» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Калинина Ольга Валерьевна, магистрант
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Критерии качества проектирования программы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ
Дата публикации: 8.11.2018
УДК
376
КРИТЕРИИ
КАЧЕСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОВЗ
Калинина
Ольга Валерьевна
магистрант кафедры педагогики
Сергеева
Елена Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры
педагогики
Волгоградский государственный
социально-педагогический университет, г. Волгоград
Аннотация. В статье рассматриваются
критерии качества проектирования программы психолого-педагогического
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в
общеобразовательном учреждении. Принятие качественных программ в этой сфере
позволяет направить процесс обучения и социализации детей данной категории в
позитивное русло. Изменения показателей развития личности ребенка данной
категории, в положительную сторону является результатом деятельности педагогов,
учреждения и системы в целом.
Ключевые
слова. Эффективность, критерии качества, психолого-педагогическое
сопровождение, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), показатель социального развития.
Все изменения, происходящие в
современном образовании, меняют наш взгляд на личность человека, рассматривая
его с позиции культурно-исторического развития. Главными задачами современного
образовательного учреждения в свете новой государственной политики является
создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, а также воспитание
такой личности, которая будет готова к жизни в высокотехнологичном и конкурентном
мире.
Особо острой и в тоже время
актуальной на сегодняшний день становится проблема обучения детей с ограниченными
возможностями здоровья. В первую очередь с тем, что в современном обществе
увеличилась численность детей данной категории. Во-вторых, в обществе появились
новые возможности адаптации для таких детей. Как социальная группа в обществе
дети с ОВЗ нуждаются в создании реальных условий для получения хорошего
образования. И уже начиная со школы, и далее получение профессионального
образования в ВУЗах и ССУЗах с последующим
трудоустройством. В социально-правовом государстве право на достойную жизнь и
свободное развитие гарантируется каждому человеку без исключения и независимо
от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде.
В соответствии с Концепцией
долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года,
стратегически важной целью государственной политики в области образования
является повышение доступности качественного образования, соответствующего
требованиям инновационного развития экономики, а также современным потребностям
общества и каждого гражданина.
Отсюда следует, что основной
целью модернизации системы общего образования становится реализация
конституционного права на получение доступных форм образования всеми
категориями детей и в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Для
реализации этого права ФГОС предполагает создание образовательными
организациями программы коррекционной работы, в которой будут описаны механизмы
психолого-педагогического сопровождения обучающихся с
ОВЗ. Программа коррекционной работы является обязательным компонентом ООП и
разрабатывается общеобразовательной организацией при организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка и реализация программы
коррекционной работы - достаточно сложный и долгий процесс, который
осуществляется общеобразовательным учреждением самостоятельно и совместно с
другими образовательными организациями посредством сетевогоо взаимодействия.
Основой
нормативно-правовой и документальной базы для составления программ
коррекционной работы являются:
- Конвенция о правах ребенка ООН;
- Закон об образовании (ст. 9, 13, 14, 15, 32);
- Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089 государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ 18.04. 2008 г. N АФ-150/06 «Создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами».
При составлении коррекционной программы нам необходимо
соблюдать следующие требования:
- Четко формулировать цель и задачи коррекционной работы.
- Определить стратегию, тактику и конкретные методики работы.
- Подготовить необходимые материалы и оборудование.
- Определить продолжительность и форму коррекционной работы. Будь то индивидуальная, групповая или смешанная работа.
- Разработать конкретное содержание коррекционной программы в целом и каждого занятия отдельно.
- Спланировать форму участия других лиц в данной программе (медиков, педагогов, социальных работников и др.), при работе с семьей - подключить родственников, значимых для ребенка взрослых и т. д.
- Определить формы контроля реализации коррекционной программы и по ходу работы внести изменения в нее.
- Дать оценку качества и эффективности реализованной программы.[4]
Полноценное сопровождение детей данной категории возможно
лишь при создании системы комплексной помощи детям в освоении основной
образовательной программы. Таким образом, необходимо разработать специальные программы
коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями развития.
Среди необходимых задач для такой
программы могут быть:
- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- своевременное выявление детей с трудностями в адаптации, связанные с ограниченными возможностями развития;
- осуществление индивидуально-ориентированной медико-психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями развития;
- разработка и реализация индивидуальных планов обучения, организация индивидуальных или если возможно групповых занятий;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
- оказание методической и консультативной помощи родителям детей данной категории. [1]
Содержание программы коррекционной
работы определяется рядом важных принципов: во-первых, соблюдение интересов ребёнка; во-вторых, системность и непрерывность образовательного процесса;
в-третьих, вариативность и
рекомендательный характер оказания помощи.
Программа коррекционной работы на
ступени основного общего образования включает в себя 4 взаимосвязанных
направления, отражающих её основное
содержание: диагностическая работа,
коррекционно-развивающая работа, консультативная работа,
информационно-просветительская работа.
Важно помнить и реализовывать
коррекционную работу поэтапно, соблюдая последовательность этапов и их адресность.
Процесс включения
учащихся с ОВР в систему общего образования и реализация программы
коррекционной работы требует создания ряда условий: инфраструктурная
подготовленность общеобразовательного учреждения, подготовка педагогических
кадров, всестороннего научно-методического и нормативно-правового обеспечения.
При всем выше изложенном одним из основных механизмов реализации программы
коррекционной работы с детьми данной категории является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного
учреждения.
Системное сопровождение детей с
ограниченными возможностями развития должно осуществляться специалистами
различного профиля в образовательном процессе. И данное взаимодействие должно в
себя включать:
- комплексность в определении и решении проблем каждого ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития конкретного ребёнка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития, а также коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Программа
должна включать в себя 5 основных модулей: Концептуальный модуль; Диагностико-консультативный модуль; Коррекционно-развивающиий
модуль;
Лечебно-профилактический
модуль; Социально-педагогический модуль.
Ведущей тенденцией качества
образования является стандартизация образования на всех уровнях, об этом
говорят В.С. Леднев, В.С. Сенашенко,
Е. В. Ткаченко и другие ведущие специалисты этой области [4,6,7]. Так,
например, доктор пед. наук Е.И. Сахарчук
рассматривает стандартизацию в образовании сквозь призму признаков целостности
системы. [5]
Опираясь на концепцию
системы управления качеством проектирования образовательных программ,
закономерности, принципы и критерии качества проектирования образовательных
программ, выделенных М.Ю. Чандра [8], мы
сформулировали возможные критерии качества проектирования коррекционной
программы в основной школе.
Критерий 1. Оценка
соответствия коррекционной программы требованиям ФГОС включает в себя:
структурную полноту адаптированной программы, сроки, характеристику содержания
образовательного процесса и рабочих программ для детей с ограниченными
возможностями развития.
Критерий 2. Оценка
организационных аспектов реализации программы предусматривает соответствие
наполняемости классов, планирование образовательной деятельности и расписание
действующим нормативным документам; осуществление индивидуального и
дифференцированного подхода в образовательном процессе; взаимодействие специалистов
между собой.
Критерий 3.
Материально-техническое обеспечение реализации программ для детей с ОВЗ
включает в себя: соответствие помещений, технических средств, предметной среды
особенностям развития детей и их образовательным потребностям, а также
соответствие среды задачам физического, эстетического и трудового развития и
обучения детей.
Критерий 4. Информационное обеспечение реализации
коррекционной программы для детей с ОВЗ
включает в себя необходимую нормативно-правовую базу и характеристики
предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса,
учитывая особенности и возможности ребенка.
Параметры
анализа адаптированной программы по данному критерию включает в себя доступ к
сети Интернет и создание собственного сайта организации.
Важнейшим показателем оценки качества
образования, который легко проверить, являются
результаты освоения обучающимися образовательных программ.
Результаты
достижений обучающихся в освоении адаптированных образовательных программ
являются важными для оценки качества образования детей с ОВЗ. При определении
подходов к их осуществлению целесообразно опираться на следующие принципы:
- комплексности оценки достижений обучающихся в освоении содержания коррекционной программы;
- дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ;
- динамичности оценки достижений в освоении обучающимися содержания программы, предполагающей изучение изменений его психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей;
- единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении обучающимися содержания адаптированной образовательной программы, что сможет обеспечить объективность оценки достижений обучающихся в разных образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического обеспечения процесса осуществления оценки достижений обучающихся.[3]
Все выше перечисленные
принципы, отражают основные закономерности целостного процесса образования
детей с ОВЗ. Все они тесно друг с другом взаимосвязаны и в тоже время касаются
одновременно разных сторон процесса осуществления оценки
результатов образования детей данной категории.
Ребёнок
с ОВЗ должен чувствовать себя уверенно, чувствовать любовь и понимание близких,
не считая себя хуже других детей. Всегда быть готовым прийти на помощь. Семья –
это ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями и это то главное звено в системе, которого ребенок
воспитывается, удовлетворяет свои потребности, обучается и социализируется.
Именно поэтому от того, насколько качественно система социальной реабилитации и
сопровождения будет решать возникающие в таких семьях проблемы, зависит
дальнейшая социализация и адаптация детей с ОВЗ к полноценной жизнедеятельности
в обществе.
Кроме
того, современная концепция предполагает, что должен меняться не только человек
с ОВЗ, входящий в общество и его окружение. Общество должно меняться, которому
важно изжить негативные установки по отношению к «не таким» людям, сгладить
ступени неравенства, предоставить для всех людей равные возможности
полноценного участия во всех сферах жизни общества.
Список литературы:
- Дмитриев А.А. К вопросу управления качеством специального образования /А.А. Дмитриев /Специальное образование.- 2012.- № 1. http://journals.uspu.ru/ spetsialnoe-obrazovanie/s2012/98-1-2012.html
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
- Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов /Э.М. Коротков. — 2-е изд. — М. : Академический Проект, 2007. — 320 с.
- Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: Высш. шк., 1991.
- Сахарчук Е. И. Стандартизация в образовании: признаки целостности/ Известия ВГСПУ.-2017.- №3
- Сенашенко В.С. О соотношении профессиональных стандартов и федеральных образовательных стандартов высшего образования // Высшее образование в России. 2015. № 6. С.31-36.
- Ткаченко Е.В. Проблемные вопросы развития профессионального образования в России // Проблемы современного образования. 2012. № 1. С.11-15.
- Чандра М. Ю. Концепция управления качеством проектирования и реализации образовательных программ высшего образования: целостный взгляд// Известия ВГСПУ.-2017.- №3
Комментарии: