» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Лукашова Дарья Геннадьевна, Магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Перспективы развития административно-деликтного законодательства России на федеральном уровне
Дата публикации: 12.11.2018
УДК
342.9
ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ
УРОВНЕ
Лукашова Дарья Геннадьевна
Магистрант 2 курса
КрФ ФГБОУВО «РГУП»,
г.Симферополь
Аннотация. В
представленной автором статье рассматриваются вопросы становления и развития
административно-деликтного законодательства. Кроме того, по результатам
проведенного исследования автором выделяются основные проблемы и пути
совершенствования указанной сферы.
Ключевые слова:
административное право, административно-деликтное законодательство, перспективы
развития, КоАП, проблемы административно-деликтного законодательства.
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что административно-деликтное
законодательство постоянно изменяется, характеризуется особым динамизмом,
становится сложнее и разнообразнее.
Цель исследования состоит в комплексном анализе
административно-деликтного законодательства и выявлении основных проблем, а
также путей его совершенствования.
Теоретическую
основу представленного исследования составляют труды таких ученых,
как: Д. Н. Бахрах, К. С. Бельский, И. А. Галаган,
Л. А. Калинина, Л. В. Коваль, Ю. М. Козлов,
Л. Л. Попов, А. В. Руденко,
Ю. Н. Старилов, М. С. Студеникина, Ю. А. Тихомиров
и другие.
Несмотря на то, что КоАП РФ охватывает широкий спектр
общественных отношений и затрагивает практически все сферы жизни, одной из
актуальных проблем развития административно-деликтного законодательства
является недостаточная урегулированность некоторых сфер.
Так, например, генная инженерная деятельность (далее – ГИД)
на сегодняшний день является весьма проблемной. Несмотря на принятие
специального Федерального закона и дальнейшее развитие законодательства,
вопросы юридической ответственности за нарушение нормативных требований,
установленных в области ГИД, остаются актуальными и привлекают внимание
исследователей [1, C. 26].
На настоящий момент КоАП
РФ не содержит специальных составов административных правонарушений в области
ГИД. При этом лица, виновные в нарушении отдельных норм законодательства в
области ГИД, могут быть привлечены к административной ответственности по
следующим статьям [2, C. 62].
В силу отсутствия научной определенности относительно вреда,
который может последовать за употреблением ГМ-продукции, перед судами будет
стоять сложная задача по оценке представляемых доказательств и
причинно-следственной связи между правонарушением и опасными последствиями [3, C. 22].
Итак, можно выделить следующие основные направления
совершенствования законодательства об административной ответственности в
области ГИД:
- внесение уточняющих поправок в отдельные статьи КоАП РФ, предусматривающие ответственность за нарушения законодательства в области осуществления ГИД;
- внесение в КоАП РФ специальных составов, связанных с нарушением законодательства в области ГИД.
По мнению А.П. Шергина, также необходим разумный баланс
между описательной и бланкетной конструкциями административно-деликтных норм.
Так, многие правила, защищаемые административно-деликтными нормами,
представляют собой объемные сборники. Например, правила пожарной безопасности.
Причем эти правила подвержены постоянным изменениям. Административно-деликтные
нормы, в отличие от них, должны быть, по наш взгляд, более стабильными [4, C. 74].
Следующий аспект, требующий усовершенствования, является
проблема разграничения компетенции в сфере развития административно-деликтного
законодательства. Указанные процессы проявились в такой проблемной сфере, как
совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Процессы децентрализации и централизации правового
регулирования и применения административной ответственности происходили в
России в период смены политических и социально-экономических формаций в 90-е
гг. прошлого века. Принятый впоследствии КоАП РФ
акцентировал внимание на защите интересов граждан.
В частности, конституционные нормы, закрепляющие предметы
совместного ведения, оказались конкретизированы в федеральном законодательстве
таким образом, что возможности субъектов Российской Федерации по правовому
регулированию общественных отношений существенно сузились.
Таким образом, можно сделать вывод
о том, что проблема разграничения предметов совместного ведения является
фундаментальной и трудноразрешимой. Для данной сферы характерна либо избыточная
децентрализация, либо неоправданная централизация [5, C. 43].
Перспектива усовершенствования
видится, в первую очередь, в изменении конституционной модели разграничения
компетенции, а в последующем и самого административно-деликтного
законодательства.
Повышение эффективности механизма административной
ответственности подразумевает концептуальные изменения института
административных наказаний. Например, кроме принципа соответствия наказания
совершенному нарушению требует своего утверждения и реализации в
законодательной и правоприменительной практике принцип соотносимости
(адекватности) друг другу различных альтернативных видов санкций и их размеров
(сроков) применительно к конкретным составам административных правонарушений.
Острой и актуальной для правоприменителей остается проблема
конкуренции административно-деликтных норм, как внутриотраслевой, так и
межотраслевой, и способов ее преодоления, в особенности в связи с увеличением в
ныне действующем КоАП
РФ количества смежных составов правонарушений (их число перевалило за 100) [6, C. 49]. Эта проблема имеет и скрытый
коррупционный сегмент.
Важным направлением совершенствования
административно-деликтного законодательства с точки зрения реализации его задач
является развитие в рамках федерального и особенно регионального
административно-деликтного законодательства такого главного (и в значительной
мере определяющего специфику административной ответственности)
профилактического вида административного наказания, как предупреждение [7, C. 5].
Перспективным представляется решение проблемы «исключений из
общих правил» применительно к исчислению сроков давности привлечения к
административной ответственности по конкретным категориям дел об
административных правонарушениях в ст. 4.5
Общей части действующей редакции Кодекса.
Представляется, что с точки зрения гуманистического подхода
назрела необходимость закрепления в КоАП
РФ нормы о праве всех субъектов административной юрисдикции, рассматривающих
дела об административных правонарушениях по существу (сейчас прерогатива только
у судей), назначать наказание ниже низшего предела.
Представляется, что разработка обозначенных и иных
актуальных проблем законодательства об административных правонарушениях
особенно важна на нынешнем этапе работы по дальнейшей оптимальной кодификации
административно-деликтных норм.
Выявлены проблемы организации производства по делам об
административных правонарушениях, осуществляемого мировыми судьями, комиссиями
по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами исполнительной власти, и
представлены пути их решения [8, C. 83]
Таким образом, несмотря на
установленные прогрессивные юридические положения, которые отражают новые
российские конституционно-правовые реалии, КоАП РФ содержит определенные
концептуальные изъяны.
Список литературы:
- Лякишева Ю.А. Правовое регулирование генно-инженерной деятельности: Автореф. дис. ... канд. юрид. Наук. – М., 2010. – С. 26.
- Богатырева Н.В. Направления совершенствования законодательства об административной ответственности в области генно-инженерной деятельности // Административное право и процесс, 2015. – № 12. – С. 62.
- Беспалько В.Г. Уголовно-правовые аспекты обеспечения безопасности в сфере научно-исследовательской и научно-технической деятельности // Право и безопасность, 2007. – № 1. – С.22 - 23.
- Шергин А.П. Основные тенденции развития административно-деликтного законодательства Российской Федерации // Теория и практика административного права и процесса: Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н/д, 2007. – С.74.
- Агеев А.А. История административно-деликтного законодательства как предмета совместного ведения Федерации и ее субъектов // Административное право и процесс, 2016. – № 9. – С. 43 - 44.
- Кисин В.Р., Попугаев Ю.И. О коллизии (конкуренции) норм, предусматривающих административную и уголовную ответственность, и способы ее разрешения // Научный портал МВД России, 2013. – № 2. – С.49.
- Попугаев Ю.И. О некоторых аспектах совершенствования административно-деликтного законодательства // Административное право и процесс, 2017. – № 10. – С. 5 - 8.
- Васильева Я.В. Совершенствование законодательства субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (по материалам Северо-Западного федерального округа): монография. М.: Юриспруденция, 2018. – С.83.
Комментарии: