» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Киреева Екатерина Валентиновна, преподаватель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Мотивационные элементы в преподавании математики студентам СПО
Дата публикации: 12.11.2018
УДК
37.013
Мотивационные
элементы в преподавании математики студентам СПО
Киреева
Екатерина Валентиновна
преподаватель
математики
Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовского – на – Дону автотранспортного колледжа», г.Ростов-на-Дону
Аннотация. Специфичный характер математики, ее внутренние закономерности и потребность поочередного изучения ее разделов постоянно порождали различные трудности преподавания данного предмета. В статье рассматривается один из методов повышения мотивации к изучению математики: формирование и развитие у обучающихся познавательного интереса.
Ключевые слова: мотивация, познавательный интерес, обучение, математика
В нашем государстве наука и техника предъявляют все более высокие требования к организации и методике обучения студентов. Для того чтобы удовлетворять этим растущим требованиям учебное заведение должно расширять круг преподаваемых знаний, умений и навыков, углублять и увеличивать область получаемых студентами знаний. Современная концепция обучения подростков все чаще и чаще обращается к его личности, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными преподавательскими воздействиями.
Неумение объяснить значимость математики в жизни общества порождает у обучающихся взгляд на математику, как на скучную, сухую, неинтересную науку.
Одним из методов достижения данной цели является зарождение, формирование, развитие и поддержание у обучающихся познавательного интереса [1].
Согласно полученным современным сведениям, интерес обучающихся к получению качественного образования непрерывно падает. Каковы причины? В данной работе необходимо раскрыть причины снижения познавательного интереса и показать возможные варианты его формирования, выработавшиеся в ходе большого опыта человечества в обучении студентов математике.
Великий ученый-математик
Паскаль отмечал, что «предмет математики настолько серьезен, что полезно не
упускать возможности сделать его немного более занимательным».
Мотивация – это то, что
побуждает человека к деятельности. В широком значении к мотивам можно также
отнести потребности человека, его эмоции.
Для мотивации важен способ и
занимательность изложения материала
(интересные, необычные примеры, парадоксальные факты, занимательные опыты),
нетрадиционная форма подачи материала, вызывающая разные эмоции у обучающихся. Не меньше повышают интерес познавательные игры,
ситуации спора и дискуссии, обсуждения, проекты.
Увеличение интеллектуальной
нагрузки на занятиях математики вынуждает думать над тем, как поддержать и не
потерять интереса у обучающихся
к излагаемому материалу, их активность в ходе
всего занятия.
Появление интереса к математике
у большего количества обучающихся находится в
зависимости от того, насколько умело будет выстроен план обучения.
Необходимо выстроить занятие
так, чтобы на каждый обучающийся работал активно и увлеченно, и применять это
как точку отсчета для формирования и развития любознательности, а затем и
глубокого познавательного интереса.
Проблема развития мотивации у обучающихся колледжа к изучению математики является актуальной.
Объектом данного исследования является педагогическая деятельность преподавателя математики в колледже.
Предмет исследования – развитие интереса у обучающихся колледжа к изучению математики
Практической
значимостью работы являются разработанные программы
для изучения математики студентов-первокурсников с целью повышения их мотивации
к обучению. Данные, полученные в ходе исследования, позволяют повышать качество
преподавания математики студентам в колледже.
Исследование
показало, что важную роль в мотивации обучающихся к изучению математики
играет содержание учебного материала.
Для этого содержание учебного
материала должно быть вполне доступно учащимся, должно исходить из имеющихся у
них знаний и опираться на них и на жизненный опыт, но в
то же время материал должен быть достаточно трудным и сложным, чтобы не
потерялся интерес у способных студентов.
Помимо содержания учебного
материала влияет на мотивацию также организация учебной деятельности.
Использование следующих мотивационных элементов в
преподавании студентам математики оказались самыми эффективными:
1.
Разминка. Этот прием фронтальной работы, вовлекающий в
деятельность всю группы, развивает быстроту реакции, умение слушать и слышать
вопрос, четко и конкретно мыслить. Разминку всегда лучше делать разной. То творческая, то на скорость и быстроту реакции, то направленную
на повторение.
2.
Дидактические игры
Дидактические игры можно рассматривать
не только как возможность эффективной организации взаимодействия учителя и
учащихся с присущими им элементами соревнования, но и как метод формирования
исследовательских навыков.
При использовании
практических задач обеспечивается лучшее освоение математической теории,
студенты учатся самостоятельному выполнению заданий, приемам поиска,
исследования и доказательства, основным мыслительным операциям, выделению
существенных свойств математических объектов, формируется интерес к предмету.
Использование элементов
проблемного обучения помещает студентов в
условия, которые вызывают у них мышление, способное автоматически
применять выученный материал, а также открывать для себя что-то новое.
Вывод: Практическая направленность
содержания учебных проблем является мощным средством создания внутренней
мотивации учения математики для дальнейшего развития личности и подготовки к
будущей профессиональной деятельности. Если есть мотивация, следовательно, есть
положительный результат, а если есть результат, следовательно, появится новая
мотивация, возможно более высокого уровня.
Список литературы:
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность// Избранное. Психологические произведения: 2 т./Под ред. В.В.Давыдова и др. М.,- 1993.
- Закиева Л. Р., Хадиева Ф. И. Проектная деятельность педагога// Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 6-7.
- Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть II: Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Учитель», 2005.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение,1990.
- Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. – М.: Просвещение, 1995.
Комментарии: