» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Татаринцева Олеся Алексеевна, студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: формирование системы знаний у учащихся о культуре безопасности на уроках ОБЖ и во внеурочное время
Дата публикации: 30.11.2018
УДК
37.01
ФОРМИРОВАНИЕ
СИСТЕМЫ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ О КУЛЬТУРЕ БЕЗОПАСНОСТИ НА УРОКАХ ОБЖ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ
ВРЕМЯ
Величко
Алексей Иванович
старший преподаватель
Саакова
Карина Рафаиловна
старший преподаватель
Татаринцева
Олеся Алексеевна
студент
Кубанский государственный университет,
г.Краснодар
Аннотация. Современный этап общественного развития характеризуется растущей
важностью проблем, связанных с безопасностью жизнедеятельности в результате
роста чрезвычайных ситуаций в социальной, природной и техногенной сфере
деятельности человека.
Ключевые слова: урок, внеурочная деятельность, школьники, развитие, формирование.
Культура безопасности, как компонент содержания образования, содержит концепцию знаний, способов и методов деятельности, ценностей, норм и правил безопасности. Их главная цель- развитие и формирование у учащихся готовности к профилактике и минимизации вредных и опасных факторов, использованию социальных факторов безопасности.
Главными элементами процесса развития и формирования культуры безопасности жизнедеятельности являются:
- Развитие мотивации безопасной жизнедеятельности;
- формирование личности безопасного типа;
- Обучение знаниям, умениям и навыкам в области безопасности жизнедеятельности;
- Морально – психологическая подготовка;
- Пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности;
- Информационное влияние с применением средств массовой информации.
На сегодняшний день с целью обеспечения эффективности образовательного процесса на уроках ОБЖ следует применять все виды организации учебных занятий, все виды учебной деятельности учащихся (включая игровую, практическую, проектную, исследовательскую, поисковую).
Для развития и формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся на уроках используют разнообразные способы, методы и средства обучения, [2].
На уроках используют следующие методы формирования культуры безопасности:
- эвристическая беседа;
- аудио- и киноверсии различных явлений природы, ЧС;
- демонстрация использования средств личной безопасности;
- исследовательская, проектная деятельность;
- лекция;
- тестирование.
Средствами формирования культуры безопасности учащихся в современной жизни служат кино, радио, телевидение, плакаты, фотографии, инструкции, книги, нормы и правила, уголки безопасности, стенгазеты, кабинет ОБЖ. Процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности представляет собой комплекс культурно-информационных воздействий, нацеленных на развитие поведенческих мотивов и качеств личности безопасного типа, способностей принятия безопасных решений в быту и профессиональной деятельности, привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуальных, коллективных и глобальных рисков, выработку морально-психологической устойчивости в условиях ЧС, [1].
В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Будет справедливым утверждение, что внешкольная работа обучающихся по безопасности жизнедеятельности вносит свой вклад в формирование у учащихся безопасного образа жизни. Обучения внеурочной деятельности способствуют удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей ученика, направляет на приобретение образовательных результатов.
Все виды внеурочных занятий выходят за рамки учебной работы по ОБЖ. Однако они являются обязательной частью всего учебно-воспитательного процесса, важным средством развития и воспитания учащихся разных классов. Организация этой деятельности в школе служит одним из критериев творческой деятельности педагога, признаком его педагогического мастерства и профессиональной ответственности, [3].
В
настоящее время в большинстве школ ведется определенная работа по внедрению программы повышения
квалификации и наращивания кадрового потенциала. Сформированы межпредметные и
предметные научно-методические объединения, временные творческие группы,
лаборатории педагогической инноватики. Все это позволяет говорить с
уверенностью о педагогических преобразованиях школ в условиях создания модели
адаптивной профильной школы по формированию культуры безопасности учащихся.
Список литературы:
- Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / В.И. Бондин, Ю.Г. Семехин. — М.: НИЦ ИНФРА-М, Академцентр, 2013. - 520 с.
- Вишняков, Я.Д. Безопасность жизнедеятельности 4-е изд., пер. и доп. учебник для спо / Я.Д. Вишняков. — Люберцы: Юрайт, 2015. – 223 с.
- Маликов, А.Н. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / Ш.А. Халилов, А.Н. Маликов, В.П. Гневанов; Под ред. Ш.А. Халилов. - М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. – 303 с.
Комментарии: