» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Беляева Вера Сергеевна, студент магистратуры
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Влияние патриотического воспитания молодёжи на межнациональную ситуацию в России

Статья просмотрена: 436 раз
Дата публикации: 12.11.2018

УДК 371

ВЛИЯНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ НА МЕЖНАЦИОНАЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ В РОССИИ

Беляева Вера Сергеевна

Попенкова Дарья Игоревна

студент магистратуры

Московский государственный психолого-педагогический университет, госква

 

Аннотация. В данной статье рассматривается распространённая и актуальная тема современности – патриотического воспитания – на примере межрегионального общественного движения за межнациональное согласие «Маяки Дружбы», созданного для сплочения людей разных национальностей путём совместной работы, изучения особенностей культуры и традиций друг друга. Масштаб проблемы межнационального взаимодействия наглядно анализируется на основе опроса, проводившегося среди людей в возрасте от 20 до 64 лет.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, волонтёрство, молодёжь, Родина, нравственные ценности.

 

Ещё с детства мы регулярно слышим, что должны быть патриотами своей страны, своей Родины, своего Отечества. Ведь патриотические обычаи в России берут своё начало ещё в далёкие времена. Поэтому многие говорят о том, что патриотизм – одна из важнейших ценностей общества, которая объединяет в себе множество разных компонентов, а самое главное – это проявление эмоционально-возвышенного отношения к Отечеству [7]. Но для начала следует определим значение основных терминов.

В толковом словаре русского языка Ожегова даётся следующее определение патриотизма: «Патриотизм – это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу». [2] А в Толковом словаре Даля говорится, что «патриот – это любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник», а также указано, что «патриотизм – это любовь к отчизне». [1]

Дмитрий Николаевич Ушаков в своём толковом словаре даёт такое определение: «Отчизна – Отечество, родина. Для берегов отчизны дальной ты покидала край чужой. Пушкин», а про Родину пишет так: «Родина - отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. Мы любим свой язык и свою родину... Ленин». [3]

А в Педагогическом энциклопедическом словаре указано такое значение патриотизма: «Патриотизм – любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями П. как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное значение. Наиболее ясное понимание национального П. проявилось в начале 15 в. в подвиге французской народной героини Жанны Д’Арк: быть независимыми от чужеземцев на своей земле и иметь среди себя своего собственного верховного главу. В дальнейшем и в других странах национальный П. формировался под влиянием борьбы с иноземными захватчиками, инакомыслящими элементами и пр. Как правило, интерес к П. с наибольшей силой возникал в ситуациях войн, революций и других социальных катаклизмов» [4].

Получается, что понятия «Отечество», «Родина» и «патриотизм» взаимосвязаны. А для воспитания культурного и высоконравственного поколения, любящего свою Родину, необходимо патриотическое воспитание, подразделяющееся на несколько направлений:

  • духовно-нравственное заключается в усвоении ценностей и норм морали;
  • гражданско-правовое приучает соблюдать законодательство;
  • военно-патриотическое обеспечивает положительное отношение к вооруженным силам РФ, в том числе путём проведения встреч с ветеранами;
  • спортивно-патриотическое прививает уважение к Родине за счёт участия и побед в спортивных соревнованиях;
  • культурно-историческое основывается на понимании истории своей Родины и уважительном отношении к соседствующим народам.

К сожалению, последние годы значительно увеличилось число конфликтов между представителями разных народов нашей необъятной страны. И именно в этом случае нужно напоминать людям про одно из важнейших направлений патриотического воспитания, которое заключается в уважении и понимании менталитета, мировоззрения и мировосприятия других народов. Сколько сказок и басен построено на вражде и дружбе людей, благодаря которым мы понимаем, насколько всё происходящее в государстве затрагивает каждого [5].

Возьмём для примера представителей Северо-Кавказского федерального округа. Среди многомиллионного населения Москвы нет, вероятно, ни одного человека, который не слышал бы оскорбительных слов в адрес жителей Северного Кавказа. И, к сожалению, это далеко не самое лучшее и правильное поведение, ведь данный регион – тоже часть нашей Родины. И это является показателем нашего воспитания, в том числе патриотического. Изначально в детстве у нас уже складываются определённые стереотипы из фраз, ситуаций, которые мы услышали или увидели [6]. Если обратить внимание на СМИ, то новости с участием представителей Кавказа редко бывают позитивными. Зачастую их обвиняют в различных преступлениях. Даже просто на улицах города можно услышать негативные высказывания и суждения в адрес кавказцев, считая это чем-то незначительным. Многие родители (да и просто взрослые люди) не дают себе отчёта о том, что у ребёнка складывается неверное, отрицательное мнение обо всех, кто живёт на Кавказе. Вследствие этого, он начинает думать, что все представители данного региона некультурные, хотя это совсем не так.

Конечно, сложно изменить мировоззрение взрослого человека. А с молодежью это сделать значительно легче [8]. И так как от воспитания, в том числе патриотического, молодого поколения зависит будущее не только города или страны, а даже всего мира, то начинать примирение народов разумно именно с них. Для начала необходимо определить, какие разногласия возникли и почему. И, к сожалению, основной причиной здесь будет недостаточный багаж знаний и понимания традиций и обычаев другого народа.

Благодаря проведенному среди 20 людей в возрасте от 20 до 64 лет опросу были выявлены основные положительные и отрицательные ассоциации, возникающие при упоминании республик Северного Кавказа:

  • Агрессия
  • Бедность
  • Борода
  • Вспыльчивость
  • Гордыня
  • Горы
  • Гостеприимство
  • Жалость
  • Мудрость
  • Национальная кухня
  • Смелость
  • Сплоченность
  • Традиции
  • Уважение

Также респонденты поделились, что, на их взгляд, являются причиной негативного отношения к народам Северного Кавказа у людей, которые лично не контактировали с ними (рис. 1).

Рисунок 1. Причины негативного отношения к народам Северного Кавказа

К сожалению, каждый второй респондент основной причиной возникновения отрицательного отношения к жителям Кавказа выделил стереотипы. Также можно заметить, что каждый пятый опрошенный подчеркивает влияние СМИ и общественного мнения. 4 человека предполагают, что проблема в наличии террористической угрозы и социально-экономической обстановке в регионах. И только 2 человека считают, что это не негативное отношение, а настороженность, возникающая в основном по тем же причинам: СМИ и стереотипы.

И вот какими были основные предложения по изменению этой ситуации:

  • Больше помогать регионам Северного Кавказа;
  • Быть лояльнее к народам Кавказа;
  • Ввести визовый режим;
  • Не акцентировать внимание на принадлежность к Северному Кавказу при описании преступлений и правонарушений в СМИ;
  • Правильное воспитание, беседы с детьми;
  • Проводить интернациональные мероприятия;
  • Рассказывать о культуре и народах регионов.

Очевидно, что практически все респонденты предлагают мероприятия, которые могут способствовать улучшению имиджа регионов. Но весьма печально, что один респондент предлагает ввести визовый режим внутри страны, чтобы изолировать данные регионы.

Благодаря данному опросу можно заметить, что социальное напряжение существует. И главной проблемой в данном случае выделяют общественное мнение, стереотипы и СМИ. Поэтому правильное патриотическое воспитание с раннего детства могло бы поспособствовать решению данной проблемы.

Именно по этой причине в 2016 году появился проект «Маяки Дружбы», призванный сплотить людей различных конфессий и национальностей из разных регионов, а также дающий возможность через призму собственного опыта взаимодействия с представителями Северного Кавказа взглянуть на них по-другому: изменить не только своё мнение, но и поделиться этим с окружающими. Основными целями проекта являются:

  • межнациональная
  • историко-архитектурная
  • туристическая.

Девиз проекта: «Помогать. Познавать. Рассказывать. Дружить!». Студенты из Москвы и республик Кавказа, а с 2018 года и регионов Поволжья, помогают в восстановлении сигнальных, сторожевых и родовых башен Кавказа и очищении побережья реки Волга. В процессе совместного проживания и работы они узнают друг друга, культуру, традиции и обычаи каждого региона. Ежедневно они делятся своими эмоциями, впечатлениями и новыми знаниями в дневниках и в социальных сетях, чтобы и у других людей ломались стереотипы, с которыми изначально едут на проект и многие студенты. И за несколько недель ребята становятся друзьями. Возвращаясь по окончании проекта в свои города, все участники рассказывают своим друзьям, знакомым и родственникам, как изменилось мнение относительно представителей Кавказа.

А для того, чтобы выяснить, насколько изменилось их мнение, был проведён опрос среди 24 участников проекта (рис. 2). 16 человек ответили, что их мнение изменилось в положительную сторону, а ещё 8 респондентов утверждают, что их мнение не изменилось: оно осталось положительным.

Рисунок 2. Влияние проекта «Маяки Дружбы» на мнение о представителях регионов Кавказа

Отсюда можно сделать вывод, данный проект положительно влияет на понятие патриотического воспитания молодёжи. Следовательно, разумно также узнать у участников «Маяков дружбы», как можно создать и укрепить положительный образ народов Кавказа у подрастающего поколения.

Основное направление мысли у опрошенных было ориентировано на фестивали культуры Кавказских народов, программы культурного обмена студентами, развитие культурного туризма, проведение форумов и таких проектов, как «Маяки Дружбы».

Многие определения связывают такие понятия, как «патриотизм» и «Родина». Следовательно, патриоты должны уважать не только свой, но и другие народы нашего государства.

Таким образом, в результате проведенного исследования становится очевидно, что в России есть проблема межкультурного, межнационального взаимодействия, с которым призвано бороться патриотическое воспитание. Только будучи образованным, лояльным и уважительным, народ становится единым, а государство – сильным, могучим и стабильным.

 



Список литературы:

  1. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: иллюстрированное издание / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2015.
  2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012.
  3. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов / Д.Н. Ушаков. - М.: Аделант, 2013
  4. Антонова А. Д., Сафронова Е. С., Лучникова М. Д. Патриотизм в современной России: вопросы и проблемы // Молодой ученый. — 2017. — №48. — С. 296-299. — URL https://moluch.ru/archive/182/46892/
  5. Беляева В.С., Мясоедов А.И., Панкова Н.М. Типичные ошибки воспитания подростков в семье// В сборнике: Аспекты и тенденции педагогической науки Материалы III Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2017. С. 79-82.
  6. Беляева В.С. Конфликты между учениками в общеобразовательном учреждении и пути их разрешения// Бюллетень науки и практики – 2018.- №8. – С. 293-297.
  7. Лапина И. Ю., Каргапольцев С. Ю. Патриотизм и национальное сознание в современной России (проблемы и перспективы) // Патриотизм-феномен Российской истории: материалы Междунар. науч.-практ. Конф./ под ред. И. Ю. Лапиной, С. Ю. Каргапольцева; СПб.; СПБГАСУ, 2013. — С. 84–116
  8. Попенкова Д.И. Факторы социализации в современном обществе // В сборнике: Актуальные вопросы современной науки Сборник статей по материалам X международной научно-практической конференции. В 5-х частях. 2018. С. 150-154.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: