» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Сергеева Людмила Сергеевна,
Кудрявцева Татьяна Анатольевна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Нравственно-патриотическое воспитание школьников в воспитательном процессе
Дата публикации: 10.11.2018
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Сергеева Людмила Сергеевна
Кудрявцева Татьяна Анатольевна
воспитатели
Муниципальное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», п.Ивня
Аннотация. Основными целями и
задачами в работе педагога, являются развитие у воспитанников гражданственности
и патриотизма, важнейших духовно – нравственных социальных ценностей,
воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности
и дисциплинированности, с уважением относится к прошлому и с надеждой смотреть
в будущее.
Ключевые слова: воспитание,
патриотизм, Родина, нравственность,
семья, культура, народ.
Одним из
приоритетных направлений воспитательной работы нашего «Социально -
реабилитационного центра для несовершеннолетних» является нравственно - патриотическое
воспитание школьников. Составная часть реализации воспитательного процесса в современных
социальных учреждениях – это
формирование патриотизма и культуры межличностных отношений, которые имеют
большое значение в социальном и духовном
развитии личности ребёнка. На основе
чувств патриотизма укрепляется любовь к
Родине, формируется чувство ответственности за сохранение материальных и духовных ценностей
современного общества, таким образом, развивается достоинство личности. Детство и юность самая благоприятная пора для привития
чувства любви к Родине, если мы воспитаем патриотов, здоровых,
деловых людей, значит, можно быть уверенными в завтрашнем дне. Именно в этом заключается
профессиональный подход каждого педагогического работника в воспитании
подрастающего поколения. Говоря о воспитании
детей, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек
стал человеком с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы
его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и
развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о
нём, что он патриот и гражданин своей Родины.
Нас педагогов, волнуют вопросы, связанные с
воспитанием патриотизма и формирования у воспитанников гражданских позиций.
Думаем, что в учебно-воспитательной работе составляющей основой должно стать
воспитание любви к Родине, но не в воображаемых идеалах, а именно на конкретных
и реальных примерах. Основными целями и
задачами в работе педагога, являются развитие у воспитанников
гражданственности и патриотизма, важнейших духовно – нравственных социальных
ценностей, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой
ответственности и дисциплинированности, с уважением относится к прошлому и с
надеждой смотреть в будущее. Патриотизм
зарождается и формируется в личности как чувство, связанное с мировоззрением
родного края, в раннем детском возрасте. В более зрелые годы это чувство возвышается и
конкретизируется в процесс осуществления общественно полезной
деятельности. Согласно научным
исследованиям начиная с дошкольного
возраста, у ребенка формируется
повышенная восприимчивость внешних влияний, вера в истинность всего, о чём
говорят, чему учат. Именно в этом возрасте возникают возможности для
систематического нравственного воспитания, формирования личности, начальных патриотических чувств. Академик Д.С. Лихачёв
сказал «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному
городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это
доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к
своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному
переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и
настоящему, а затем ко всему человечеству». Заложить нравственные основы
в наших детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,
учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи
воспитания нравственно – патриотических чувств.
Исходя из этого,
нравственно-патриотическое воспитание
включает в себя следующие компоненты:
- воспитание ребёнка к себе как к полноценной личности;
- уважения своей семьи как носителя семейной традиции;
- воспитание любви к культурному наследию своего народа;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к родному краю, родному дому, семье;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к родителям, родственникам, другим людям.
В связи с остро
стоящим вопросом нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения
в условиях меняющегося мира, возникает необходимость обратиться к родным
истокам, к корням, а именно традиции и культуре русского народа, его истории,
таким понятиям, как «Родина», «патриотизм», «семья», побуждать детей к чувству
гордости за свою Отчизну.
Воспитание
патриотов своей страны - процесс не из лёгких, очень длительный и требующий от
педагога, прежде всего терпения и
настойчивости. Решить эту задачу можно
лишь благодаря добросовестной
работе на благо государства - это требует от педагога большой конкретной работы
с каждым воспитанником, только так можно добиться глубокого понимания молодёжью её места и роли
в деле служения Отечеству. Патриотизм
проявляется не только в героизме, но и в простой заботе о родных, близких,
об окружающем мире. Большинство из нас
стремиться сделать жизнь в родном крае
лучше, оберегая исторические памятники, природу, соблюдая традиции, выполняя просто свой гражданский долг.
Истинный патриотизм
– высший гражданский долг каждого из нас. Возрождение же общества и государства
на основе патриотизма позволит решить важнейшую для Российской Армии задачу –
сформировать высокий духовный потенциал, готовность к защите Отечества. Многовековая история наших народов
свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, поэтому
нравственно - патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается, как
фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного,
политического экономического возрождения страны, её государственной целостности
и безопасности.
Список литературы:
- Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57.
- Зюганов, Г. А. Россия - родина моя. Идеология государственного патриотизма / Г.А. Зюганов. - М.: Информпечать, 2015. - 336 c.
- Лутовинов, В. И. «В патриотизме молодежи - будущее России» - М. Фонд Андрея Первозванного,- 2013. – 208с
- Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание» методическое пособие.
- ПашковичА.П. Шитов Е.В. «Дни воинской славы» воспитательная работа М. «Глобус», - 2007.
Комментарии: