» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Васильчикова Анна Владимировна, студент
Рубрика: Экономические науки
Название статьи: Некоммерческие организации как субъект современного рынка услуг
Дата публикации: 26.10.2018
НЕКОММЕРЧЕСКИЕ
ОРГАНИЗАЦИИ КАК СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА УСЛУГ
Васильчикова Анна Владимировна
студентка 4 курса учетно-финансового
факультета
Клишина Ю.Е
к.э.н доцент кафедры
финансы и кредит
СтГАУ, г.Ставрополь
Аннотация. В данной
статье рассматривается специфика некоммерческих организаций как субъектов
современного рынка услуг. Определяется их роль в экономике и обществе в целом.
Ключевые
слова: субъекты
рынка услуг, некоммерческие организации, третий сектор, структура третьего
сектора, источники финансирования некоммерческих организаций.
Изучение рынка услуг предполагает рассмотрение действующих на
нем субъектов. Основными субъектами рыночных отношений в сфере услуг выступают:
- государство в лице правительства, государственных органов и государственных предприятий;
- предприниматели и частные предприятия разнообразных форм собственности и хозяйствования, поставляющие на рынок различные услуги;
- домохозяйства;
- некоммерческие организации (НКО).
Специфика деятельности НКО на рынке услуг определяет
необходимость их выделения в особый субъект рыночных отношений, хотя они могут
быть государственными, частными и общественными. Частные НКО в совокупности
образуют третий сектор экономики (как противоположность государству и бизнесу).
При этом для развитых стран НКО стали в последнее время
обычным явлением; они выступают субъектом, действующим в сфере услуг. К их
числу относятся такие организации, которые не ставят основной целью своей
деятельности получение прибыли и не распределяют ее между учредителями (или
участниками).
В современном обществе некоммерческие
организации создаются и действуют в следующих целях: социальных;
благотворительных; культурных; образовательных; научных; управленческих; охраны
здоровья населения, окружающей среды, исторических памятников, защиты животных;
развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных
нематериальных потребностей; защиты прав, законных интересов граждан и
организаций, разрешения споров и конфликтов; оказания юридической помощи; иных.
Некоммерческая организация признается официально существующей
только после прохождения государственной регистрации в качестве юридического
лица. При этом она может быть государственной и негосударственной и выступать в
виде общественной и религиозной организации, фонда, учреждения
(государственного и муниципального), некоммерческого партнерства, автономной
некоммерческой организации, потребительского кооператива, объединения
юридических лиц (ассоциации, союза).
По оценкам центра исследований гражданского общества
института Дж. Хоппкинса, средний вклад НКО в ВВП по восьми
развитым странам составляет 5%. Для сравнения: вклад в ВВП отраслей электро-,
газо- и водоснабжения равен 2,4%. Наибольшую долю в
ВВП имеет некоммерческий сектор Канады, США и Японии. Вклад в ВВП находится на
среднем уровне у таких стран, как Бельгия, Новая Зеландия и Австралия. Чуть
превышает 1% доля организаций гражданского общества в ВВП Греции. Примечателен
тот факт, что если бы не был учтен в оценке деятельности некоммерческих
организаций волонтерский труд, то средняя доля НКС в ВВП не достигала бы 4%.
В России вклад некоммерческих организаций в ВВП страны находится на довольно низком уровне. Еще в 2003 г. доля НКО в ВВП составляла 1,2%, а к 2008 г. она упала
до 0,5%. Что касается структуры добавленной стоимости оказываемых услуг в НКС,
то наибольший удельный вес в ней, по данным института Дж. Хоппкинса,
занимают три отрасли: культура и рекреация, образование и исследования,
здравоохранение и социальные услуги.
Их совокупная доля в среднем по семи развитым странам
(Австралия, Новая Зеландия, Бельгия, Канада, Греция, Франция, Япония)
составляет 77,7%. В целом вклад данных отраслей в добавленную стоимость
некоммерческого сектора практически равнозначен. Выходит, что наибольший
удельный вес в структуре третьего сектора занимают социокультурные
услуги, т.е. наиболее важные для развития так называемого «социального
капитала» страны. Как и за рубежом, российские НКО в большинстве своем
функционируют в социальной сфере, поэтому наиболее распространенной является
деятельность по оказанию социальных, культурно-рекреационных, правозащитных и
иных услуг. Кроме того, по данным социологических опросов, НКО работают
практически во всех сферах жизнедеятельности общества.
Российские НКО отличаются от
западных не только по их вкладу в ВВП. Исследователи указывают на то, что
наибольшая часть доходов негосударственных НКО обеспечивается за счет членских
взносов, платежей и пожертвований.т
На их долю приходится, по разным оценкам, от 42 до 82%. Данный источник
дохода за рубежом, как было отмечено ранее, является самым незначительным.
Плата за оказание услуг в российских некоммерческих организациях, напротив,
самый непопулярный источник финансирования. Так, среди негосударственных НКО
оказывают услуги только за плату всего 1–3%. По состоянию на 2007 г. выручка от
реализации товаров составила немногим более 4% в общей структуре их доходов.
Государственное финансирование российского третьего сектора составляло в тот
период еще меньшую долю, а именно 1,7%. Выходит, что российский третий сектор
является даже более независимым, чем на Западе, и в то же время более
неустойчивым.
Что касается государственных некоммерческих организаций, то в
данном случае структура их доходов может значительно различаться по отраслям.
Ввиду того что они в основном представляют собой бюджетные учреждения, их
государственная поддержка будет определяться существующей бюджетной политикой.
Между тем в настоящее время самой «неприоритетной» является отрасль культуры и
искусства, поэтому зачастую там преобладают собственные заработанные средства над государственными, а благотворительные платежи
незначительны и нерегулярны.
В целом можно сделать вывод, что НКО распространены по всему
миру и с тем или иным уровнем успешности функционируют во всех странах ради
достижения самых разнообразных целей.
Список литературы:
- Абанкина Т. Прокрустово ложе бюджетной культуры / Т. Абанкина // Отечественные записки. — 2005. — № 4. — С. 147–159.
- Бурменко Т.Д. Сфера услуг: экономика: учеб. / Т.Д. Бурменко, Н.Н. Даниленко, Т.А. Туренко. — М., 2008.
- Динамика развития и текущее состояние сектора НКО в России: аналит. обзор № 3 по результатам анализа гос. статистики и баз данных НКО // АНО «Социологическая мастерская Задорина» (Исследовательская группа ЦИРКОН). — 2009.
Комментарии: