» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Декабрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №12 (21) 2018
Автор: Гамидова Салимат Хизриевна, научный сотрудник сектора родных литератур
Рубрика: Филологические науки
Название статьи: Место и роль игры в процессе обучения иностранного языка
Дата публикации: 20.11.2018
УДК 821.111.0
МЕСТО И
РОЛЬ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Гамидова
Салимат Хизриевна
научный сотрудник
Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики
им.А.А.Тахо-Годи, г.Махачкала
Аннотация. В игре способности любого
человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Игра - особо
организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил.
Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в
творчество, в модель человеческих отношений. Таким образом, использование
игрового метода намного повысит эффективность обучения иностранному языку.
Ключевые
слова: лексика, фонетика, игровая деятельность, игра в учебном
процессе, аспекты языка, дидактический результат.
Роль
игры в процессе обучения иностранному языку в младших классах объясняется,
прежде всего, тем, что некоторые преподаватели и методисты рассматривают игру
как основной прием для расширения словарного запаса и как формирование навыков
устной речи.
Известно,
что длительное время педагоги считали драматические игры основной формой
обучения в школьных учреждениях. Однако позже было доказано, что никакая игра
не может заменить организованного обучения. По мнению Е.И. Удальцовой, в связи
с введением организованного обучения меняется роль и место драматической игры в
педагогическом процессе. Последняя, хоть и потеряла свое ведущее значение,
остается, тем не менее « одним из средств закрепления, уточнения и расширения
тех знаний, которые дети получают на занятиях» [4, c.71].
К.Д.
Ушинский советовал с самого начала обучения отделять занятие от игры и считал
выполнение учебных заданий «серьезной обязанностью ребенка», поскольку, чем
больше преподаватель будет оберегать ребенка от серьезных занятий, тем труднее
будет переход с ним. При этом он же предлагал сделать серьезное занятие для
ребенка занимательным т.е. напрашивается вывод – стремясь привить детям, любовь
к иностранному языку, преподаватель должен так строить занятия, чтобы ребенок
испытывал такое же удовлетворение, как и от игры [5, c. 256].
Поскольку
удельный вес игровой деятельности у школьников младших классов значительно
больший, чем у школьников старших классов, важно найти ту «золотую середину»,
которая обеспечила бы соблюдение нужной пропорции в учебе и игре, помня при
этом, что игра должна подчиняться конкретным учебным задачам.
Без
игровых действий закрепление в памяти ребенка иностранной лексики происходит
менее эффективно и требует чрезмерного умственного напряжения, что
нежелательно. Игра, введенная в учебный процесс на занятиях по иностранному
языку, в качестве одного из приемов обучения, должна быть интересной, несложной
и оживленной, способствовать накоплению нового языкового материала и
закреплению ранее полученных знаний.
Следует
учитывать, что игровой процесс намного облегчает процесс учебный более того,
умело разработанная игра неотделима от учения[5, c. 257].
В
зависимости от условий, целей и задач, поставленных преподавателем иностранного
языка, игра (спокойная дидактическая, подвижная или ограниченно подвижная)
должна чередоваться с другими видами работы. При этом важно приучать детей
разграничивать игру и учебное занятие.
В
целом, на всех этапах развития личности, игра воспринимается как интересное,
яркое, необходимое для ее жизнедеятельности занятие и чем старше школьник, тем
больше он чувствует развивающее и воспитывающее значение игры. В
связи с этим можно вполне согласиться с мнением известного педагога Шауцкого С.Т.,
который писал «игра–это жизненная лаборатория детства, которая дает тот аромат,
ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бесполезна для
человечества. В игре этой специальной отработке жизненного материала, есть
наиболее ценное ядро разумной школы детства».
Но как
упоминалось ранее, не стоит увлекаться, помня о том, что игра, несмотря на все
ее положительные моменты, это только средство, метод учебной работы, а целью
остается освоение материала и приобретение знаний.
Говоря
о разновидностях игр необходимо заметить, что данный вопрос относится к разряду
проблемных. Каждый педагог или исследователь подходит к данной теме с позиции
основанных на личном опыте обучения детей, например иностранному языку [1, c.87].
По
количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные,
парные, групповые. Причём первые нацелены на общение с текстом, а остальные на
общение с партнёрами. По характеру и форме проведения выделяют игры предметные,
подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые
игры-соревнования, интеллектуальные (тесты, ребусы, кроссворды и др.),
взаимодействия (коммуникативные), комплексные и др. По способу организации игры
бывают компьютерные, письменные, на досках и др. По степени сложности
выполняемых действий различают простые и сложные игры, по длительности
проведения – не продолжительные и продолжительные.
Языковые
игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику и др.) делятся
на: фонетические, лексические, грамматические и стилистические.
Таким
образом, обучающая игра – это ориентированная на зону ближайшего развития игра,
совмещающая педагогическую цель с привлекательным для ребенка мотивом
деятельности [3, c.172].
Поэтому,
вводя в урок игру, ее дидактический результат важен для преподавателя, но не
может явиться побудительным мотивом для деятельности детей. Игра должна
изменить сам стиль взаимоотношений между детьми и взрослым преподавателем,
который не может ничего навязывать: играть ребенок может только тогда, когда он
этого хочет и когда это ему интересно, и с теми, кто вызывает у него симпатию. Учитель
не может быть лишь организатором игры – он должен играть вместе с ребенком,
потому, что дети с большим удовольствием играют со взрослыми и потому, что
игровая атмосфера разрушается под взглядом стороннего наблюдателя.
Главная цель фонетических игр –
постановка (коррекция) произношения, тренировка в произношении звуков в словах,
фразах, отработка интонации. Используются они регулярно, большей частью на
начальном этапе обучения иностранному языку (вводно-коррективный курс) в
качестве иллюстрации и упражнения для отработки наиболее сложных для
произношения звуков, интонации. По мере продвижения вперёд фонетические игры
реализуются на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен.
Опыт, приобретённый в играх этого вида, может быть использован учащимися в
дальнейшем на занятиях по иностранному языку.
Лексические игры сосредоточивают
внимание учащихся исключительно на лексическом материале и имеют целью помочь
им в приобретении и расширении словарного запаса, проиллюстрировать и
отработать употребление слов в ситуациях общения. Существуют различные виды
лексических игр.
Грамматические игры призваны
обеспечить умение учащихся практически применять знания по грамматике,
активизировать их мыслительную деятельность, направленную на употребление
грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.
Стилистические игры преследуют
цель научить студентов различать официальный и неофициальный стили общения, а
также правильно применять каждый из них в разных ситуациях.
Речевые игры учат умению пользоваться
языковыми средствами в процессе совершения речевого акта и отталкиваются от
конкретной ситуации, в которой осуществляются речевые действия [2, c.61-63].
Список литературы:
- Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранному языку. – Улан – Удэ: Изд-во «ВСГТУ». –2004. –140с.
- Коновалова Л.В. Средства повышения эффективности урока. // ИЯШ. – 1990. – № 4. –С. 61–63.
- Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб.: КАРО, Мн.: Изд-во «Четыре четверти», 2006. –192 с.
- Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - Минск: Народная асвета, 1976. - 128 с.
- Ушинский К. Д. Собрание сочинений: Т.8. – М.: Педагогика, 1990. – 660 с.
Комментарии: