» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Сергеева Людмила Сергеевна, Кудрявцева Татьяна Анатольевна, Воспитатель
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Нравственно-патриотическое воспитание школьников в воспитательном процессе

Статья просмотрена: 377 раз
Дата публикации: 10.11.2018

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Сергеева Людмила Сергеевна

Кудрявцева Татьяна Анатольевна

воспитатели

Муниципальное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», пвня

 

Аннотация. Основными целями и задачами  в  работе педагога,  являются развитие у воспитанников гражданственности и патриотизма, важнейших духовно – нравственных социальных ценностей, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности, с уважением относится к прошлому и с надеждой смотреть в будущее. 

Ключевые слова: воспитание, патриотизм,  Родина, нравственность, семья, культура, народ. 

 

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы нашего «Социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних»  является нравственно - патриотическое воспитание школьников. Составная часть реализации  воспитательного процесса в современных социальных  учреждениях – это формирование патриотизма и культуры межличностных отношений, которые имеют большое значение  в социальном и духовном развитии  личности ребёнка. На основе чувств патриотизма  укрепляется любовь к Родине, формируется чувство ответственности за сохранение  материальных и духовных ценностей современного общества, таким образом, развивается  достоинство личности.  Детство и юность  самая благоприятная пора для привития чувства  любви к Родине,   если мы воспитаем патриотов, здоровых, деловых людей, значит, можно быть уверенными в завтрашнем дне. Именно в этом заключается профессиональный подход каждого педагогического работника в воспитании подрастающего поколения. Говоря о воспитании детей, мы должны в первую очередь заботиться о том, чтобы маленький человек стал человеком с большой буквы. Чтобы он мог отличать плохое от хорошего, чтобы его стремления и желания были направлены на созидание, самоопределение и развитие в себе тех качеств и ценностей, благодаря которым мы твёрдо скажем о нём, что он патриот и гражданин своей Родины.

Нас  педагогов, волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирования у воспитанников гражданских позиций. Думаем, что в учебно-воспитательной работе составляющей основой должно стать воспитание любви к Родине, но не в воображаемых идеалах, а именно на конкретных и реальных примерах.  Основными целями и задачами  в  работе педагога,  являются развитие у воспитанников гражданственности и патриотизма, важнейших духовно – нравственных социальных ценностей, воспитание верности конституционному и воинскому долгу, высокой ответственности и дисциплинированности, с уважением относится к прошлому и с надеждой смотреть в будущее.  Патриотизм зарождается и формируется в личности как чувство, связанное с мировоззрением родного края, в раннем детском возрасте. В более зрелые  годы это чувство возвышается и конкретизируется в процесс осуществления общественно полезной деятельности.  Согласно научным исследованиям  начиная с дошкольного возраста,  у ребенка формируется повышенная восприимчивость внешних влияний, вера в истинность всего, о чём говорят, чему учат. Именно в этом возрасте возникают возможности для систематического нравственного воспитания, формирования  личности, начальных патриотических чувств. Академик Д.С. Лихачёв  сказал «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». Заложить нравственные основы в наших детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств.

Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание  включает в себя следующие компоненты:

  • воспитание ребёнка к себе как к полноценной личности;
  • уважения своей семьи как носителя семейной традиции;
  • воспитание любви к культурному наследию своего народа;
  • формирование духовно-нравственных отношений;
  • формирование любви к родному краю, родному дому, семье;
  • толерантное отношение к представителям других национальностей, к родителям, родственникам, другим людям.

В связи с остро стоящим вопросом нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях меняющегося мира, возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре русского народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «патриотизм», «семья», побуждать детей к чувству гордости за свою Отчизну.

Воспитание патриотов своей страны - процесс не из лёгких, очень длительный и требующий от педагога,   прежде всего терпения и настойчивости. Решить эту задачу можно  лишь  благодаря добросовестной работе на благо государства - это требует от педагога большой конкретной работы с каждым воспитанником, только так можно добиться  глубокого понимания молодёжью её места и роли в деле служения Отечеству.   Патриотизм проявляется не только в героизме, но и в простой заботе о родных, близких, об  окружающем мире. Большинство из нас стремиться  сделать жизнь в родном крае лучше, оберегая исторические памятники, природу, соблюдая традиции,   выполняя просто свой гражданский долг.     

Истинный патриотизм – высший гражданский долг каждого из нас. Возрождение же общества и государства на основе патриотизма позволит решить важнейшую для Российской Армии задачу – сформировать высокий духовный потенциал, готовность к защите Отечества.  Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, поэтому нравственно - патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается, как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

 



Список литературы:

  1. Духовно-нравственное воспитание школьников: методический материал // Начальная школа. - 2006. - N 11. - с.45-57.
  2. Зюганов, Г. А. Россия - родина моя. Идеология государственного патриотизма / Г.А. Зюганов. - М.: Информпечать, 2015. - 336 c.
  3. Лутовинов, В. И. «В патриотизме молодежи - будущее России» - М. Фонд Андрея Первозванного,- 2013. – 208с
  4. Маханева М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание» методическое пособие.
  5. ПашковичА.П. Шитов Е.В. «Дни воинской славы» воспитательная работа М. «Глобус», - 2007.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: