» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Бетке Сергей Андреевич, магистрант
Рубрика: Юридические науки
Название статьи: Перспективы развития международных соглашений ЕАЭС о противодействии терроризму и обеспечению безопасности на транспорте

Статья просмотрена: 554 раз
Дата публикации: 24.10.2018

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ ЕАЭС О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ

Бетке Сергей Андреевич

магистрант

 «Хакасский государственный университета им. Н.Ф. Катанова», г.Абакан

 

Аннотация. В странах ЕАЭС уровень безопасности транспортных артерий является одним из основных индикаторов, характеризующих состояние социально-политической и экономической ситуации в странах-участниках, в настоящее время назрела острая необходимость создания нового договора между странами ЕАЭС по борьбе с терроризмом, что позволит более эффективно вести борьбу против преступлений террористической направленности, в том числе и на транспорте, что, несомненно, повысит внешнюю привлекательность для инвестиционных проектов, и, прежде всего, в сфере транспортных коммуникаций.

 

Евразийский экономический союз  (ЕАЭС), учрежденный Договором о Евразийском экономическом союзе»  от 29 мая 2014 г. [1], является   международной организацией региональной экономической интеграции, развитие которой отвечает национальным интересам Сторон. ЕАЭС стремиться обеспечить экономический прогресс путем совместных действий, направленных на решение стоящих перед государствами - членами ЕАЭС общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики. В ЕАЭС большое значение придается интеграции в транспортной сфере, так как его развитие во многом определяет пространственную доступность территорий, свободу перемещения товаров и оказания услуг, внешнеэкономическую деятельность [2], Договор о ЕАЭС  предусматривает проведение скоординированной транспортной политики, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности и доступности. Несмотря на то, что ЕАЭС является экономическим объединением, из круга общих проблем и задач нельзя исключать террористическую угрозу, с которой в той или иной мере сталкиваются страны-члены ЕАЭС. Терроризм на транспорте - специально организованный вид насилия, направленный на реализацию экстремистской идеологии, вызванной чрезвычайно агрессивными мероприятиями организованных субъектов [3]. Борьба с терроризмом на транспорте представляет собой процесс предотвращения возникновения террористических угроз, содействует разрешению противоречий в различных сферах жизни общества.

Не обеспечив должную безопасность на пространстве ЕАЭС, невозможно в рамках ЕАЭС успешно развивать и реализовывать экономические проекты, поэтому Решением Высшего ЕАЭС от 26.12.16 г. №19 [4] определены основные направления и этапы реализации скоординированной транспортной политики государств-членов ЕАЭС, в том числе обеспечение безопасности на транспорте, совершенствование законодательства государств-членов в этой сфере, в том числе с учетом положений международных договоров, участниками которых являются государства-члены ЕАЭС. Например, при обеспечении безопасности полетов и авиационной безопасности, страны-члены ЕАЭС применяют стандарты и рекомендуемую практику ИКАО (Международная организация гражданской авиации). В основополагающих актах ИКАО, в том числе Чикагской конвенции [5] разработаны и юридически закреплены правовые инструменты и процедуры их применения, с помощью которых ИКАО проводит в жизнь свои решения. Как отмечают Б.П. Елисеев и В.А. Свиркин, внедрение стандартов и рекомендуемой практики в национальную практику государств - очень сложная и трудоемкая задача, так как это связано, прежде всего, с различными политическими, экономическими, географическими, этническими и т.п. особенностями каждого государства. Именно поэтому для упрощения задачи стандарты и рекомендуемая практика оформлены в виде приложений к Чикагской конвенции [6]. Возникновение воздушного терроризма, угоны воздушных судов вызвали необходимость четкого регламента с целью защиты международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, которым и явилось приложение №17 «Защита Международной гражданской авиации от актов незаконного вторжения».

И все же в настоящее время рост террористических угроз для стран ЕАЭС продолжается, и при этом, как отметили участники Бишкекского антитеррористического форума стран участниц ЕАЭС, который прошел 20.06.2017 года,  наблюдается недостаток рычагов сопротивления этому злу. Поэтому участники форума обсудили основные направления антитеррористического сотрудничества стран-членов ЕАЭС, необходимость выработки законодательных инициатив по противодействию терроризму и механизмов их реализации [7].

Необходимо отметить, что при росте террористической активности, расширении арсенала, методов и форм осуществления международной террористической деятельности, базовый Договор о сотрудничестве государств участников СНГ (Содружество Независимых Государств) в борьбе с терроризмом от 1999 г. [8] в настоящее время не вполне отвечает создавшейся обстановке в странах ЕАЭС. Учитывая, что для граждан стран ЕАЭС предоставлен упрощенный порядок пересечения границ внутри союза, что, конечно же, усложняет работу правоохранительных органов и создает большие риски проявлений актов терроризма, существует необходимость координации действий пограничных служб на границах пространства ЕАЭС. Поэтому в ближайшей перспективе необходимо  разработать договор, позволяющий спецслужбам стран-участников ЕАЭС осуществлять вооруженную поддержку в приграничных зонах. Необходимо создание единой базы регистрации граждан стран ЕАЭС, причастных или которые могут быть причастны к террористическим группировкам и банд формированиям.

Конечно же, возникающие угрозы террористических актов не могут быть решены только военными способами и силами отдельных государств, поэтому обеспечение высокого экономического уровня развития должно обеспечиваться соответствующим уровнем антитеррористической безопасности в связи с чем, назрела необходимость разработки договора стран-участниц ЕАЭС по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.   Поэтому, понимая важность совершенствования и развития нормативно-правовой базы ЕАЭС, принимая во внимание опыт реализации внутреннего законодательства стран-участниц ЕАЭС, направленного на борьбу с терроризмом, Распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2016 года №37 одобрен проект Соглашения об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу ЕАЭС [9]. Проект Соглашения ЕАЭС разработан в рамках реализации Договора о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от 19 декабря 2011 года [10].

Проект Соглашения предполагает, что государство-член определяет орган, ответственный за формирование базы данных о перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов и представление содержащихся в ней сведений, и в течение 1 месяца со дня вступления Соглашения в силу информирует об этом другие государства-члены и Евразийскую экономическую комиссию. Обмен информацией об уголовных делах, предметом которых являются наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и (или) финансированием терроризма, осуществляется в рамках международных договоров, применимых в отношениях между государствами-членами. Проект закрепляет порядок оформления запросов, срок их исполнения и случаи отказа в исполнении запросов. Документ устанавливает требования по защите получаемой информации. Государствам-членам ЕАЭС проект направлен для проведения внутригосударственного согласования.

Следует отметить, что, учитывая сложившуюся международную обстановку, когда некоторые субъекты международного права пытаются использовать террористические группировки для достижения политических целей, как это показывает урегулирование процесса в Сирии,  ЕАЭС как никогда нуждается в разработке самостоятельной антитеррористической стратегии, адаптированной к новым условиям  с учетом трансграничности террористических угроз на современном мировом пространстве и формирования единого глобального информационного пространства. По мнению Д. Евстафьева, это позволит избежать вовлечение стран-участников ЕАЭС в масштабные геополитические манипуляции, а так же стать в глобальной антитеррористической борьбе субъектами, а не объектами. Страны ЕАЭС могли бы выступить с региональной антитеррористической инициативой, к которой в дальнейшем могли бы присоединиться другие государства, разделяющие антитеррористические подходы ЕАЭС. Можно согласиться с мнением Д. Евстафьева  о том, что было бы вполне уместно, что основой совместной информационной линии государства ЕАЭС на международной арене была Россия, как один из лидеров глобальной борьбы с международным терроризмом и страна, бесспорно обладающая более широкими организационными, силовыми и политическими ресурсами [11].

Несомненно, шагом вперед в развитии правовой системы стран ЕАЭС, направленной на реализацию скоординированной (согласованной) транспортной политики государств-членов ЕАЭС можно назвать  принятие Решения Евразийского межправительственного совета от 25.10.2017 г. №3 [12], где на период с 2018 по 2029 годы намечены мероприятия проведения сравнительного анализа нормативных правовых актов государств-членов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения в целях совершенствования требований в данной сфере. Как отметил Токон Мамытов, прогноз роста террористических угроз в ближайшей перспективе является неутешительным и имеет тенденцию к усилению: «В 2022-2023 годах человечество может столкнутся с фактами ядерного и биологического терроризма». Ссылаясь на выводы и рекомендации экспертной группы ООН, исследовавших эффективность борьбы с терроризмом в течение последних пяти лет, он предложил развернуть работу по выработке антитеррористических мер, исходя из понимания того, что: правительства и народы проигрывают экстремистам и террористам, потому что проиграна борьба в вопросе социализации; падает уровень образования и культуры населения; борьба с терроризмом не даст результата до той поры, пока государства не создадут эффективную национальную систему противодействия радикализму, экстремизму, терроризму; у терроризма есть источники существования и развития, которые следует определить; нельзя делать акцент в антитеррористической борьбе только на силовые методы [13].

Учитывая, что ЕАЭС обладает значительным транспортным потенциалом: свыше полутора миллионов километров автомобильных дорог, почти двести тысяч километров железных дорог (второе место в мире), более ста тысяч километров эксплуатируемых внутренних водных путей, протяженные воздушные трассы, кроме того, по территории ЕАЭС проходят важнейшие маршруты, соединяющие Европу и Азию, это лишь подтверждает важность такого сегмента отношений стран-участников - оказание транспортных услуг, и конечно же обеспечение транспортной безопасности. Занимаясь системной работой по формированию общего рынка услуг ЕАЭС, в том числе транспортных, совместная работа стран-участников должна строиться не только на либерализацию доступа к оказанию транспортных услуг с учетом поэтапного упразднения избыточного внутреннего регулирования, в том числе разрешительных требований и процедур, но и с учетом понимания обеспечения безопасности, как необходимой сферы совместного сотрудничества. Террористический акт не должен тормозить экономические интеграционные процессы, и при этом надо понимать, что закрытые границы ничего не решат. Необходимо, чтобы совместная аналитическая работа стран-участников ЕАЭС становилась основанием для принятия конкретных и оперативных решений в борьбе с террористическими угрозами.

Вместе с тем, как показывает практика, правовая база борьбы  с терроризмом в рамках ЕАЭС, основываясь на принципах международного и национального антитеррористического законодательства, должна учитывать глобальную угрозу терроризма, обуславливающей необходимость наступательных и упреждающих мер борьбы с ним.   Складывающаяся ситуация характеризуется ростом террористических угроз для стран Центральной Азии и России, политической и экономической нестабильностью, новыми вызовами и угрозами, которые мы сегодня наблюдаем. Стремление продолжать двигаться вперед, развивать интеграционные процессы, выстраивать цивилизованные формы бизнес отношений, требует от государств ЕАЭС принятия адекватных мер по противодействию терроризму и экстремизму и при этом наблюдается недостаток рычагов сопротивления этому злу. Одним из возможных направлений по гармонизации законодательства является принятие модельного закона об установлении правовых основ охранной деятельности на транспорте  - частных охранных предприятий  (ЧОП) на рынке транспортных услуг на пространстве ЕАЭС, который позволит установить правовые основы деятельности ЧОП, единые для всего ЕАЭС, станет не только гарантом честной конкуренции на общем рынке охранных услуг, определит единый правовой статус и полномочия его субъектов, закрепит принципы партнерства государства и частного бизнеса в вопросах обеспечения безопасности в государствах членах союза, но и поможет эффективно противостоять террористическим угрозам.

Понимая, что в странах ЕАЭС уровень безопасности транспортных артерий является одним из основных индикаторов, характеризующих состояние социально-политической и экономической ситуации в странах-участниках, в настоящее время назрела острая необходимость создания нового договора между странами ЕАЭС по борьбе с терроризмом, что позволит более эффективно вести борьбу против преступлений террористической направленности, в том числе и на транспорте, что, несомненно, повысит внешнюю привлекательность для инвестиционных проектов, и, прежде всего, в сфере транспортных коммуникаций. В связи с этим следует провести поэтапную взаимоувязку правовых норм различных законодательных актов стран ЕАЭС, в том числе в сфере антитеррористической деятельности, с целью гармонизации норм законодательства в вопросах борьбы с терроризмом и регулирования совместной деятельности правоохранительных органов стран-участников на пространстве ЕАЭС. Именно выработка согласованных действий в данной области послужит дальнейшему эффективному партнерству в сфере обеспечения безопасности на транспорте.

 



Список литературы:

  1. «Договор о Евразийском экономическом союзе». Подписан в городе Астане 29.05.2014 г. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.eurasiancommission.org/, (дата обращения 30.03.2018).
  2. Транспортный потенциал Евразийского экономического союза 2015 год [Электронный ресурс] Режим доступа - www.eurasiancommission.org (дата обращения 02.04.2018).
  3. Терроризм в сфере транспортных технологий [Электронный ресурс] Режим доступа - https://studwood.ru/658691/pravo/terrorizm_sfere_transportnyh_tehnologiy (дата обращения 30.03.2018).
  4. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2006 г. №19 «Основные направления и этапы реализации скоординированной транспортной политики государств-членов ЕАЭС» [Электронный ресурс] Режим доступа - https://www.alta.ru/tamdoc/16vr0019/ (дата обращения 24.03.2018).
  5. Конвенция о международной гражданской авиации. Чикаго 07.12.1944 г. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://base.garant.ru/2540490/#friends (дата обращения 30.03.2018).
  6. Елисеев Б.П., Свиркин В.А. Воздушное право. Учебник /Б.П.Елисеев, В.А. Свиркин [Электронный ресурс] Режим доступа - https://studfiles.net/preview/3315799/page:31/ (дата обращения 24.03.2018).
  7. В Бишкеке прошел антитеррористический форум стран-участниц ЕАЭС [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.kabar.kg/news/v-bishkeke-proshel-antiterroristicheskii-forum-stran-uchastnitc-eaes/ (дата обращения 30.03.2018).
  8. Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом. Подписан в г. Минске 04.06.1999 г. // Собр. зак. РФ. 2006. №22. Ст.2291.
  9. Распоряжением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 29 марта 2016 года №37 «О проекте Соглашения об обмене информацией в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс] Режим доступа - https://www.alta.ru/tamdoc/16r00037/ (дата обращения 25.03.2018).
  10. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. Подписан в г. Москве 19.12.2011 г. // Собр. зак. РФ. 2013. №21. Ст. 2561.
  11. Евстафьев Д. Евразийская антитеррористическая инициатива [Электронный ресурс] Режим доступа - http://eurasia.expert/evraziyskaya-antiterroristicheskaya-initsiativa/ (дата обращения 24.03.2018).
  12. Решения Евразийского межправительственного совета от 25.10.2017 г. №3»Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2018 - 2020 годы» [Электронный ресурс] Режим доступа - http://legalacts.ru/doc/reshenie-evraziiskogo-mezhpravitelstvennogo-soveta-ot-25102017-n-3-ob/ (дата обращения 24.03.2018).
  13. Проекты ЕАЭС и угрозы террористической корректуры [Электронный ресурс] Режим доступа - https://www.ritmeurasia.org/news--2017-06-23--proekty-eaes-i-ugrozy-terroristicheskoj-korrektury-30907 (дата обращения 24.03.2018).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: