» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018

Автор: Друзякина Альбина Дмитриевна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Некоммерческие организации в системе институтов гражданского общества

Статья просмотрена: 310 раз
Дата публикации: 25.11.2018

УДК 338

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

Друзякина Альбина Дмитриевна          

студентка 4 курса учетно-финансового факультета

Научный руководитель: Клишина Ю.Е.

к.э.н., кафедры финансы, кредит и страховое дело

Ставропольский государственный аграрный университет, г.Ставрополь

 

 

Аннотация. В статье рассматриваются некоммерческие организации как один из важнейших элементов институтов гражданского общества. Развитие некоммерческих организаций определяет развитие гражданского общества, страны в целом, также освобождает государственные органы от дополнительного бремени и гарантирует выполнение основных конституционных прав граждан.

Ключевые слова: социальная сфера, гражданское общество, государство, некоммерческие организации.

 

Конституционный строй России воспринимается как категория общества и государства. Невозможно консолидировать устои государства, не затрагивая устои общества, и наоборот, устои общества в значительной степени являются предпосылкой для функционирования государства. В первую очередь необходимо установить  то, как мы будем понимать гражданское общество. В учебной и научной литературе существует ряд   понятий «гражданское общество», от совокупности тех или иных неправительственных организаций до отождествления его определенным уровнем развития самого общества. Под гражданским обществом понимается общество с развитыми экономическими, политическими, гражданскими отношениями, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого социального, политического, культурного статуса. Мы будем рассматривать  гражданское общество как особое состояние социума, при котором создаются определенные условия для соблюдения  прав и свобод человека и гражданина, развития гражданской самодеятельности, реального участия граждан в политической жизни государства и во всех иных сферах. Таким образом, гражданское общество позволяет некоммерческим организациям решать возникающие социальные проблемы и удовлетворять, соответственно, социальные потребности, основанные на принципах добровольности, гласности, открытости и других. Некоммерческие организации являются основным институтом гражданского общества,  они позволяют снизить нагрузку  государственных органов, при решение различных общественных проблем. Указанные организации позволяют гражданам осуществлять свои основные конституционные права, такие как право на объединение, право на мирное состязание, право участвовать в управлении государственными делами и другие. Под некоммерческой организацией понимается, организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли  и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для различных целей, например: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также nнаправленных на достижение общественных благ.

В российской и зарубежной науке о конституционном праве существует острый вопрос о конституционной ответственности государства перед институтами гражданского общества, с одной стороны, и равной ответственности институтов гражданского общества перед обществом и государством, с другой. С 2010 до 2014 года включительно в России действовала Программа поддержки социально ориентированных НКО. Анализ, проведенный экспертами Всероссийского гражданского форума, демонстрирует его социально-экономическую и бюджетную эффективность. Программа субсидировала работу НПО в предоставлении услуг населению, которые не предоставляются государственными и муниципальными учреждениями. Благодаря его поддержке были созданы и использованы новые методы и технологии работы, а целевые группы были определены в регионах, проблемы которых необходимо решать в первую очередь. При этом программа демонстрировала хорошее соотношение цены и качества по сравнению с другими программами в социальной сфере, а также содействовала привлечению софинансирования на социальные проекты. Ранее предполагалось, что эта программа будет действовать до 2020 года. Однако, в проекте бюджета на 2016 год средств на ее реализацию не было предусмотрено. Социально ориентированные некоммерческие организации - это некоммерческие организации, созданные в формах общественных и религиозных организаций, общин коренных народов и меньшинств, фонды и другие формы, предусмотренные Федеральным законом « О некоммерческих организациях» (за исключением государственных корпораций, государственные компании и общественные объединения, являющиеся политическими партиями), а также деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации. Основными проблемами в реализации некоммерческих организаций являются низкая осведомленность граждан о работе социально ориентированных некоммерческих организаций и некоммерческих организаций в целом. Эта проблема, соответственно, подразумевает проблему финансирования рассматриваемых организаций. Поскольку само государство не так активно поддерживает некоммерческие организации, а граждане, из-за недостаточной осведомленности о таких организациях, недоверчиво относятся  к некоммерческим организациям, возникает проблема привлечения финансовых ресурсов в организацию в форме пожертвований, поскольку  число сторонников и потенциальных участников этих организаций уменьшается.

Некоммерческие организации в России сталкиваются с проблемой противоречивой государственной политики. С одной стороны, все уровни власти заявляют о своей заинтересованности в развитом институте социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), обсуждают позитивные изменения в законодательстве. Средства массовой информации не заинтересованы в рассмотрении гражданских инициатив. Социально ориентированные некоммерческие организации не являются целевой аудиторией СМИ. Все вышеперечисленные проблемы порождают определенную зависимость некоммерческих организаций от государства и бизнеса. Во многих институтах гражданского общества существует проблема их зависимости от государства и его органов. Все это приводит к регрессу гражданского общества, поскольку уровень развития самого общества не увеличивается. Соответствующие институты должны по своему характеру быть менее зависимыми от государства. Они должны управляться самим обществом, гражданами и их объединениями. Если нет инициативы, активности граждан, то, соответственно, нет развития гражданского общества.

Таким образом, обозначив все выше приведенные проблемы, мы предлагаем ввести в Конституцию Российской Федерации п. 6, ст. 13, гл. 2 положения о защите некоммерческих организаций и оказании им помощи государством, что позволило бы исполнять функции, возложенные на государство Федеральным законом и упрочило бы положение некоммерческих организаций в стране. Наряду с этим введением было бы разумно ввести должность уполномоченного по правам некоммерческих организаций или, в принципе, общественных организаций, с тем чтобы в полной мере обеспечить защиту и достойное функционирование данного учреждения.



Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08 августа.2001 г. № 129-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
  3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3. Ст. 145.
  4. Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций: Приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. № 455 (ред. от 11.12.2013, с изм. От 08.04.2014) // Российская газета. 16.03.2012. № 58.
  5. Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств: Приказ Федеральной налоговой службы России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 29.10.2012. № 44.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: