» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Федулкин Дмитрий Юрьевич, магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Профилактика безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних как одна из форм общей провенции
Дата публикации: 6.12.2018
УДК 349.3
ПРОФИЛАКТИКА
БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОБЩЕЙ
ПРОВЕНЦИИ
Федулкин
Дмитрий Юрьевич
магистрант 2 курса факультета истории и
права
Мордовский государственный педагогический
институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск
Аннотация. В
статье рассматривается проблема безнадзорности и совершение правонарушений
лицами, не достигшими совершеннолетия. Анализируются причины возникновения этих
явлений, а также пути и методы профилактики данных явлений, способы пресечения
данных негативных явлений и недопущения их развития в дальнейшем.
Ключевые
слова: несовершеннолетние;
безнадзорность; правонарушения; профилактика; реабилитация.
Одними из наиболее весомых
социально-опасных проблем настоящего времени угрожающими социальной
безопасности государства и общества являются детская безнадзорность и растущая
на её фоне детская преступность. По оценкам государственных структур и
независимых экспертов, число безнадзорных детей в России составляет от 1 до 5
млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным переписи 2014 г.),
что составляет от 2,9% до 14,7%. Также растёт и количество совершаемых преступлений
несовершеннолетними. За период с января по декабрь 2015 года число совершаемых
преступлений несовершеннолетними выросло на 5%. Данный показатель
свидетельствует о том, что за 2015 год, 36 тысяч подростков получили уголовные
сроки и оказались в местах лишения свободы. Именно поэтому исключение данных
явлений обозначено Президентом РФ В.В. Путиным приоритетной задачей,
поставленной перед государственными органами власти и управления. Инструментом
решения указанной задачи выступает социальная защита населения в рамках которой
реализуются меры направленные на оказание помощи и реабилитации выявленных
безнадзорных детей наряду с мерами, ограждающими детей и семьи от воздействия
факторов способствующих возникновению безнадзорности среди несовершеннолетних – мерами
профилактики [4].
В исследованиях, проведенных
учеными Общественного института развития школы (Санкт-Петербург) в 2001 году,
причины, способствующие росту безнадзорности, классифицированы следующим
образом:
- социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
- социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
- психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
Какими бы предпосылками ни было
обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том,
что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его
жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного
места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье;
одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью
семьи [1, с. 65].
Как и любая другая
деятельность, профилактика безнадзорности и преступности среди
несовершеннолетних представляет из себя многоуровневую и многоступенчатую
деятельность, состоящую из нескольких этапов. Каждый этап уникален и
представляет собой комплекс различных мер, применяемых к трудным подросткам. В
общем, система профилактики преступности несовершеннолетних выглядит так:
- ранняя профилактика (задачей которой является оздоровить среду и оказать помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях жизни и воспитания еще до того, как отрицательное действие этих условий скажется на поведении данной, социально неустойчивой категории лиц);
- непосредственная профилактика (не допустить переход на преступный путь и обеспечить исправление лиц со значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера);
- профилактика предпреступного поведения (не допустить переход на преступный путь и создать условия для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем);
- профилактика рецидива (предупредить рецидив подростков, ранее совершивших преступления, не допустить негативного влияние этих подростков на законопослушных несовершеннолетних) [3, c. 125].
Среди основных задач по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно выделить следующие:
- предупреждение безнадзорности беспризорности правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- социально-педагогическая реабилитация групп несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении;
- выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий [3, c. 138].
В предупреждении преступности
несовершеннолетних участвуют множество субъектов. Они представляют собой единую
связанную общностью целей и задач систему. В систему профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав образуемые в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации органы управления социальной защитой населения органы управления
образованием органы опеки и попечительства органы по делам молодежи органы
управления здравоохранением органы службы занятости органы внутренних дел. Так
на территории Республики Мордовия действует закон от 30 марта 2005 года № 26-3
«Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их
прав в Республике Мордовия» и на основании этого закона функционируют комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав в Саранске и на территории каждого
из районов [2].
Растущая из года в год
безнадзорность детей – следствие социальных и экономических потрясений в
обществе. За последнее десятилетие появилось множество факторов, подрывающих
стабильность семьи, препятствующих родителям воспитывать своих детей. К
примеру, фактор дефицита времени. Оказалось, что у взрослых для занятий с
детьми не остается времени. Или фактор нехватки средств. Не секрет, что
бедствуют многие российские семьи, где родители потеряли работу, многим не
хватает средств, чтобы обеспечить нормальное питание своим детям. В
основательно дезорганизованном обществе образовательные учреждения на
протяжении последнего десятилетия с катастрофической быстротой теряли свою
воспитательную функцию [1, c. 89].
Состояние и динамика
безнадзорности и детской преступности в РФ можно охарактеризовать как стабильно
тяжелое. Подобная медицинская терминология вполне уместна, поскольку речь идет
о тяжелом общественном недуге, поражающем людей и общество своими типично
негативными свойствами и проявлениями. В отношении к данному социальному
явлению начинают преобладать дискомфорт и равнодушие со стороны общественного
большинства, помноженные на ситуативные общественные кампании, регулярно
проводимые органами власти и управления. «Запущенность» детской безнадзорности
и преступности, характер и масштабы десоциализированности, укорененности
синдрома безнадзорности в российском менталитете убеждают в необходимости
возведения данной проблемы в ранг государственной безопасности, адекватных мер
со стороны всех общественных институтов.
Список литературы:
- Дети улицы. Растущая трагедия городов. Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. – М., 2000. — 142 с.
- Закон Республики Мордовия от 30 марта 2005 года № 26- 3 «Об организации деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Мордовия (с изменениями на 12.10.2018).
- Павленко П.Д., Руднева М.Я. Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие. / П. Д. Павленко – М.: Логос, 2009. — 272 с.
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию// Российская газета. - 2004. - № 109.
Комментарии: