» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Васильчикова Анна Владимировна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Принципы формирования активов на предприятии
Дата публикации: 2.12.2018
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Васильчикова Анна Владимировна
студентка 4 курса учетно-финансового факультета
Научный руководитель: Остапенко Е. А.
к.э.н доцент кафедры финансового менеджмента и банковского дела
Ставропольский государственный аграрный университет, г.Ставрополь
Аннотация. В данной статье рассматриваются принципы формирования
активов на предприятии. Выделяются особенности активов на предприятии, а также на каких принципах строится процесс формирования
активов на предприятии.
Ключевые
слова: активы, предприятие, банки,
банковская деятельность, оборотные активы, внеоборотные
активы.
Активы
предприятия – важная составляющая всей деятельности предприятия. Руководителям
и специалистам необходимо правильно формировать их структуру и выбирать
оптимальную политику управления активами, которая будет соответствовать
специфике и отрасли деятельности, чтобы в будущем организация приносила
положительный доход от осуществления хозяйственной деятельности.
Формирование
активов предприятия связано с тремя основными этапами его развития на различных
стадиях жизненного цикла: создание нового предприятия; формирование новых
структурных единиц; расширение, реконструкция и модернизация действующего
предприятия.
Основная
цель формирования активов – выявить и удовлетворить потребности в отдельных их
видах, чтобы обеспечить непрерывный операционный процесс, а также
оптимизировать их состав для обеспечения условий хозяйственной деятельности
предприятия.
В
соответствии с этой целью процесс формирования активов строится на основе
следующий принципов:
- Учет перспектив развития операционной деятельности и форм ее диверсификации. При создании организации процесс формирования активов в первую очередь опирается на задачи его операционной деятельности.
- Обеспечить соответствие структуры и объема формируемых активов структуре и объему производства продукции и ее последующего сбыта. При разработке бизнес – плана новой организации важно обеспечить данное соответствие путем определения необходимой потребности в активах.
Отличительные особенности состава активов вновь создаваемого предприятия:
- При создании предприятия в составе внеоборотных активов практически полностью отсутствуют долгосрочные финансовые вложения, так как они формируются в результате последующей его инвестиционной деятельности.
- На первоначальной стадии развития оборотных активов практически отсутствует дебиторская задолженность. Это связано с тем, что хозяйственная деятельность организации только началась. Наряду с этим сведены до минимума, а иногда и полностью отсутствуют краткосрочные финансовые вложения. Их включают в состав активов только в том случае, если взносы учредителей компании в уставный фонд внесены в виде краткосрочных финансовых инструментов.
Сначала
определяется потребность в конкретных видах оборудования, машин, которые
используются в процессе управления операционной деятельностью (средства связи,
компьютерная техника, офисная мебель).
Далее
необходимо определить потребность в зданиях, сооружениях, необходимых для
осуществления непрерывного производственного процесса и разместить
управленческий персонал.
Необходимость
в нематериальных активах обычно определяется исходя из технологии, которая
используется для осуществления операционного процесса.
А в
результате определения стоимостного объема внеоборотных
активов, которые требуются предприятию, учитывается форма удовлетворения
потребности в их отдельных видах – финансовая или оперативная аренда,
приобретение в собственность.
Потребность
в прочих активах рассчитывается методом прямого счета по их видам с учетом
особенностей создаваемой организации. Расчет необходимости в прочих активах
определяется раздельно по оборотным и необоротным активам.
Общая
потребность в оборотных и внеоборотных активах вновь
создаваемой организации определяется по результатам проведенных расчетов.
Необходимость в оборотных активах рассчитывается путем сложения потребности в
основных средствах, нематериальных активах и в других видах внеоборотных
активов. Таким же образом определяется потребность в оборотных активах,
суммируется потребность в денежных активах, запасах товарно – материальных
ценностей и других видах оборотных активов.
Расчет
потребности в активах новой организации связан с выбором альтернативных
решений:
- Формированием большего (меньшего) размера запасов товарно – материальных ценностей;
- Строительством, приобретением или арендой помещений, зданий;
- Формированием большего (меньшего) уровня платежеспособности, а соответственно и размера денежных средств;
- Приобретением готовых технологических решений в форме нематериальных активов или их самостоятельной разработки;
- Приобретением или арендой оборудования, машин, механизмов.
- Минимальная необходимая сумма активов, которая позволяет начать хозяйственную деятельность.
- Необходимая сумма активов, позволяющая начать хозяйственную деятельность с достаточными размерами страховых запасов по основным видам оборотных средств (материальным и денежным активам).
- Максимально нужная сумма активов, которая позволяет приобрести в собственность все необходимые нематериальные активы, основные средства и сформировать достаточный размер страховых запасов в разрезе всех видов оборотных активов, требуемых на начальном этапе деятельности организации.
Таким
образом, важно выбирать прогрессивные виды активов с позиции обеспечения роста
рыночной стоимости организации. Нынешний рынок средств и предметов производства
и финансовый рынок при формировании активов организации предлагают множество
альтернативных инструментов и объектов. В результате их выбора важно учитывать
при прочих равных условиях их многофункциональность, перспективность,
способность генерировать прибыль в различных хозяйственных ситуациях, а также
возможность повысить рыночную стоимость организации.
Список литературы:
- Остапенко, Е. А. Предложения по совершенствованию финансовой деятельности предприятия и повышению его эффективности / Е.А. Остапенко, М.В. Беликова // В сборнике: аграрная наука, творчество, рост. – 2013. – С. 322-326.
- Паксадзе, Т.В. Перспективы развития кредитования малого и среднего бизнеса в северо-кавказском федеральном округе / Т.В. Паксадзе, Е.А. Остапенко // В сборнике: аграрная наука, творчество, рост. – 2013. – С. 225-231.
- Остапенко, Е. А. Финансовая поддержка малого предпринимательства / Е.А. Остапенко, Л.А. Латышева // В сборнике: Актуальные вопросы развития финансовых отношений региона. – 2006. – С. 101-104.
Комментарии: