» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Мурзабаев Ильнур Раисович, студент
Рубрика: Политология
Название статьи: Краудсорсинг как информационно-коммуникационная технология взаимодействия власти и общества

Статья просмотрена: 936 раз
Дата публикации: 11.11.2018

УДК 23.00.00

Краудсорсинг как информационно-коммуникационная технология взаимодействия власти и общества

Мурзабаев Ильнур Раисович

студент Башкирской государственной академии  государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан, Россия, г.Уфа

 

Аннотация. Целью исследования является выявление значимости краудсорсинга в современном обществе. В статье данная технология рассматривается как современный механизм для взаимодействия власти и общества. Полученные в рамках исследования результаты позволяют углубить существующую систему знаний о краудсорсинге как новом феномене государственного и муниципального управления, а рассмотрение применения принципов краудсорсинга на уровне государственного и муниципального управления позволит органам власти разработать объективные меры для качественного развития регионов. Таким образом, краудсорсинг в сфере публичной политики решает одновременно несколько важных задач. Во-первых, способствует консолидации и активизации гражданского общества в решении реально существующих проблем, что влечет за собой трансформацию принципов эффективного взаимодействия органов власти и гражданского общества. Второй важной задачей краудсорсинга в сфере публичной политики являются инициирование и внедрение инноваций в систему политического менеджмента.

Ключевые слова: краудсорсинг, проект, эффективность, информационно-коммуникационные технологии.

 

Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время на фоне продолжающихся глобальных изменений в сфере информационных технологий стремительными темпами развиваются информационно-коммуникационные каналы взаимодействия органов государственной власти с населением. Все эти процессы приводят к появлению все более новых средств и методов взаимодействия общественности посредством сети Интернет. К числу наиболее инновационных и перспективных сетевых коммуникаций относится технология краудсорсинга. Целью исследования является Целью исследования является выявление значимости краудсорсинга в современном обществе. В статье данная технология рассматривается как современный механизм для взаимодействия власти и общества. Научная новизна исследования обусловлена целью данного исследования и определяется использованием новых идей и тенденций в сфере реализации технологий краудсорсинга, а также выводами, сделанными в ходе исследования.

Материалы и методы исследования. В методологическую основу исследования включены: абстрактно-логические, структурные и функциональные методы.

В настоящее время принятие управленческих решений на различных уровнях государственного и муниципального управления связано с необходимостью реагирования на многочисленные и не всегда очевидные вызовы, а также прогнозирования не всегда определенного будущего. В данных условиях традиционные управленческие технологии, основанные на квалификации управленцев и детальной регламентации их деятельности, а также на привлечении экспертов зачастую неэффективны. Более востребованными становятся методы управления, использующие креативный потенциал различных заинтересованных групп, сообщества в целом. К их числу относится краудсорсинг, быстро развивающийся и успешно зарекомендовавший себя как эффективное средство достижения целей [1].

Под краудсорсингом (crowdsourcing, crowd – «толпа» и sourcing – «использование ресурсов») понимается передача определенных производственных функции неопределенному кругу, координирующих при этом свою деятельность с помощью информационных технологий. Главная идея краудсорсинга заключается в том, чтобы необходимую работу исполняли не профессионалы, а любители. То есть целью данной технологии является использование потенциала большего количества людей для решения общественно значимых задач в регионе.

Иными словами краудсорсинг – это технология, объединяющая новые сетевые инновационные технологии, новый подход в методологии решения комплексных задач с использованием интеллектуального потенциала и знаний миллионов граждан с разделением управленческого процесса на отдельные этапы [6].

Актуальность применения технологии краудсорсинга в системе гражданских отношений обусловлена объективным усложнением и удорожанием процессов государственного управления. Сегодня и в прогнозируемом будущем невозможно осуществлять государственный контроль и развитие региона без разработки и освоения современных технологий управления. При этом речь идет не о придании новых наименований старым, бюрократическим процедурам и операциям, а о качественно новом способе государственного менеджмента. Современные управленческие технологии должны вызвать глубокие преобразования во всей системе власти, обеспечить рациональность и эффективность управленческой деятельности государственного сектора.

Активное применение в государственном менеджменте технологии краудсорсинга обусловлено развитием современных информационных и коммуникационных технологий, социальных сетей и различных диалоговых интернет-площадок. Краудсорсинг позволяет органам публичной власти принимать более эффективные управленческие решения с учетом мнений, требований, предложений населения через привлечение к решению затрагивающих его интересы задач путем предоставления возможности высказывать обсуждать и оценивать их [7].

Для того чтобы иметь более ясное представления о краудсорсинге, необходимо обозначить следующие его преимущества (рисунок 1).

Основой краудсорсинговых проектов являются талантливые люди, желающие добровольно потратить свое время на обсуждение глобальных вопросов региона, которые не столько стремятся заработать денег, сколько получить моральное удовлетворение от своей деятельности [4].

Краудсорсинговая технология – это социальная технология, реализуемая субъектами гражданского общества в общественных и государственных интересах [8].

Органы власти и управления субъектов РФ при использовании краудсорсинга привлекают необходимую им аудиторию – потребителей государственных услуг (население, бизнес партнеров и др.) к решению приоритетных проблем социально-экономического развития. Заинтересованное сообщество посредством Интернета получает задание (например, решение экологической проблемы, проблемы безработицы среди молодежи), на выполнение которого тратит свое свободное время, практически работая бесплатно.

Рисунок 1. Преимущества краудсорсинга

Внедрение краудсорсинга в государственный сектор просто необходимо, особенно для России, и обусловлено это следующими причинами [2]:

  1. Неучастие широких слоев общества в государственном управлении - одна из ключевых проблем на сегодняшний день;
  2. Необходимость консолидации сил и возможностей государства и населения, их взаимодействия для развития демократии в стране и избавления от пережитков прошлого;
  3. Это актуальное и современное явление в постиндустриальном обществе, которое «приносит свои плоды» и показывает высокие результаты, а так как государство и его представительства должны быть в курсе последних событий, изучение и использование новейших методов является неотъемлемой частью обязанностей госслужащих.

Для реализации краудсорсинговой модели в сфере государственного и муниципального управления необходимо решить четыре задачи [10]:

  1. Вовлечение активных граждан в процесс разработки решения задачи.
  2. Организация и стимулирование выдвижения идей.
  3. Селекция лучших предложений самими участниками.
  4. Отбор лучших участников и формирование открытого экспертного сообщества на основе личного вклада каждого в решение общей задачи.

Условием решения этих задач является создание инфраструктурной базы, к которой следует отнести:

  1. Обеспечение граждан возможностью подключения к высокоскоростному каналу доступа в сеть Интернет.
  2. Формирование интегрированных программных продуктов для органов государственной власти и местного самоуправления, основанных на принципах свободного программного обеспечения.

Безусловно, не во все сферы государственного управления удастся внедрить технологии краудсорсинга, однако можно выделить ряд наиболее подходящие (рисунок 2) [5].

 

Рисунок 2. Возможные типы краудсорсинговых проектов в системе государственного управления

В целом, краудсорсинг – это инновационный способ добиться цели с наименьшими затратами, за счет использования огромного интеллектуального потенциала большого числа людей, направленного на улучшение эффективности и повышение доходности посредством Интернет и позволяющий за короткий промежуток времени порождать большое количество идей, проводить аналитику и принимать решение о справедливости и необходимости той или иной идеи. Эффективность краудсорсинга определяется как соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Таким образом, для оценки эффективности краудсорсингового проекта важно определить возможные эффекты (результаты) и затраты. Классификация таких эффектов (результатов) реализации краудсорсингового проекта для органов государственной власти и управления представлена на рисунке 3 [3].

Рисунок 3. Классификация возможных результатов использования краудсорсинга в деятельности органов государственной власти

В процессе реализации краудсорсинга можно выделить следующие этапы [8]:

1)         этап привлечения заинтересованной общественности к решению актуальной задачи. Чем большее количество участников привлечено к краудсорсинговому проекту, тем выше скорость и качество решения задачи;

2)         этап организации и стимулирования процесса решения задачи. Работа в рамках краудсорсинга требует использования специализированных инструментов вовлечения участников в деятельность, а также заранее определенных стимулов для лидеров краудсорсинга;

3)         этап отбора лучших решений, предложений, идей, которые позволят решить поставленную задачу. Отбор могут осуществлять как сами участники (с помощью системы рейтингов идей и предложений), так и специально приглашенные эксперты;

4)         этап отбора лучших участников краудсорсинга на основе оценки их вклада в коллективную деятельность, влияния на решение задачи, участия в организации сообщества к эффективной деятельности на краудсорсинговой площадке.

Это общий взгляд на реализацию краудсорсингового проекта, в каждом конкретном случае есть множество нюансов и обстоятельств, которые себя проявляют – поэтому критически важно правильно организовывать проекты. В этом случае технология будет оправданной в использовании и положительно скажется на эффективности работы региональных органов государственной власти.

Технология      краудсорсинга       найдет      широкое       применение       в

государственном и муниципальном управлении и займет лидирующую позицию среди инновационных процессов.

Результаты исследования. Полученные в рамках исследования результаты позволяют углубить существующую систему знаний о краудсорсинге как новом феномене государственного и муниципального управления, а рассмотрение применения принципов краудсорсинга на уровне государственного и муниципального управления позволит органам власти разработать объективные меры для качественного развития регионов.

Выводы. Таким образом, краудсорсинг в сфере публичной политики решает одновременно несколько важных задач. Во-первых, способствует консолидации и активизации гражданского общества»в решении реально существующих проблем, что влечет за собой трансформацию принципов эффективного взаимодействия органов власти и гражданского общества. Краудсорсинговый инструментарий позволяет квалифицированным, политически мыслящим гражданам, до сих пор стоящим в стороне от классических партий, намного активнее включиться в политический процесс. Вместо классического «письма читателя» или обращения к депутату граждане теперь имеют возможность непосредственного вмешательства в процесс принятия решений - зачастую по вполне конкретной теме, быстро и организованно. Второй важной задачей краудсорсинга в сфере публичной политики являются инициирование и внедрение инноваций в систему политического менеджмента. Краудсорсинг позволяет интегрироваться членам социальных сетей в экспертное политическое сообщество и продуцировать инновационные проекты, способствующие не только распространению эффективных управленческих практик, но и модернизации отдельных сфер жизнедеятельности человека.

 



Список литературы:

  1. Давтян, Д.В. Краудсорсинг как вид коллективной сетевой деятельности в системе гражданского контроля над деятельностью власти / Д.В. Давтян // Экономика и социум. – 2017. – №2-1 (11). – С. 1380-1384.
  2. Денисова, Ж.А. Технология краудсорсинга в государственном региональном управлении / Ж.А. Денисова // Власть. – № 4. – 2016. – С. 21-28.
  3. Лобова, С.В. Направления использования краудсорсинга для решения государственных и общественных задач в регионе / С.В. Лобова // Региональная экономика: теория и практика. – 2016. – № 2 (425). – С. 135-148.
  4. Масланов, Е.В. Краудсорсинговые проекты: пространство взаимодействия общества и власти / Е.В. Масланов // Власть. – 2016. – № 4. – С. 29-34.
  5. Мирошниченко, И.В. Краудсорсинговая деятельность в публичной политике: новые возможности гражданского общества / И.В. Мирошниченко // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. – 2015. – Том 8. – № 3. – С. 208-220.
  6. Подъяблонская, Е.С. Краудсорсинг как инструмент эффективного взаимодействия власти и населения / Е.С. Подъяблонская // Молодой ученый. – 2016. – № 13. – С. 482-485.
  7. Сапрыка, В.А. Технология краудсорсинга в системе управления ресурсами региона / В.А. Сапрыка // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 7-16.
  8. Усманов, Б.Ф. Краудсорсинг: инновационные технологии для местной инициативы / Б.Ф. Усманов // Знание. Понимание. Умение. – 2016. – № 3. – С. 80-85.
  9. Чуланова. О.Л. Риски и барьеры при использовании современных крауд-технологий / О.Л. Чуланова // Материалы Афанасьевских чтений. – 2017. – № 1 (18). – С. 49-63.
  10. Шаповалова, И.С. Организационно-технологическая модель минимизации рисков, возникающих при внедрении технологий краудсорсинга / И.С. Шаповалова // Власть. – 2016. – № 7. – С. 14-22.


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: