» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Зенцова Наталия Юрьевна, студент магистратуры 3 курс
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Условия привлечения инвестиций в экономику России
Дата публикации: 7.11.2018
УДК 330
УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Зенцова Наталия Юрьевна
студентка магистратуры 3 курса факультета Экономики, сервиса и предпринимательства
Новиков А.И.
к.э.н доцент кафедры Экономика и менеджмент
ИСОиП (ф) ДГТУ, г. Шахты
Аннотация. Проблемы привлечения инвестиций в экономику страны особенно актуальны на современном этапе, так как производственным мощностям практически во всех отраслях экономики требуется модернизация, приобретение и внедрение новых технологий. Решение данных проблем зачастую возможно только с привлечением сторонних капиталов. Рассмотренные в данной работе основные условия увеличения притока инвестиций в различные сферы экономики свидетельствуют о недостаточности мер, предпринимаемых органами власти различных административных уровней. В органах власти все еще нет стройной концепции, призванной обеспечить развитие экономико-правового поля страны в направлении стимулирования притока инвестиционных капиталов. А существующие программы носят скорее декларативный характер. То есть можно говорить о необходимости разработки программ учитывающих региональные особенности.
Ключевые слова: управление, инвестиции, капитал, модель, механизм.
Инвестирование в инновационные проекты является необходимым условием поступательного развития экономики страны. В современной России одной из ключевых проблем является старение производственных мощностей и технологий. Для их обновления необходимо привлечение и стимулирование производственных инвестиций.
С сожалением можно констатировать, что современная бизнес элита нашей страны считает, что более выгодно и престижно «тратить» средства за рубежом, вкладывая их или в иностранные предприятия, спортивные клубы, недвижимость, или просто помещая в иностранные банки. Крайне небольшое количество современных «предпринимателей», которых можно отнести к крупному капиталу вкладывают заработанные в России деньги в развитие производства, и даже просто в его модернизацию [1]. Говорить о вложениях в научные исследования, особенно фундаментальные, которые принесут прибыль, в лучшем случае, через несколько десятилетий вообще не приходится. Однако возлагать всю ответственность исключительно на финансовое сообщество будет неправильно. Целью деятельности любого предпринимателя является получение устойчивой прибыли. В настоящее время одним из условий поступательного развития производства, а следовательно, его прибыльность напрямую зависят от использования современных технологий. Однако вложения в модернизацию это в большинстве случаев долгосрочные вложения, срок окупаемости которых от 5 и более лет. Существует объективная необходимость более активных действий в сфере инвестиционного регулирования со стороны государства. То есть необходима продуманная финансовая и налоговая политика, которая позволит предпринимателям ощутить уверенность в завтрашнем дне и в сохранности своих вложений, а данное условие в нашей стране не обеспечено. По объективным причинам, законодательная база, обеспечивающая финансирование, налогообложение и реализацию долгосрочных инвестиций находится в стадии формирования и подвергается регулярному пересмотру и изменению [2]. Это приводит к тому, что инвесторы, не уверенные в стабильности не спешат вкладывать средства в Российские проекты. Помочь в преодолении сложившейся ситуации может только время и неизменность «правил игра» для инвесторов. Однако именно последнего нам и не хватает. Правительство с завидной регулярностью вводит новые правила, которые и не всегда ухудшают ситуацию, но для инвесторов служат «сигналом» о нестабильности и вероятно высоком уровне рисков вложений.
Не секрет, что большинство открытий, которые лежат в основе современных «прорывных» технологий, в том числе компьютерных, сделаны в 50-60 годы прошлого века. То есть научному и технологическому прогрессу потребовалось пройти более чем полувековой путь развития до возможности получения реальных материальных выгод от их применения [4].
То есть инвестирование в научные исследования может вестись или государством или бизнесом, но в добровольно-принудительном порядке в обмен на льготы или иные преференции в текущий момент.
Большинство инвестиционных вложений в России, причем как иностранных, так и отечественных инвесторов используют отечественный рынок как площадку для проведения высокодоходных спекулятивных операций [3]. Интересы инвесторов и реципиентов редко совпадают. Низкий кредитный рейтинг, высокие инвестиционные риски также негативно влияют на инвестиционный климат и сдерживают осуществление заимствований кредитных ресурсов на мировых рынках капиталов и привлечение иностранных инвестиций. Снижение инвестиционной привлекательности России также вызвано осложнением геополитической обстановки в мире, связанного с давлением на страну посредством введения экономических санкций. Рассматривая санкционную политику можно увидеть признаки недобросовестной конкуренции со стороны «развитых стран» [5]. Поэтому рассчитывать на скорое изменение ситуации не приходится, и переломить тенденцию к снижению инвестиций возможно только планомерно осуществляя единую государственную политику, способствующую привлечению прямых инвестиций в наиболее значимые проекты, обеспечивающую их защиту. Главной целью инвестирования для реципиентов является возможность модернизации производства, обновления технологий производства и управления и их дальнейшее развитие. Для инвесторов эта цель состоит в получении дохода от вложенных средств. Для достижения данных целей необходимо формирование благоприятной предпринимательской среды на федеральном и региональном уровнях.
Наша страна состоит из более чем 80 регионов каждый из которых обладает собственными рекреационными особенностями, способными обеспечить доходность вложений. Правительство страны, с одной стороны, делает шаги для обеспечения увеличения притока иностранных инвестиций и обеспечения уменьшения оттока капиталов из страны, а с другой, увеличивает давление на средний и мелкий бизнес, не позволяя ему, развиваясь вкладывать средства в экономику региона.
Все меры, предпринимаемые до настоящего времени правительством производят впечатление типового набора инструментов привлечения инвестиций, которые рекомендуются ведущими мировыми экономистами и мало адаптированных к реалиям нашей страны. Каждый регион самостоятельно разрабатывает программу мер по повышению инвестиционной привлекательности региона. Если рассмотреть эти меры, то в большинстве своем, они носят скорее декларативный характер и слабо коррелируют с реалиями жизни регионов.
Список литературы:
- Апокин А. Повышение стимулов для инвестиций в основной капитал и технологии: основные направления экономической политики //Вопр. экономики. 2011. № 6. С. 43—56. URL: http://elibrary.ru/ (дата обращения: 20.10.2018).
- Инвестиционный климат и инвестиционная политика в России. URL: http://www.deepfinance.ru (дата обращения: 20.10.2018).
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 20.10.2018).
- Полусмакова В.С. Ключевые проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию и пути их решения // Вестн. Волгоград. гос. унта. Сер. 9: Исслед. молодых ученых. 2013. № 11. С. 39—42. URL: http:// elibrary.ru/ (дата обращения: 18.10.2018).
- Черкесова Э.Ю., Евстратенко Е.В. Стратегия развития регионального потребительского рынка Ростовской области // Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 255-258.
Комментарии: