» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Смолий Дмитрий Анатольевич, Магистрант 2 курса
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Особенности участия прокурора в оспаривании нормативных правовых актов в административном судопроизводстве

Статья просмотрена: 1018 раз
Дата публикации: 1.11.2018

УДК 347.9

ОСОБЕННОСТИ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ОСПАРИВАНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ В АДМИНИСТРАТИВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Смолий Дмитрий Анатольевич

Магистрант 2 курса

КрФ ФГБОУВО «РГУП», Республика Крым, Симферополь

 

Аннотация. В представленной автором статье рассматривается участие прокурора в делах по оспариванию нормативных правовых актов в порядке административного судопроизводства. Автором проводится анализ процессуальных особенностей участия прокурора по данной категории дел. Также в статье анализируются и описываются основные проблемы в указанной сфере.

Ключевые слова: оспаривание НПА, нормативно-правовой акт, административное судопроизводство, КАС РФ, прокурор.

 

Актуальность заключается в том, что Конституция Российской Федерации закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. Особое значение это приобретает в современных условиях, а именно: когда права и свободы человека, их реальное обеспечение и защита, как важнейшая составляющая развития общества, становится объектом внимание высших должностных лиц государства.

Принятие Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ) обусловило постановку ряда вопросов как теоретического, так и практического характера. К таким можно отнести содержание процессуального статуса участников административного судопроизводства, в частности прокурора, а также правовое регулирование реализации данного статуса.

Цель исследования состоит в комплексном изучении особенностей участия прокурора в делах об оспаривании нормативных правовых актов (далее – НПА).

Участие прокурора в рассмотрении административных дел в порядке ч. 7 ст. 39 КАС РФ Российской Федерации является обязательным по делам: об оспаривании нормативных правовых актов (ст. 213 КАС РФ); о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ст. 243 КАС РФ); о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством (ст. 277 КАС РФ); о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке (ст. 283 КАС РФ); о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении (ст. 268 КАС РФ); об административном надзоре (ст. 272 КАС РФ).

При этом прокурор не относится ни к одной из сторон, его роль заключается в обеспечении соблюдения Конституции РФ и иных законов, действующих на территории Российской Федерации, при рассмотрении судами гражданских дел и административных дел, участие в которых обязательно в силу закона.

При обращении прокурора в суд в защиту прав граждан необходимым условием является невозможность для гражданина по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам самостоятельно обратиться в суд. Поэтому соответствующие обстоятельства должны быть приведены в административном исковом заявлении прокурора.

Оспаривание прокурором НПА представляет собой сложный правовой механизм участия прокурора в судебном нормоконтроле, основными элементами которого являются:

  • предмет публично-правового спора;
  • форма участия прокурора в рассмотрении судами административных дел этой категории, а также правовое положение прокурора в административном судопроизводстве;
  • процессуальный порядок участия прокурора в рассмотрении судами административных дел об оспаривании НПА [1].

Предметом публично-правового спора, или предметом оспаривания, выступает НПА (полностью или в части), подлежащий судебной проверке.

Следует отметить, что наибольшую сложность на практике вызывает вопрос о том, является ли конкретный правовой акт нормативным. Указанная проблема является следствием отсутствия легального понятия НПА.

Прокурор может участвовать в административном деле путем подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (признание НПА недействующим (ст. 208 КАС РФ), оспаривание решения о проведении местного референдума (ст. 239 КАС РФ) [2].

Так, в первом полугодии 2018 года органами прокуратуры Республики Адыгея в порядке административного судопроизводства в суды направлено 148 административных исковых заявлений, большинство из которых (98) об оспаривании действий (бездействий) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Кроме того, прокуроры обращались в суды с административными исковыми заявлениями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, а также о признании информации запрещенной к распространению (50). Все направленные органами прокуратуры республики административные исковые заявления судами рассмотрены и удовлетворены либо производство по ним прекращено в связи с добровольным удовлетворением исковых требований прокурора [3].

Следует отметить, что:

1) правовое регулирование участия прокурора в административном судопроизводстве находится на стадии становления и «апробации», в тоже время, имеет целостный характер, то есть, нормы, которые закрепляют процессуальные особенности участия прокурора в данном судопроизводстве, содержаться в различных по юридической силе нормативных правовых актах, а также в актах, положения которых разъясняют отдельные вопросы судебной практики.

2) проведенный анализ дает основания сделать вывод, что участие прокурора в административном судопроизводстве осуществляется в двух формах. Первая форма реализуется посредствам подачи административного иска в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Вторая форма реализуется посредствам вступления в инициированные другими субъектами дела в целях дачи заключения по административному делу.

Деятельность прокурора в процессе разрешения судами публично-правовых споров имеет чрезвычайно важное значение в силу правовой и социальной природы прокурорско-надзорной власти. Участвуя в рассмотрении судом публично-правового спора, прокурор одновременно выполняет несколько функций: является представителем государства, представителем публичного интереса, защитником граждан и организаций [1].

По результатам проведенного исследования можно высказать следующие предложения. В целях укрепления единства правового регулирования и законности на территории РФ необходимо:

  • принять федеральный закон о НПА, который определил бы их понятие и виды, перечень субъектов административно-правового нормотворчества, а также порядок разработки, принятия и регистрации нормативных правовых актов, их опубликования и вступления в силу;
  • в Законе о прокуратуре точно определить компетенцию прокурора по оспариванию в порядке административного судопроизводства нормативных правовых актов субъектов публичной власти, а также некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • внести в гл. 21 КАС положения, регулирующие порядок и особенности оспаривания бездействия уполномоченного субъекта публичной власти по непринятию НПА, если такая обязанность указанного субъекта предусмотрена законом.

Для повышения эффективности участия прокурора в административном судопроизводстве по делам об оспаривании нормативных правовых актов было бы целесообразно разработать и принять соответствующие руководящие и методические документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации.



Список литературы:

  1. Стуканов А.П., Соловьева А.К. Предмет публично-правового спора по делам об оспаривании прокурором нормативных правовых актов в порядке КАС РФ / А.П. Стуканов, А.К. Соловьева // Законность. – 2017. – №7. – С.46-51.
  2. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – № 50. – Ст.7551.
  3. Участие прокурора в судах по административным делам. Сайт. URL: http://www.adygproc.ru/documents/raz/uchastie-prokurora-v-sudah-po-administrativnym-delam (дата обращения: 28.10.2018 г.)


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: