» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Антаносян Ангелина Петровна, студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Нормативное регулирование некоммерческих организаций: современное состояние и перспективы
Дата публикации: 21.11.2018
НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Антаносян Ангелина Петровна
студентка 4 курса
Научный руководитель: Клишина
Ю.Е.
к.э.н., доцент кафедры финансов, кредита и страхового дела
Cтавропольского ГАУ, г.Ставрополь
Аннотация. В статье исследованы
современные проблемы и перспективы развития нормативного регулирования
бухгалтерского учета и отчетности некоммерческих организаций в системе российских
бухгалтерских стандартов.
Ключевые слова: нормативное регулирование, некоммерческие
негосударственные организации.
Особенностью современного этапа развития бухгалтерского учета
является достаточно интенсивное реформирование регламентаций в отношении учета
и формирования отчетной информации хозяйствующих субъектов.
Эти изменения касаются учета и отчетности организаций различных
отраслей и форм собственности, преследующих цель извлечения прибыли из своей
деятельности, и не ставящих перед собой такой цели.
Реально эти явления отражаются в разработке не только отдельных
новых бухгалтерских стандартов, но и целостных новых систем регулирования
бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций. Этот процесс
охватывает как национальные бухгалтерские системы, так и международную систему
учета и отчетности. За последние годы был принят целый ряд стандартов
финансовой отчетности Советом по МСФО, разработана система международных
стандартов финансовой отчетности для малых, средних и общественных организаций.
В Российской Федерации приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64 утверждена
Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для
организаций государственного сектора.
Приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н принята Программа
разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы,
предусматривающая разработку новых регламентаций в области учета и отчетности
негосударственных организаций.
Развитие нормативного регулирования в области бухгалтерского учета
и бухгалтерской отчетности всегда находило и находит живой отклик в научном
мире. Интенсивное реформирование систем национальных и международных
бухгалтерских стандартов ставит новые дискуссионные вопросы. Рассмотрим
некоторые из них.
Одной из актуальных современных проблем, на наш взгляд, является
соотношение регламентаций по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности
для организаций различных форм собственности, а также преследующих и не
преследующих цель получения прибыли от своей деятельности.
В настоящее время нормативное регулирование российского
бухгалтерского учета принципиально отличается для коммерческих организаций,
некоммерческих негосударственных организаций и некоммерческих организаций
государственного сектора. При этом только для последних предусмотрена отдельная
система бухгалтерских стандартов. Нормативное регулирование бухгалтерского
учета коммерческих и некоммерческих негосударственных организаций размещено в
одной и той же системе бухгалтерских стандартов, которая, однако, содержит в
ряде ситуаций различные регламентации для таких организаций.
В международных стандартах финансовой отчетности предусмотрено две
системы:
— МСФО для организаций, не относящихся к общественному сектору;
— МСФО ОС для организаций общественного сектора.
Отличием систем МСФО и РСБУ является, на наш взгляд, подход к
регламентациям бухгалтерского учета и отчетности для некоммерческих
негосударственных организаций. Если проанализировать систему МСФО, то в
относящихся к ней стандартах не будет обнаружено каких-либо указаний на
особенности учета и отчетности для таких организаций. Таким образом,
некоммерческие негосударственные организации в системе МСФО должны будут вести учет и формировать отчетность так же, как и коммерческие
организации.
В системе РСБУ в настоящее время особенности регламентаций по
бухгалтерскому учету и отчетности для некоммерческих не государственных
организаций весьма существенны.
Прежде всего некоммерческие организации
согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» вправе применять
упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и формировать упрощенную
бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Данное разрешение не распространяется
только на организации государственного сектора, а также в том случае, если
некоммерческая организация подпадает под условия п. 5 Федерального закона «О
бухгалтерском учете». Согласно п. 6 приказа Минфина России № 66н «О формах
бухгалтерской отчетности» организации, которые вправе применять упрощенные
способы ведения бухгалтерского учета и формировать упрощенную бухгалтерскую
(финансовую) отчетность, составляют отчетность следующим образом.
Поскольку в системе МСФО нет отдельных регламентаций для не
коммерческих негосударственных организаций, то их финансовая отчетность должна
будет составляться не в упрощенном виде, а в общем порядке на основании
требований МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности».
Кроме указанного отличия требований к формам отчетности
некоммерческих организаций от коммерческих
в системе РСБУ содержатся и особые регламентации по содержанию их
бухгалтерского баланса. Так, согласно приказу Минфина России № 66н «О формах
бухгалтерской отчетности» некоммерческая организация именует третий раздел
Баланса - «Целевое финансирование» (а не «Капитал и резервы» как коммерческая
организация).
Если проанализировать содержание Положений по бухгалтерскому
учету, то практически в каждом из них можно найти отдельные регламентации,
касающиеся особенностей ведения учета некоммерческими негосударственными
организациями. Так, согласно ПБУ 6/01 некоммерческая организация, которая
вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может
включать в первоначальную стоимость основных средств при
их приобретении за плату только стоимость оплаты поставщику и затраты на монтаж
(при наличии таких затрат), а при их сооружении только сумму, уплачиваемую по
договорам строительного подряда. В соответствии с тем же ПБУ 6/01
некоммерческая негосударственная организация не переоценивает основные средства
и не начисляет по ним амортизацию.
Согласно ПБУ 14/2007 некоммерческая организация, которая вправе
применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может признавать
расходы на приобретение или создание объектов, которые подпадают под
определение нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам
деятельности. Аналогично объектам основных средств нематериальные активы
некоммерческих негосударственных организаций не переоцениваются и не
амортизируются.
В соответствии с ПБУ 5/01 некоммерческая организация, которая
вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, может
оценивать приобретенные материально-производственные запасы только по цене
поставщика. Иные же затраты, непосредственно связанные с приобретением
материально-производственных запасов, включаются в состав расходов по обычным
видам деятельности. Такая организация может также признавать расходы на
приобретение материально-производственных запасов, предназначенных для
управленческих нужд, в составе расходов по обычным видам деятельности. Кроме
этого, некоммерческая организация, которая вправе применять упрощенные способы
ведения бухгалтерского учета, может не создавать резерв под снижение стоимости
обесцененных материально-производственных запасов.
Перечень отличий регламентаций по учету в некоммерческих негосударственных
организациях можно продолжить и далее, рассматривая другие положения по
бухгалтерскому учету, входящие в РСБУ. При этом очевидна тенденция на упрощение
подходов к учету и формированию отчетности таких организаций по сравнению с
коммерческими организациями. Если сравнивать данный подход с регламентациями
МСФО, то в последних нет особых требований к учету в таких организациях, следовательно нет и тенденции упрощения их учета по
сравнению с коммерческими организациями.
Список литературы:
- Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: утверждена приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64н.
- Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016-2018 годы: утверждена приказом Минфина России от 23.05.2016 № 70н.
- Гетьман В.Г. Совершенствование нормативно-правовых основ бухгалтерского учета и финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18. С. 54-58.
Комментарии: