» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Калашникова Ксения Сергеевна, Студентка
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Интегрированный эффект государственной поддержки туризма
Дата публикации: 9.11.2018
УДК 336.711
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ
ЭФФЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПДДЕРЖКИ ТУРИЗМА
Калашникова Ксения Сергеевна
магистрант 2 курса экономического
факультета
ФГБОУ ВО
«Вологодский государственный университет»
научный руководитель: Советов
П.М.
док. экон.
наук, профессор, г.Вологда
Аннотация. В статье
рассматриваются вопросы государственной поддержки туризма в Российской Федерации
в настоящее время. Рассматриваются основные факторы повышения конкурентоспособности
отрасли. Делается вывод о том, что для позитивных изменений тенденций в ее
развитии необходима целенаправленная
государственная поддержка.
Ключевые
слова: туризм, конкурентно способность отросли ,
государственная поддержка, целевая
программа.
Введение. В
мировом экспорте товаров и услуг туризм уступает лишь топливной и химической
промышленности, при этом опережая производство продуктов питания и автомобильную
индустрию. Учитывая глобальную значимость отрасли, в том числе ее положительный
экономический эффект, поддержка со стороны государства является как-никогда необходимой.
Основная
часть.В настоящее
время туризм относится к числу наиболее перспективных направлений
социально-экономического развития большинства государств.
Одним
из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному
типу экономического развития России, в соответствии с «Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» и «Основными направлениями деятельности
Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» считается создание
условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития
инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения
качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг [3, с.6].
Отрасль
туризма и рекреации в России обладает всеми необходимыми ресурсами для активного
развития практически всех видов отдыха и имеет в своем активе более 12 тыс.
гостиниц, 477 исторических городов, более 144 тыс. памятников истории и культуры,
вместе с Крымом в России уже 110 заповедников, самые старые из которых - Баргузинский, Астраханский, Ильменский
и Кавказский. Из этих ста десяти заповедников - тридцать
биосферных, то есть в которых проводится международный
мониторинг состояния природной среды и 142 национальных парка. Также в России
есть 59 природных заказников федерального значения и 2238 регионального.
Развитие туризма способствует
увеличению местных доходов, созданию новых рабочих мест и соответствующей
инфраструктуры, активизации деятельности народных промыслов, а значит –
повышению уровня жизни населения.
В Российской Федерации из 146
миллионов населения страны большинство населения (50-60%) не путешествует.
Главным сдерживающим фактором остается нехватка у граждан денежных средств. А в
сложившихся социально-экономических и политических условиях (повышение
стоимости туристских услуг, снижение реальных доходов населения и др.) государственная
поддержка развития внутреннего и социального туризма приобретает особую актуальность.
Для позитивных изменений тенденций в развитии сферы туризма и рекреации необходима
продуманная и эффективная поддержка со стороны государства [7, с.69].
В настоящее время в нашей
стране реализуется Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и
въездного туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы». ФЦП
была утверждена в августе 2011 г. (Постановление Правительства РФ от 02.09.2011
№ 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного
туризма в Российской Федерации на 2011–2018 годы» (в ред. Постановлений
Правительства РФ от 18.09.2012 № 936, от 1802.2014 № 121).На данный
момент также утверждается Концепция
федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации (2019 - 2025 годы)". Программа будет являться одним
из инструментов реализации государственной политики в сфере туризма на период
2019 - 2025 годов, в частности государственной программы Российской Федерации «Развитие
культуры и туризма на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации.Именно
эти документы отражают основные положения государственной политики развития
сферы туризма и рекреации в современной России.
Интегрированный эффект от
реализации мероприятий ФЦП представляет собой совокупность имиджевого,
экономического, бюджетного, социального и экологического эффектов, направления
образования которых автором обобщены в
таблице 1 с учетом материалов исследования
проекта "Об утверждении Концепции федеральной целевой программы
"Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 -
2025 годы)"
Таблица 1. Интегрированный эффект реализации мероприятий ФЦП
Наименование аффекта |
Направления
образования аффектов |
Имиджевый эффект |
формирование образа России как страны,
благоприятной для туризма; развитие экономических и культурных
связей России с другими странами; улучшение мнение мировой общественности
о стране в целом; повышение международных рейтингов России
(включая рейтинги.связанные
с различными параметрами туристской конкурентоспособности. и рейтинг уровня
безопасности) |
Экономический эффект |
привлечение дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации
механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически
привлекательных условий для бизнеса; увеличение внутреннего спроса на
туристский продукт и рост валового ВВП; улучшение платежного баланса страны за счет развития въездного туризма.сокращения выездного
туристского потока в результате развития внутреннего туризма; укрепление экономической безопасности РФ за счет создания стабильно
прибыльной отрасли, не связанной с ценами на сырьевые ресурсы на мировых
рынках |
Бюджетный эффект |
увеличение налоговых поступлений от
развития и создания объектов туристской инфраструктуры и работы организаций
сферы туризма; экономия средств федерального бюджета в
результате повышения эффективности государственных инвестиций за счет
мультипликативного эффекта и привлечения частных инвесторов, а также за счетэкономии в связи с повышением занятости населения и
экономическим развитием регионов |
Социальный эффект |
создание
условий для улучшения качества жизни российских граждан за счет развития
инфраструктуры отдыха и туризма; решение социальных проблем за счет создания
дополнительных рабочих мест и обеспечения занятости населения; удовлетворение
потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном
отдыхе, укреплении здоровья и приобщении к культурным ценностям, а также с
патриотическим воспитанием молодого поколения страны |
Экологически й эффект |
исключение истощения природных ресурсов,
ориентация отрасли на использование возобновляемых ресурсов; развитие многих
видов туризма прививает бережное отношение к природным ресурсам |
В рамках ГП «Развитие культуры
и туризма» предполагается реализация тринадцати основных мероприятий,
выделенных в структуре четырех подпрограмм: «Наследие», «Искусство», «Туризм»,
и «Обеспечение условий реализации Государственной программы».
Развитие туризма связано с
обеспечением высоких стандартов благосостояния человека, достижение которых
также является целевым ориентиром Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период до 2020 года. В практике экономики
развитых государств туризм уже длительное время рассматривается как индикатор
качества жизни населения, а в России в активную фазу вошла планомерная работа
по развитию инклюзивных форм туристско-рекреационного обслуживания [2, с.75].
Благодаря значительному
улучшению законодательства и институциональной среды в Российской Федерации
объекты обеспечивающей инфраструктуры могут быть обеспечены софинансированием
из внебюджетных источников, что позволит снизить риски реализации инвестиционных
проектов, и обеспечит максимально эффективное использование бюджетных средств и
увеличение возможности для привлечения внебюджетного финансирования[3]. Необходимость
программного подхода к развитию туризма в Российской Федерации объясняется в
первую очередь тем, что сфера туризма представляет собой сложную, разветвленную
и многоуровневую систему, внутри которой решение проблем может быть только комплексным, учитывающим множество факторов и
состояние смежных отраслей и сфер деятельности.
Только применение
программно-целевого метода обеспечит такие важнейшие условия для осуществления
государственной политики по вопросам развития туризма, как: стратегическое
единство в принятии решений в сфере туризма на всех уровнях исполнительной
власти; координация финансирования за счет средств бюджетов всех уровней и
внебюджетных источников, в том числе привлеченных на основе
государственно-частного партнерства; преемственность мероприятий Программы,
федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в
Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" и мероприятий иных программ,
реализованных в предшествующие периоды; установление стратегических ориентиров
по созданию и модернизации обеспечивающей и туристской инфраструктуры,
инновационному развитию основных видов туризма и перспективных туристских укрупненных
инвестиционных проектов Российской Федерации; концентрация источников
финансового обеспечения реализации инвестиционных проектов развития туризма
в субъектах Российской Федерации в соответствии с перспективностью туристских
укрупненных инвестиционных проектов [7].
Заключение.
Туризм
вносит существенный вклад в обеспечение устойчивого социально-экономического
развития и социальной стабильности, эта отрасль важна для развития малых форм
бизнеса и микропредприятий, создания рабочих мест, а
также способствует самозанятости населения. Туристская
отрасль развивается, опережая среднемировые темпы роста, стимулирует развитие
смежных отраслей экономики[4, с.57]. В настоящее время государство поддерживает
хозяйствующие субъекты в сферы туризма и рекреации косвенными методами стимулирования,
посредством реализации таких институтов как особые экономические зоны (ОЭЗ) и
территории опережающего развития (ТОР), предусматривающие налоговые льготы и
преференции.
Как нам представляется,
эффективное освоение рекреационно-туристического потенциала регионов РФ
невозможно без реализации инициативных региональных проектов и программ в сфере
туризма и рекреации, отражающие специфические особенности регионов
(природно-климатические, географические, отраслевые и др.). Золотодобывающие
субъекты РФ могут успешно проявлять инициативу, развивая такую разновидность
геологического туризма, как золотоискательский, который пользуется большой
популярностью в золотодобывающих странах мира [5, с.117].
К 2020 году
Вологодская область ожидает туристический поток около 3 миллионов человек, в регионе откроют 50-70
инфраструктурных объектов, которые сейчас в стадии реализации.
Крупнейшие из этих проектов -
строительство набережных в Вологде и Череповце, проект "Корабелы Прионежья", строительство придорожного сервиса на
федеральной и региональной трассах, новые гостиницы, рестораны.
Список литературы:
- Проект Распоряжения Правительства РФ"Об утверждении Концепции федеральной це-левой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019 - 2025 годы)"(по состоянию на 14.08.2017) // Распоряжение подписано 05.05.2018 N 872-р).
- Анализ зарубежного опыта развития внутреннего и въездного туризма // Аналитический вестник. - №47. – 2016. – 135 с.
- Госсубсидии на развитие туризма. Электронный ресурс[Режим досту-па]:https://www.rbc.ru/economics/14/08/2017/5991bd539a7947c6c9161160 (дата обращения: 20.09.2018).
- Ерофеева Т.П. «Федеральные целевые программы: формирование и реализа-ция»//Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридиче-ские науки. – 2013.- №2-2. –С.56-59.
- Куклина Е.А. Рекреационный потенциал как важный элемент потенциала устойчивого развития региона // Управленческое консультирование. - 2016. - № 4 (88). - С. 116–124.
- Кульгачев И. П., Низовцева А. И. Россия в мировом рейтинге по индексу конкуренто-способности путешествий и туризма // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 477–483.
- Федеральное агентство по туризму. Электронный ресурс[Режим досту-па]:https://www.russiatourism.ru/contents/documenty/normativnye-pravovye-akty/zakonodatelstvo-v-sfere-turizma/(дата обращения: 20.09.2018)
Комментарии: