» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Верланова Татьяна Георгиевна, преподаватели русского языка
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Метапредметностиь как условие достижения высокого качества образования на уроках русского языка

Статья просмотрена: 451 раз
Дата публикации: 27.11.2018

МЕТАПРЕДМЕТНОСТИЬ КАК УСЛОВИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Верланова Татьяна Георгиевна

преподаватель ОД «Русский язык и литература»

Филиал НВМУ (Севастопольское президентское кадетское училище), г. Севастополь

 

Аннотация. В статье рассматриваются теоретические вопросы метапредметного обучения как инновационного процесса в современной школе. На основе практического материала показано формирование у обучающихся метапредметных знаний, умений, навыков, а также использование различных форм оценивания метапредметных результатов на уроках русского языка. В работе показаны пути реализации военного компонента.

Ключевые слова: метапредметность, инновационный процесс, развитие, универсальные учебные действия, Знание, Знак, Проблема, Задача.

 

Анализ содержания Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования позволил сделать выводы относительно требований к результатам освоения общеобразовательных программ, которые можно сгруппировать следующим образом:

  • личностные ценностные ориентации обучающихся, отражающие индивидуально-личностные позиции и качества;
  • предметные, усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, компетенции, опыт творческой деятельности;
  • метапредметные, применяемые воспитанниками во время учебного процесса и в жизненных ситуациях[1].

Метапредметные результаты предполагают, что у обучающихся будут развиты такие качества, как: уверенная ориентация в различных предметных областях, умение организовать собственную учебную деятельность и освоить информационное моделирование как метод приобретения знаний. Метапредметные результаты - это показатель знаний, умений и навыков воспитанников, которые владеют навыками исследовательской деятельности, способами и методами освоения новых инструментальных средств, а также основами продуктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Метапредметный подход как инновационный процесс в современной школе должен решить проблему разъединенности предметов, что отрицательно сказывается на образовании в целом. Почему именно сейчас обратили внимание на эту разобщенность? Ведь мы знаем, что термин «метапредметность» имеет глубокие исторические корни, впервые об этом понятии речь вел еще Аристотель [3]. А в российской педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века в работах Ю. В. Громыко, А. В. Хуторского[5]

В качестве метапредметов (метапредметных понятий) Ю.В.Громыко были выделены: Знание, Знак, Проблема, Задача.                                                                

Знак - способность к схематизации, умение выражать с помощью схем то, что понимают, промыслить, то, что хотят сделать, умение по схеме создать образ объекта.    Знание - способность работать с системами знаний, использовать специальные техники, которые обеспечивают рождение нового знания. Проблема - получение соответствующего оснащения для работы с проблемами.

Задача - способность понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели [5].

Ю.В. Громыко утверждал: «Под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, наоборот, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета» [5] , поэтому задача преподавателя состоит в том, чтобы не только обобщить используемые системы, но и создать для обучающегося условия рефлексировать процесс своей деятельности и как результат - его успех в открытии нового понятия.

Установленные новые требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Преподаватель должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание нахимовцами собственных продуктов в освоении знаний.

Метапредметность связана с метапредметом, так как метапредмет находится за предметом, а может, и за несколькими, однако, является их основой, следовательно, метапредметность не может существовать вне предметности. Метапредмет - это тот же учебный предмет, но в его основе лежит принцип интеграции учебного материала. Из этого следует: творческое мышление обучающегося - это то, чему необходимо его учить, то есть суть метапредметного обучения. Метапредметный подход формирует у обучающегося систему знаний, умение осваивать универсальные учебные действия, что помогает ему добывать, анализировать информацию об окружающем его мире [8]. Из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что метапредметность заключает в себе принцип объединения раздробленных знаний по предметам к целостному восприятию мира, к познавательному и личностному развитию ребят, а также принцип преемственности средней школы и высшего учебного заведения.

Выпускник, получивший высшее образование, должен быть востребованным в современном обществе, а для этого ему нужны крепкие комплексные профессиональные знания, так как ему придется решать вопросы широкой компетенции, а это должно закладываться уже в среднем учебном заведении.

Современный преподаватель обязан готовить выпускников, готовых планировать свою деятельность в зависимости от поставленных задач, умеющих анализировать и корректировать свою работу.

На уроках русского языка преподаватель формирует у воспитанников универсальные учебные действия, свойственные и другим предметам, это: определять цель, задачи урока, выдвигать гипотезу, выстраивать и выполнять действия по их осуществлению, собирать и систематизировать информацию, а также рефлексировать достигнутый результат. Для достижения результата пользуюсь такими инструментами, как: «знание», «знак», «проблема», «задача», «смысл», «категория» - все они   имеют метапредметный характер.  Рассмотрим каждый из них.

 «Знание» формирует у нахимовцев умение в системе работать с книгой, с понятиями.  Ребята составляют схемы, алгоритмы, тестовые вопросы. В «Знание» входят и эвристические приемы. «Знак» развивает у воспитанников умение составлять схемы, кластеры, ментальные карты, таблицы. При помощи знаковой системы хорошо усваивается и систематизируется теоретический материал, а также развивает логическое мышление. Нравятся ребятам задания такого типа: Прочитайте схему, заменив «?» понятиями (тема урока «Односоставное предложение)

По схеме можно определять тему и проблему урока, выдвигать гипотезу.

«Проблема» учит видеть и понимать ситуацию, вырабатывать личную позицию и уметь отстаивать ее. Определив проблему, нахимовец строит свое решение, хотя оно может отличаться от мнения других ребят. Благоприятная обстановка в классе позволяет нахимовцу без боязни высказывать свою точку зрения.

«Задача» также присутствует на уроке русского языка. Она развивает у воспитанников логическое изложение материала, учит их рассуждать. Составляя задачи, ребята закрепляют умения анализировать, применять ранее полученную информацию, имеют возможность поработать с учебником. Например, нахимовец составил задачу по теме «Запятые при деепричастном обороте».

Дано: На письме деепричастие и деепричастный оборот выделяются двумя запятыми, если внутри предложения, и одной запятой, если находятся в начале или в конце предложения.

Доказать: Допустил ли   Павел пунктуационную ошибку, не поставив запятую в предложении: Не смыкая глаз стоит на посту часовой.

Решение: В предложении: Не смыкая глаз стоит на посту часовой - запятая не ставится. Во-первых, в предложение входит фразеологизм «не смыкая глаз». Во - вторых, фразеологизм то устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение, и его разделять категорически воспрещается.

Ответ: Павел верно записал предложение.

«Смысл».  Само название метапредмета говорит о том, что речь пойдет о смысле того или другого действия. «Зачем нам это надо? С какой целью?» -  подобные вопросы мы ставим во время урока. Воспитанник должен знать, что его действия эффективны.

В данное время метапредметы «Смысл» и «Категория» находятся в разработке.

Как же оценивать метапредметные результаты образования? А что значит оценивание метапредметных результатов образования? Оценивание метапредметных результатов образования– это универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные и регулятивные, а также планирование, контроль и коррекция.

Объектом данных результатов является их сформированность, так как интеллектуальная деятельность нахимовцев направлена на рефлексию своих учебных достижений. Это значит, что воспитанники должны определять цели и задачи урока, уметь преобразовать учебную задачу в познавательную, рефлексировать и корректировать свою деятельность, работать с источниками информации, использовать, метапредметы, перечисленные в предыдущей главе. Таким образом, мы видим, что суть универсальных учебных действий то умение учиться, то есть преподавателю необходимо создать условия для творческого саморазвития нахимовцев, формируя у ребят осознанное приобретение социального опыта.

Какие виды оценивания существуют?

  1. Диагностическое оценивание - это определение начального уровня сформированности знаний, умений и навыков и компетентностей обучающегося.
  2. Итоговое или суммативное определяет уровень сформированности знаний, умений, навыков и компетентностей обучающегося в конце изучения темы. Суммативное оценивание называют еще оцениванием обучения (ОО).
  3. Формирующее, иначе оценивание для обучения - это оценивание, направленное на определение возможностей улучшения обучения, методов и форм реализации этих возможностей. Формирующее оценивание дает возможность преподавателю отслеживать процесс продвижения обучающихся к целям их учения и помогает корректировать учебный процесс. Такое оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием.

Рассмотрим, как может быть оценён метапредметный результат. Во-первых,  он может проверяться при помощи выполнения определенных диагностических заданий, направленных на выявление уровня сформированности определенного вида универсальных учебных действий. Во-вторых, может рассматриваться как средство решения и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.

Оценивание должно способствовать развитию нахимовца и заставить его поверить в свои силы, обеспечить положительные мотивы учения и привести к готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности. Воспитанник может иметь право на ошибку, на совместный с  преподавателем анализ последовательности своих учебных действий.

При оценивании метапредметных результатов образования используются разнообразные формы: стандартизированные устные и письменные работы, работы творческого и исследовательского характера, проекты, тестирование, самоконтроль. 

Существует система, по которой формируются задания:

  • система заданий: творческие и поисковые задания, задания повышенной сложности;
  • текущие, тематические, рубежные проверочные работы, включающие задания на проверку метапредметных результатов обучения, а также независимая экспертиза качества образования;
  • проектная деятельность;
  • мониторинг сформированности основных учебных умений.

Контроль и оценивание метапредметных результатов проводится по таким критериям[6]:

  • познавательные УУД;
  • регулятивные УУД;
  • коммуникативные.

Для точной информации о результатах обучения воспитанника используется оценочный лист, в котором заложены критерии. Для обучающегося оценочный лист имеет мотивирующее значение, так как нахимовец видит уровень своих знаний по определенной теме.  Данный лист в течение изучения темы находится у нахимовца, а сводная таблица у преподавателя. Например,

Оценочный лист

Нахимовца____________________________________

Основные умения и навыки по теме «Лексика»

Объяснять значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов).

Пользоваться Толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова.

Пользоваться словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов.

Распределять слова на тематические группы.

Различать прямое и переносное значение слов.

Оценка нахимовца.

 

 

 

 

 

Оценка преподавателя

 

 

 

 

 

Отличать омонимы от многозначных слов.

Подбирать синонимы и антонимы.

Выбирать из синонимического ряда точное слово.

Находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении.

Владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета.

Исполь-зовать синонимы как средство связи предло-жений в тексте и как средство устра-нения неоправ-данного повтора.

Оценка нахимовца.

 

 

 

 

 

Оценка преподавателя

 

 

 

 

 

Важным условием оценивания метапредметных  результатов является самооценка, так как воспитанник совершенствует свои навыки анализировать, сравнивать, корректировать и делать вывод, изучая тот или другой материал.  Следовательно, он имеет представление о цели и результатах познавательной предстоящей деятельности. Рефлексируя свои достижения,  нахимовцы строят свои рассуждения, отвечая на один из выбранных вопросов (Прием «Телеграмма»)

Предметные

Метапредметные

Я могу… У меня получается… Я использую …. Я применяю… Я соблюдаю…Я придерживаюсь…..

Мне больше всего удалось… За что я могу похвалить себя (одноклассников)… Что я приобрел... Что мне понравилось… Что, на мой взгляд, не удалось… Почему? Что учесть на будущее…

В проведении рефлексии помогает Маршрутный лист, в котором прописаны задания, четкие указания их выполнения, время выполнения заданий. Нахимовец сам прописывает цели и задачи урока, оценивает свою работу. Маршрутный лист помогает обучающемуся в течение урока удерживать внимание на задаче урока, корректировать свои действия, оценивать учебную деятельность по предложенным критериям.

Маршрутный  лист

Ф И нахимовца______________________________________

Тема урока: _______________________________________________________

Цель: ––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––

Станция  № 1 «Теоретическая».

Критерий успеха: цель будет достигнута, если вы правильно распределите  предлоги по столбикам методом перетаскивания  (флипчарт - метод перетаскивания).

Станция №2 «Радиоцентр»

 ( Работа в группах.)

Стимул: Игра «Дешифровка» Вы  находитесь в море и получили радиотелеграмму.

Как вы знаете, в телеграммах и радиограммах для экономии пропускаются предлоги и знаки препинания.

Задачная формулировка: Расшифруйте телеграмму, вставляя предлоги и знаки препинания. Определите падеж существительного или местоимения, с которым вы употребили предлог. В конце работы вы должны сделать вывод: с какими падежами могут употребляться предлоги?

1. Конце месяца мы командой зайдем порт.

_____________________________________________________________________________

2. Мы находимся море иллюминатором бескрайнее море, горизонт проходит четкой линией. Утром я заступил вахту и заметил что рядом кораблем ныряют дельфины.

_____________________________________________________________________________

Вывод: _____________________________________________________________________________

Станция № 3 «Орфографическая» (Предлоги и самостоятельные части речи записаны на слайде)

Распределить предлоги и самостоятельные части речи

Предлоги

самостоятельные части речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благодаря заданиям такого рода нахимовцы учатся рассуждать, анализировать, сравнивать, то есть работают на метапредметный результат.

Из вышеизложенного следует, что метапредметный результат обучения - это уровень развития способностей обучающихся, таких как: мышление, понимание, коммуникация, рефлексия. Этот уровень развития является  универсальным для всех предметов. Метапредметные технологии  способствуют созданию «ситуации успеха», что служит условием для успешности каждого обучающегося. Итак, метапредметные результаты, получаемые во время обучения русскому языку, это:

  • коммуникативные - владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом;
  • регулятивные- приобретение и применение знаний, умений и навыков в повседневной жизни и учебной деятельности на метапредметном уровне;
  • познавательные- взаимодействие с людьми во время общения и совместной деятельности.

Используя на уроках русского языка метапредметные технологии, мы тем самым формируем творческую, интеллектуально развитую личность, способную адаптироваться в современном обществе.                                 

 



Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
  2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли [Текст] / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение, 2008. - 271 с.
  3. Вагина, С. Г. Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе [Текст] /С.Г. Вагина, О.В. Гливинская, Я.В. Михайлюк. - М.,2010. – 216 с.
  4. Валеева, Н.А. Приёмы мнемотехники на уроках русского языка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/100-priemymnemotehnikihttps://sites.google.com/site/upravlenieproektirovaniemfgos/--kriterii-procedury-...
  5. Громыко, Н.В. Метапредметный подход как ядро Российского образования [Текст] /Н.В. Громыко, М.В. Половкова //Учитель года России2009: сб. ст. для участников финала Всероссийского конкурса.- СПб, 2009. – С.3-5.
  6. Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий [Текст] /М.В. Канаева. – М., 2011. - 234 с.
  7. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект[Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. – 254 с.
  8. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения [Текст] / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. – С.12-15
  9. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности [Электронный ресурс] / И.А. Фоменко - Режим доступа: fomenko. edusite.ru/p35aa1.html/.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: