» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Лескина Яна Андреевна, Магистр
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Обзор подходов к оценке социальной значимости и бюджетной эффективности инвестиционного проекта

Статья просмотрена: 396 раз
Дата публикации: 5.12.2018

УДК 330

ОБЗОР ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ И БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА

Лескина Яна Андреевна

магистрант 2-го курса направления 08.04.01 «Строительство»

кафедры экономики в строительстве

Тюменский индустриальный университет, г.Тюмень

 

Аннотация. Как правило, принятие решения о реализации инвестиционного проекта основано на его экономических результатахоказательства наличия социального эффекта могут послужить важным доводом в пользу инвестиционных проектов, носящих социальный характер. Результаты оценки социальной и бюджетной эффективности могут служить доказательством того, что инвестиции нацелены на повышение качества жизни населения.

Ключевые слова: Бюджетная эффективность, инвестиционный проект, модель оценки, показатели эффективности.

 

Успешная инвестиционная деятельность является стратегической необходимостью не только для развития бизнес среды в России, но и для бюджетной составляющей регионов в целом. В связи с чем принято решение об обобщении имеющегося опыта   оценки эффективности инвестиционного проекта, их условия и отличительные черты.

В настоящее время управление проектом представляет собой крайне актуальный вид управленческой деятельности, который занимает все более активные позиции в решении основных первостепенных задач, которые ранее во всём мире считались, скорее, привилегией среднего звена управления. На данном этапе развития экономики России (имеет место потеря доверия российскому рынку иностранным инвестором, в большом размере отток иностранного капитала из страны, ответные санкционные меры правительства Российской Федерации и много другое) задумываться над необходимостью управления проектом начинают не только руководители предприятий, от которых, безусловно, требуется не только знание специфики деятельности предприятия, но и инвесторы (акционеры, бенефициары, муниципалитеты, региональные и федеральные фонды). В основном это обусловлено тем, что существует ограничение источников финансирования проектов, высокими инвестиционными рисками по проекту, низким уровнем отдачи по проекту ввиду падения доходов как физических лиц, так и юридических лиц, пр.  Для решения подобного вида задач требуется создание специальных команд специалистов-менеджеров проекта, которые смогутреализовать и оценить проект с разных точек зрения и с позиции разно профильных критериев оценки, максимально ориентированных на выявление особенностей проекта, его специфики и специфики его окружения. Немало важное внимание команда должна уделять процессу моделирования методики оценки проекта, которая сможет отразить всю специфику будущего инвестиционного объекта, успешно завершить его и создать условия для того, чтобы избежать негативных сторон при реализации проекта.  

Выбирая приоритетные стороны финансирования инвестиционных проектов в настоящее время является особенно актуальной оценка социальной значимости и бюджетной эффективности инвестиционного проекта.

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной его привлекательности для всех возможных участников и выбора источников финансирования[1]. Она включает в себя:

  • финансовую (коммерческую) эффективность, которая учитывает все возможные финансовые последствия для участников проекта;
  • бюджетную эффективность, учитывает финансовые последствия для бюджетов всех уровней;
  • народнохозяйственную экономическую эффективность, которая в свою очередь учитывает затраты и результаты, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников проекта и допускающие стоимостное выражение.

Эффективность участия в проекте определяется для того, чтобы можно было определить возможно ли реализовать проект, а также заинтересованность в проекте его участников. Здесь включаются такие виды эффективности как: бюджетная эффективность, эффективность участия в проекте предприятия, эффективность инвестирования в акции компании, а также эффективность участия в проекте структур более высокого уровня.

Бюджетная эффективность в полной мере оценивается по требованию органов государственного и / или регионального управления. В соответствии с требованиями, которые могут выставить государство и/или регион можно определить бюджетную эффективность для бюджетов различных уровней или консолидированный бюджет. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.

Министерство экономики и развития, а также Министерство финансов России разработали свои методически рекомендации к оценке инвестиционного проекта, утверждённые Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Госстроем Российской Федерации от 21.06.1999 № ВК 477 [2].

Необходимо отметить, что характерной чертой данных рекомендаций является то, что не существует конкретные порядка оценки, именно по этой причине органы государственной власти дали некую возможность разрабатывать свои методическую документацию для каждого региона, учитывая особенности каждого их них. Но существует ограничение, что все разработанные материалы должны опираться на базу общих норм, принятых в государстве.

В данной методике рассматриваются двухэтапные расчёты, где первый этап состоит из оценки проекта в целом, ко второму этапуможно отнести оценку участия в проекте. Необходимо отметить, что данное допущение также не учитывает схему финансирования, что не даёт специалистам, оценивающим целесообразность проекта на первом этапе дать предварительную оценку проекту: будет ли он эффективен или нет. В связи с этим оценщикам приходится иметь дело сразу с многими проектами и информациях об этих проектах, что снижает скорость и эффективность данных расчётов.

Рисунок 1. Виды эффективности инвестиционного проекта [3]

Рассмотрим рисунок 1 более детально:

Эффективность участия в проекте в данном разрезе рассматривается с целью проверки заинтересованности в проекте всех участников и проверки реализуемости и включает в себя:

  1. Участие предприятий в проекте рассматриваетсядля эффективности иных организаций, которые участвуют в данном инвестиционном проекте.
  2. Инвестирование в акции, рассматривается для определения эффективности для акционеров предприятия.
  3. Участие в проекте структур высокого уровня включают в себя 2 уровня эффективности: отраслевую эффективность, региональную и народно-хозяйственную.
  4. Бюджетную эффективность, которая заключается в участия в проекте государства с точки зрения его доходов и расходов.

В свою очередь, проект оценивается в целом с целью определения его потенциальной привлекательности не только для возможных участников, но также и поиска финансирования проекта. Данная группировка включает в себя:

  1. Общественная эффективность или социально-эффективную, которая указывает на последствия реализации инвестиционного проекта для общества, при его реализации рассматривается, также, внешний эффект в смежных секторах экономики.
  2. Коммерческая эффективность, предполагающая оценку финансовых последствий, предполагая, что проект учитывает все необходимые затраты и результаты его деятельности.

Исходя из вышесказанного Минстрой предлагает методику, которая будет базироваться на следующих практических данных:

1. Схема финансирования. Данный показатель определяется в прогнозных ценах. Целью данного показателя является определения финансовой реализуемости инвестиционного проекта и определении достаточного уровня денежных средств на каждом шаге реализации проекта. Определяется схема финансирования по формуле (1):

,                              (1)

где  – суммарное сальдо потоков об инвестиционной, операционной и финансовой деятельности на определённом (i-м) шаге.

2.  Дисконтирование денежных потоков показывает приведённый денежный поток, на момент времени. Основным нормативом, который используется при его определении является норма дисконта, рассмотрим дисконтирование денежного потока по формуле (2):

,                                                       (2)

где   – момент окончания шага;

Eнорма дисконта, выраженная в долях единицы в год.

Норма дисконта является индивидуальным показателем, и имеет особенность быть рассчитанной различными способами в зависимости от нужд проекта.

3. Показатели эффективности проекта в рассматриваемой методике это:

·                    чистый доход;

·                    чистый дисконтированный доход;

·                    внутренняя норма доходности;

·                     потребность в дополнительном финансировании или стоимость проекта;

·                    срок окупаемости;

·                     группа показателей для определения финансового состояния проекта.

Чистый доход или ЧД называется накопленное сальдо за расчётный период, определяемый по формуле (3):

,                                                          (3)

где суммирование распространяется на все шаги расчётного периода.

Чистый дисконтированный доход ЧДД это, по своей сути ЧД приведённый на момент времени и рассчитывается по формуле (4):

,                                              (4)

Данные показатели в своей основе рассматривают превышение доходов над затратами по выбранному проекту. В следствии этого выводится критерий, по которому определяется эффективен ли проект или нет.

4. Внутренняя норма доходности ВНД – это положительное число Ев, если норма дисконта Е=Ев ЧДД равен 0. При этом для определения эффективности значение ВНД сопоставляется с нормой дисконта Е и если ВНД больше нормы дисконта – проект считается эффективен. Текущий чистый доход или накопленное сальдо определяется по формуле (5):

,                                                         (5)

Текущий чистый дисконтированный доход ЧДД определяется по формуле (6):

,                                 (6)

5. Срок окупаемости проекта период времени от начального момента до момента окупаемости проекта.

6. ПФ является значением, показывающим минимальный объем внешнего финансирования проекта.

7. Индексы доходности характеризуют отдачу проекта на вложенные в него средства. [4]

Проведя анализ рекомендаций эффективности проекта в целом, в виде общественной или социально – экономической эффективности, является затруднительным по причине того, что для определения социальной эффективности до сих пор не разработано системы расчётов. Кроме вышесказанного, следует отметить введённую коммерческую эффективность, которая стала использоваться вместо экономической эффективности. Существует колоссальная разница данных понятий, она заключается в том, что коммерческая эффективность не охватывает производство товаров и услуг, в то время как экономическая эффективность включала в себя и это понятие. Анализируя информация изложенную выше, следует отметить, что методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционного проекта не используют возможность рассмотрения многовариантного подхода, то есть не рассматривают альтернативные, более целесообразные проекты [5].

Но совершенствование и модернизация моделей оценки эффективности не стоит на месте и с течением времени совершенствуется по различным критериям и увеличивает сложность решаемых задач. На начальном этапе значимых моделей, которые являются «фундаментом» для многих новых методик и фундаментальными самостоятельными моделями являются:

·                    факторный анализ, основным примером данной методики является модель Дюпон;

·                    коэффициент рентабельности инвестиций или ROI;

·                    коэффициент рентабельности активов ROA;

·                    прибыль на акцию EPS;

·                    прибыль до налогов и амортизации EBITDA;

·                    рентабельность чистых активов RONA;

·                    доходность капитала с учётом риска RAROC;

·                    модель Эдвардса-Белла-ОльсонаEBO.

Говоря о бюджетная эффективность необходимо заметить, что она учитывает социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты.

При оценке бюджетной эффективности инвестиционного проекта учитывается ряд элементов, таких как: изменение доходов и расходов бюджетных средств, данные элементы обусловлены влиянием результатов реализации проекта, в том числе изменение налоговых поступлений от организаций, на результаты деятельности, которых повлияет реализация проекта.

При расчете показателей бюджетной эффективности инвестиционных проектов учитывают следующие показатели:

-           численность работающих на рабочих местах, где в свою очередь осуществляется реализация проекта;

-           величина заработной платы работающих;

-           величина суммы инвестиций (в том числе бюджетных источников);

-           величина объема реализации продукции;

-           величина добавленной стоимости на производстве, где реализуется проект;

-           рентабельность производства;

-           величина капитальных вложений;

-           площадь земельного участка.

Одним из основных показателей бюджетной эффективности является NPV бюджета. В том числе существенную роль в определении бюджетной эффективности может играть индекс доходности гарантий (ИДГ) – отношение NPV к величине гарантий. ИДГ необходимо определять если предоставляется гарантий от государства для анализа и отбора независимых проектов при заданной суммарной величине гарантий.

В состав притоков средств для расчета бюджетной эффективности входят:

  • налоги, акцизы, пошлины, своры и отчисления во внебюджетные фонды, установленные действующим законодательством;
  • доходы от лицензирования, конкурсов, тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
  • платежи в погашение кредитов, выданных из соответствующего бюджета участникам проектов, а также платежи в погашение налоговых кредитов;
  • комиссионные платежи Минфину России за сопровождение иностранных кредитов;
  • дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта.

В состав оттоков включаются:

  • средства, выделяемы для прямого бюджетного финансирования проекта;
  • бюджетные субсидии и дотации;
  • средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсаций иного возможного ущерба от реализации проекта (например, выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта).

Для государства важно иметь особое основание, чтобы доказать свое выгодное с позиции общественной значимости участие в поддержке инвестиционного проекта. Данные обстоятельства эффективности проектов государство может учесть, при участии в дополнении и корректировке денежных потоков. При этом нельзя забывать про внешние общественные потери и получении выгоды от проекта.

Если смотреть через призму бюджетной эффективности, то проект в свою очередь должен быть направлен не только на получение прибыли, но и на достижение максимально возможного социально-экономического результата. При анализе инвестиционного проекта связанного с возведением объекта социально значения, первостепенное значение имеет тот социальный эффект, который будет достигнут. Однако не следует забывать, что наиболее предпочтительным является тот инвестиционный проект, на реализацию которого потребуется как можно меньше затрат, с учетом социального эффекта который необходимо достигнуть.

 



Список литературы:

  1. Анисимова Н.А. Анализ зарубежных и отечественных методических подходов к оценке эффективности инновационных бизнес-проектов / Н.А. Анисимова, К.В. Татьянин/ Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. - 2015. - № 2 (13). - 17-21с.;
  2. «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов» (утв. Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477)
  3. Касьяненко Т. Г., Маховикова Г. А. Экономическая оценка инвестиций: учебник и практикум //. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 559 с. — Серия : Бакалавр. Углубленный курс
  4. Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов // Бюджетная эффективность. – 2000. - №2. С. 414.
  5. Виленский П.Л. Лившиц В.Н., Смоляк С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов // Теория и практика: Учеб. Пособие – 2002. - №2. С. 888


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: