе является хорошей школой для общей психологической подготовки в самостоятельной будущей жизни. Наши воспитанники дома не помогают родителям. Потому что многие из них не работают, веду аморальный образ жизни. Вся ответственность за нравственно – трудовое воспитание ложиться на педагогов нашего центраоэтому мы создаём условия для того, чтобы труд радовал воспитанника своим хорошим результатом и той пользой, которую он приносит окружающим. Важно, чтобы в  трудовой деятельности воспитанников находили отражение и применялись знания, умения, которые они приобретает в школе. Домашний труд от этого сделается более привлекательным, и в большей степени будет способствовать закреплению получаемых теоретических знаний на практике, воспитанию у детей трудолюбия.
Воспитание трудолюбия не заканчивается выше перечисленными методами, средствами. Это работа продолжается под руководством педагога в течение всего времени пребывания ребёнка в центре.



Список литературы:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1985.
  2. Бабанский Ю.К. Педагогика. – М.
  3. Бим – Бад Б.М. Мудрость воспитания. М., 1987.
  4. Бушмин З. П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства. // начальная школа. – 2000.- №5. – .
  5. Гаврилычев Г.Ф. Современный школьник, какой он? //Начальная школа. – 2004. - №3. .
  6. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и семейного консультирования. – М., 2004.
  7. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания.– Минск, 1980.
  8. Коджаспиров Г.М. Педагогика. – М., 2004..
  9. Козлов Е.В. Особенности осознания детьми роли денег, труда и их взаимосвязи. // Начальная школа. – 2000. - №1.
  10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 2003..
  11. Куликова Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 2000.
  12. Лихачев Б.Г. Педагогика. – М., 1998.
  13. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. – М., 1988.
  14. Макаренко А.С. О воспитании. – М., 1988.
  15. Макаренко А.С. Трудовое воспитание. – Минск., 1977.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: