» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Калашникова Ксения Сергеевна, Студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Кластерный подход к развитию туристко рекреационной сферы в городе Вологда
Дата публикации: 21.11.2018
УДК
336.711
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ТУРИСКО
РЕКРИАЦИОННОЙ СФЕРЫ В ГОРОДЕ ВОЛОГДА
Калашникова Ксения Сергеевна
магистрант 2 курса
экономического факультета
Научный руководитель: Советов П.М.
док. экон.
наук, профессор, г. Вологда
ФГБОУ ВО
«Вологодский государственный университет», г.Вологда
Аннотация. Обоснована модель кластерного подхода к
развитию туриско рекреационного комплекса в городе
Вологда. Определена Структура туриско рекреационного кластера Насон
- город. Выполнена оценка факторов и
условий развития туриско рекреационного комплекса Насон - город.
Ключевые слова:
туризм, туристско-рекреационный кластер.
Введение. Северо-Западная часть
России, благодаря ее географическому положению, уникальному
историко-культурному наследию и богатству природных ресурсов, обладает значительным
туристско-рекреационным потенциалом.
Северо-Западный
федеральный округ включает в свой состав 11 субъектов Российской Федерации
различного статуса с населением 13,6 млн. человек и общей площадью 1,7 млн. кв.
километров, в том числе Республику Карелия, Республику Коми, Архангельскую
область, Вологодскую область, Калининградскую область, Ленинградскую область,
Мурманскую область, Новгородскую область, Псковскую область, г. Санкт-Петербург
и Ненецкий автономный округ. К округу примыкает арктическая
зона, относящаяся к сфере интересов Российской Федерации. СЗФО
занимает выгодное геополитическое положение – граничит с Финляндией, Норвегией,
Польшей, Эстонией, Латвией, Литвой, Беларусью, имеет выход в Балтийское, Белое,
Баренцево, Карское моря. Площадь округа составляет 1686,9 тыс. кв. км
(9,87% территории России), на его территории проживают 13,6 млн. человек [7,
с.80].
Основная часть.
Въездной туристский поток в Северо-Западный федеральный округ на в 2016 г.
составил более 17,5 млн. посетителей. При этом все регионы существенно уступают
регионам-лидерам по объему въездного потока. На долю Санкт-Петербурга,
Ленинградской и Вологодской области в 2016 г. приходилось около 80% всего
въездного потока в Северо-Западный федеральный округ.Турпоток
в Северо-Западный федеральный округ установил рекорд по итогам 2017 года и
превысил 18,5 млн человек, что на 1 млн человек больше, чем в 2016 году. Из этого числа около
7,5 млн человек посетили
Петербург, 2 млн человек – Вологодскую область, 1,8 млн человек – Новгородскую область и 1,3 млн человек – Калининградскую область.
Развитие
туризма в городе Вологде осуществляется на основе комплексного подхода, который
может быть реализован с помощью кластеризации отрасли. Наличие и учет взаимосвязей
расположенных на территории города отдельных туристских объектов позволяет
объединить их в кластер, создание которого способно позиционировать город в
качестве одного из туристских центров Северо-Западного федерального округа.
Туристско-рекреационный
кластер города получил название в честь каменной крепости, заложенной по
приказу царя Ивана Грозного в Вологде в день святых апостолов Иасона и Сосипатра. Это событие
впоследствии дало название крепости – Насон-город.
Цель
развития туристско-рекреационного кластера «Насон-город»
– объединить достопримечательности, памятники каменного и деревянного
зодчества, парки и набережные, расположенные вдоль реки Вологды и в
исторической части города, филиалы Вологодского государственного
историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, выставку деревянного
малоэтажного домостроения «Вологодская слобода», парк Мира в удобную сеть туристических
маршрутов и создать крупную рекреационную зону в центре Вологды для вологжан и
гостей города [8].
В
туристско-рекреационном кластере «Насон-город»
выделены:
-
«Ядро» – организации, вокруг которых группируется кластер, осуществляющие производство
и продвижение турпродукта. В городе работают
областной историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, картинная
галерея, три частных музея, областная государственная филармония им. В.А. Гаврилина,
галерея «Красный мост», центр культуры «Красный угол», две концертные
организации. Наиболее привлекательными туристическими объектами являются
ансамбли Вологодского кремля, дом-музей Петра I, комплекс «Вологодская слобода».
Муниципальные учреждения в сфере туризма представлены «Центром содействия
развитию предпринимательства и туризма» и «Центром народных художественных
промыслов и ремесел «Резной палисад». Поддержку развитию туризма оказывают
Вологодская торгово-промышленная палата, «Центр кластерного развития
Вологодской области», «Бизнес-инкубатор».
-
«Инфраструктура кластера» представлена 119 турфирмами (в том числе 24 туроператорами),
30 коллективными средствами размещения, 72 предприятиями общественного питания,
8 специализированными магазинами и 20 отделами по продаже сувенирной продукции
и изделий народных художественных промыслов, внутригородским общественным
транспортом, железнодорожным вокзалом и автовокзалом, аэропортом.
- Сфера
образования включает подготовку по направлению «Туризм» и специальности
«Гостиничный сервис» тремя организациями высшего образования и тремя
организациями среднего профессионального образования.
Для
формирования и развития туристско-рекреационного кластера «Насон-город»
существует ряд объективных предпосылок [2, с.188]:
1. Богатое
культурно-историческое наследие. Вологда – древний город, обладающий особо
ценным историческим наследием. Официальной датой основания Вологды считается
1147 год. В «Повести о чудесах Герасима Вологодского» и «Летописце» Ивана Слободского
повествуется о приходе монаха Герасима на реку Вологду и основании им на Кайсаровом ручье Троицкого монастыря «расстояния на
полпоприща» от Ленивой площадки. Визитной карточкой города являются памятники
деревянного и каменного зодчества.
2. Уникальные
народные промыслы и ремесла. Всемирную известность и широкое признание снискало
вологодское кружево. Кружевные изделия выполняются мастерами вручную по
старинной технологии на коклюшках из экологически чистого северного льна и
хлопковых волокон.
Вологда
– центр льняного производства. В Вологде производят льняные одежду, обувь,
аксессуары, превосходное постельное и столовое белье, полотенца, прихватки и
различные сувениры.
Вологодская
роспись – одна из самых красочных по цвету, насыщенная многочисленными
элементами в орнаменте. Привлекательной особенностью вологодской росписи
является декоративность и реальность воспроизведения северной природы – ягод,
листьев, цветов.
Вологодское
масло – еще одна визитная карточка города. В Вологодской сельскохозяйственной кооперацией создаваемой
усилиями Н.В. Верещагиным был получен молочный продукт, в последствии именуемый
Вологодским маслом. Данное масло сделано на молоке коров вскормленных на лесном
разнотравии и имеет ореховый привкус.
Масло широко известно по всей россии, так и за ее пределами.[1,
с.54].
Вологда
славится и кружевной деревянной резьбой, украшающей старинные балконы и
карнизы. Вологда бережно сохранила до наших дней настоящие шедевры
художественной резьбы по дереву, которые можно увидеть буквально на каждом
старинном фасаде дома, а также свои самобытные традиции и обычаи.
3.
Вологда – родина многих выдающихся людей. Среди них поэты К.Н. Батюшков, Н.М.
Рубцов, А.Я. Яшин; писатели В.А. Гиляровский, В.Т. Шаламов, В.И.Белов; ученые
Ф.Ф. Фортунатов, Х.А. Чеботарев, М.Я. Мудров;
авиаконструктор С.В. Ильюшин; космонавт П.И. Беляев; композитор В.А. Гаврилин,
купец и меценат Х.С. Леденцов; маслодел и сыровар Н.В. Верещагин; географ и
краевед П.И. Рычков и многие другие.
4.
Вологда обладает незабываемым обаянием и своей уникальной атмосферой. В центральной
части города Вологды красота среднерусской природы гармонично сочетается с многочисленными
памятниками истории и архитектуры. Город наполнен зеленью, солнечным светом и
чистым воздухом. Северная природа сочетается с уединенностью, тишиной и
неспешным течением реки[4, с.52].
5.
Вологда – центр сосредоточения фестивальной культуры и деловой жизни, продолжения
древних традиций русской земли. В городе ежегодно проходят культурные события
всероссийского и международного уровня, веселые праздники и ярмарки.
Целью
Стратегии является создание конкурентоспособного туристско-рекреационного
кластера, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей
жителей и гостей города в туристских услугах, и, как следствие, увеличение
туристского потока в Вологду в три раза в период с 2014 по 2025 годы.
В
основу Стратегии положены следующие принципы:
1.
Преемственность. Стратегия базируется на результатах реализации Стратегии развития
туризма на территории муниципального образования «Город Вологда» на период до
2020 года «Вологда – культурная столица Русского Севера» и является ее
продолжением на качественно новом уровне.
2.
Проектный подход. Каждое направление Стратегии включает проекты, которые структурированы
и разделены на следующие группы:
Приоритетные
проекты – проекты, направленные на решение наиболее важных задач развития
туристской отрасли в городе Вологде и требующие сравнительно небольших капиталовложений.
Приоритетные проекты разработаны в ходе обобщения инициатив жителей и гостей
города Вологды, а также экспертов в области туризма.
Проактивные
проекты – проекты модернизации туристской отрасли города Вологды, требующие
значительных капиталовложений и направленные на создание качественно нового
рынка конкурентоспособных туристских услуг.
3.
Государственно-частное партнерство. Предполагает различные формы инициативного
взаимодействия государственной власти, органов местного самоуправления,
организаций малого и среднего бизнеса в туризме, общественных организаций на
основе баланса интересов, прав, обязанностей и ответственности сторон [2, с.189].
4.
Активность. Данный принцип предполагает участие города Вологды в региональных,
федеральных и международных программах, проектах и конкурсах. Это не только
способствует продвижению бренда города Вологды во внешней среде, но и позволяет
привлекать дополнительные ресурсы на реализацию перечисленных в Стратегии
проектов.
5.
Сотрудничество. Развитие межрегиональных и международных связей позволяет городу
Вологде включаться в глобальные процессы развития туристской деятельности и
учитывать актуальные тенденции в сфере туризма на территории города.
6. Системноебрендирование города. Предполагает действия по
разработке и реализации нового социально-культурного и географического образа
города Вологды с целью улучшения имиджа территории в информационном
пространстве.
Заключение. Туризм
сочетает в себе функции рекреации и культурного развития, а потому присутствует
в любом обществе и сопутствует любой деятельности на определенном этапе ее
развития (как потребитель ряда услуг и продуктов, как сфера, обеспечивающая
восстановление трудовых функций работающего населения и пр.). В последние годы
в России произошло серьезное переосмысление роли туризма в формировании
экономики регионов и страны в целом, он стал восприниматься как неотъемлемая ее
часть, способная стать основой развития территорий.
Вологодская
область обладает высоким туристским потенциалом, имеет выгодное географического
положение, сочетание природного богатства и хорошего культурно-исторического
наследия. За последние годы сфера туризма Вологодской
области получила значительное развитие.
Список литературы:
- Величкина А.В. Развитие сферы туризма в Вологодской области // Современные науч-ные исследования и инновации. – 2017. - № 6. – С.53-59.
- Кулачинская А.Ю. Основные проблемы развития туризма в России и за рубежом/ А.Ю. Кулачинская//Экономическая наука и практика.: Издательство Молодой ученый, 2015.- С. 187-189.
- Куклина Е.А. Рекреационный потенциал как важный элемент потенциала устойчивого развития региона // Управленческое консультирование. - 2016. - № 4 (88). - С. 116–124.
- Орлова, В.С. Туристский потенциал Вологодской области [Текст] / В.С. Орлова, Е.Г. Ле-онидова // Проблемы развития территории. - 2011. - № 4. - С. 51-57.
- Официальный портал Вологодской области. Электронный ресурс[Режим досту-па]:http://www.vologda-oblast.ru/ (дата обращения: 24.09.2018)
- Проект постановления Правительства области «Об утверждении государственной про-граммы «Развитие туристского кластера Вологодской области на 2014-2018 годы», опуб-ликован 24.05.2013 г.
- Селякова, С.А. Состояние и перспективы развития туристской индустрии в Вологодской области // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2009. - № 1. - С. 80-88.
- Стратегия социально – экономического развития Северо – Западного федерального ок-руга на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос-сийской Федерации от 18 ноября 2011 года № 2074 – р // Консультант Плюс: справочно – правовая система. (Дата обращения: 24.09.2018).
Комментарии: