» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Крашенинникова Полина Андреевна, студент
Рубрика: Психологические науки
Название статьи: Кризисы профессионального развития
Дата публикации: 30.11.2018
УДК 37.013
КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Крашенинникова Полина Андреевна
студент 4 курса, кафедра «Педагогики и начального образования»
ТИ (ф) «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри
Научный руководитель: Кобазова Юлия Владимировна
к.п.н. доцент, кафедра «Педагогики
и начального образования»
Федеральное государственное
автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Северо-Восточный федеральный
университет имени М.К. Аммосова», г. Нерюнгри
Аннотация. В статье
описаны кризисы профессионального развития личности, изучены факторы, которые
препятствуют формированию кризисных ситуаций. В результате анализа определены
основные типы кризиса профессионального развития личности.
Ключевые слова: кризис
профессионального развития, критическая фаза, посткритическая
фаза, предкритическая фаза, способы разрешения
конфликтов
Кризис
профессионального развития – это резкие изменения вектора профессионального
развития личности. Кризисы имеют непродолжительный характер, они более ярко
проявляются в процессе перехода от одной стадии становления личности как
профессионала к другой. Обычно кризисы протекают без ярко выраженных изменений
в профессиональном поведении. Однако перестройка профессионального сознания
личности, переориентация на новые достижения и цели, коррекция
профессионального развития подготавливает смену способов выполнения
профессиональной деятельности, приводит к изменению взаимоотношений с
окружающими, а в отдельных ситуациях – к смене профессии.
В качестве
факторов, которые способствуют формированию кризисных ситуаций, могут выступать
постепенные качественные изменения способов выполнения деятельности. Среди
таких факторов может стать возросшая социально – профессиональная активность
личности сотрудника по причине неудовлетворенности социальным и
профессиональным статусам.
Социально-психологическая
направленность, профессиональная инициатива, интеллектуально-эмоциональная
напряженность довольно часто может привести к поиску новых методов и способов
выполнения профессиональной деятельности, смене профессии или места работы [2].
К кризисам в
профессиональной деятельности могут приводить также социально - экономические
условия жизнедеятельности человека, например, сокращение сотрудников, переезд,
неудовлетворенность оплатой труда и пр.
Среди других причин также можно выделить возрастные и
психофизиологические изменения человека: ухудшение здоровья, снижение
работоспособности, слабость психических процессов, синдром «профессионального
выгорания» и пр. Кризисы профессионального развития могут появляться при
вступлении на новое место работы, участие в конкурсах на замещение вакансий,
аттестации специалистов. Также кризисы могут быть вызваны сменой
жизнедеятельности.
Среди
факторов, которые вызывают длительное кризисное явление, может стать полная
поглощенность в профессии. Специалисты, которые одержимы своей работой как
средством достижения успеха и признания в обществе, нередко нарушают свою
профессиональную этику, становятся жесткими и конфликтными [3].
Кризисные
явления довольно часто могут сопровождаться нечетким осознанием недостаточного
уровня своей компетенции и профессиональной беспомощности. Иногда могут
возникать кризисы при уровне профессиональной компетентности.
Кризисные
явления имеют следующие фазы развития: первая фаза в
которой происходит обострение противоречий между субъективной и объективной
составляющими социальной ситуации развития; вторая фаза – критическая в которой
происходит противоречие в поведении и деятельности личности; третья фаза – посткритическая в которой разрушаются противоречия
посредством образования новой социальной ситуации развития [1].
В кризисах
профессионального развития данные фазы проявляются следующим образом:
- Предкритическая фаза проявляется в неудовлетворенности профессиональным статусом, особенностями деятельности, способами реализации, межличностным общением в коллективе [4]. Такая неудовлетворенность может не всегда осознаваться профессионалом, однако она может проявляться в психологическом дискомфорте в работе, излишней агрессии и раздражительности, неудовлетворенности и пр.
- Критическая фаза отличается осознанной неудовлетворенностью профессиональной ситуацией. Личность проигрывает варианты изменения ситуации в профессиональной жизни, зачастую может усиливаться психологическая напряженность в работе. Противоречия особо усиливаются и появляются конфликты, которые становятся ядром в кризисных явлениях.
- Посткритическая фаза подразумевает под собой переход к новой ситуации развития, перестройку структур профессионального развития, переориентацию на новые достижения и позиции [2].
Выделяются следующие типы конфликтов профессионального
развития личности: мотивационный, который связан с потерей интереса к работе,
учебной деятельности, утрате перспектив роста в профессии; когнитивно-деятельностный,
связанный с неудовлетворенностью способами и содержанием профессиональной
деятельности; поведенческий, который вызван противоречиями в межличностных
отношениях в трудовой коллективе, неудовлетворенность своим профессиональным
статусом, положением в группе, уровнем оплаты труда и пр.
Конфликт может
также сопровождаться рефлексией, анализом профессиональной ситуации, своих
возможных способностей. Разрешение конфликта приводит кризис в посткритическую стадию.
Способы
разрешения конфликтных ситуаций могут носить конструктивный,
профессионально-нейтральный и деструктивный характер. Конструктивный выход из
конфликта означает процесс повышение квалификации сотрудником, приобретение
нового профессионального статуса, смена места работы и должности [5]. Такой
способ требует от личности проявления особой профессиональной активности,
совершения поступков, которые будут прокладывать путь к новой стадии развития
личности.
Профессионально-нейтральное
отношение к кризисам приводит к равнодушию и пассивному отношению личности.
Человек стремиться реализовываться вне профессии. Последствия кризиса могут
иметь негативные последствия в виде агрессии, злоупотреблении вредными
привычками, апатии.
Таким образом,
кризисы профессионального становления личности отличаются своим разнообразием в
профессиональной деятельности и индивидуальностью. Решающую роль в появлении
кризисных ситуаций принадлежит субъективным факторам: изменение «Я концепции»
личности, перестройка сознания, возрастание самооценки, появление новых
потребностей и ценностей, личность сама выступает в роли инициатора кризисного
явления.
Список литературы:
- Аксененко Ю. Н. Социология и психология управления. – Ростов-на-Дону. 2014. – 512 с.
- Большаков А. Г. Конфликтология организаций. – М.: Пресс, 2014. – 150 с.
- Гагаринская Г. Г. Конфликты и их предотвращение. – СПб.: 2015. – 149 с.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. – М.: Наука, 2016. – 240 с.
- Кабаченко Т. С. Психология управления. – М.: Право и психология, 2014. – 384 с.
Комментарии: