» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
 » Все публикации автора

Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»

Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018

Автор: Крыжановская Алена Арсентьевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности инклюзивного образования в России

Статья просмотрена: 938 раз
Дата публикации: 11.10.2018

УДК 373.31

ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Крыжановская Алена Арсентьевна

студентка 5 курс, факультет дошкольной педагогики и психологии

Научный руководитель: Ефимова Анастасия Александровна

старший преподаватель

МПГУ, г.Москва

 

Аннотация. В педагогике актуальным становится инклюзивное образование, реализующие требования гуманистического подхода. Инклюзивное образование в России является приоритетным направлением организации воспитания и обучения их детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми.

Ключевые слова: Инклюзивное образование, ограниченные возможности, дети – инвалиды.

 

Современный гуманистический подход в обучении определяет новую траекторию обучения и предполагает возможным внедрение инклюзивного образования, которое расширяет возможности развития для всех обучающихся, учитывая их особенности и индивидуальные возможности. Однако дети с особенностями развития имеют ряд ограничений: социальные, психологические, интеллектуальные, физические. Вследствие чего у них возникают определенные потребности [6].

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» говорится, что за последние годы увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования; увеличился охват детей с ограниченными возможностями здоровья программами инклюзивного образования. В рамках данной программы планируется предоставить всем детям-инвалидам возможности освоения образовательных программ среднего профессионального образования [7].

Инклюзия в России представляет собой обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по выбору родителей или рекомендации ПМПК в обычных классах общеобразовательной школы. Дети-инвалиды и их родители имеют право выбирать форму обучения, то есть: общее образование детей-инвалидов осуществляется в организациях, проводящих образовательные мероприятия по специально отобранным базовым общеобразовательным программам [4].

Получение образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах (группах) или в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи [3].

В российских школах учится много детей с нарушением в здоровье. Статус «обучающегося с ограниченными возможностями здоровья» дается только тем детям, которые не имеют возможности обучаться без создания необходимых образовательных условий, удовлетворяющих его особые потребности [5].

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации закреплена за центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи [3].

Создание в школах условий для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей становится основой построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают особыми чертами [1].

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.

На сегодняшний день в Российской Федерации применяются 3 подхода в образовании детей с ОВЗ:

  • Инклюзивное образование, в котором дети с ОВЗ обучаются совместно с обычными детьми.
  • Интегрированное образование детей в специальных группах (классах) в школах.
  • Дифференциальное образование детей с ОВЗ в коррекционных (специальных) учреждениях I-VIII видов.

Система образования для детей с особыми образовательными потребностями находится на пороге перемен. В действительности, в Российской Федерации интеграция образования реализуется методом экстраполяции, то есть опытной адаптацией и переносом на отечественные условия, модификацией образовательных интеграционных форм, которые положительно зарекомендовали себя за рубежом [1].

Наряду с этим сегодня приоритетным направлением развития образования для детей-инвалидов является организация их воспитания и обучения совместно со здоровыми детьми. Внедрение инклюзивного образования в Российской Федерации ставит вопрос о необходимости изменения методов внедрения интеграционных инноваций [2].

Системная реализация инклюзивного образования в Российской Федерации происходит неравномерно и медленно. В более развитых регионах таких как: Архангельск, Санкт-Петербург, Москва, (развитие инклюзивного обучения происходит более активно, по сравнению с более отдаленными регионами России).

Процесс развития инклюзивного образования в РФ осуществляется в партнерстве с неправительственными организациями и государственными структурами. Сообщества родителей детей-инвалидов являются основными инициаторами инклюзивного обучения. Этой проблемой также занимаются организации, которые отстаивают интересы и права людей, в особенности инвалидов. Кроме этого становится все больше образовательных учреждений, профессиональных сообществ готовых работать в программном и экспериментальном режиме [4]

С каждым днем отношение к детям с инвалидностью меняются к лучшему: все больше людей поддерживают политику, согласно которой образование должно быть доступно для всех детей, но главный вопрос заключается в том, как обеспечить, чтобы ребенок-инвалид получал богатый социальный опыт и полноценный образование. Следовательно, вопросы из идеологического плана перешли в исследовательский, методологический и организационный план.

Важнейшей задачей инклюзивного образования является организация в общеобразовательных учреждениях условий для свободного доступа детей-инвалидов. Для решения этих задач Министерством здравоохранения социального развития Российской Федерации разработан проект концепции федеральной целевой программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы [2].

В настоящее время сложными проблемами по развитию инклюзии остаются:

  • различные уровни нужд и потребностей детей-инвалидов, в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности, для формирования поддерживающих услуг и доступной среды при организации полноценного финансирования;
  • неориентированность стандартов образования при обучении детей-инвалидов [3].

Реализация инклюзивного обучения напрямую связана с наличием в стране системы ранней комплексной помощи. Модель инклюзии на уровне дошкольников наиболее перспективна и не противоречива, т.к. ориентирована на цели развития детей.

Начальному образованию сложно не ориентироваться на цензовое обучение, что усложняет работу по обучению и развитию детей с ограниченными возможностями [4].

Изучение состояния высшего образования для инвалидов в Российской Федерации ясно показывает, что необходимо внести изменения в его содержание и организацию учебного процесса, что обусловлено формированием современной целостной семантической характеристики профессионального образования образование и ряд устойчивых направлений в социальной политике. В Российской Федерации лишь небольшое число университетов нацелено на обучение инвалидов [2].

Одним из условий успешного продвижения инклюзивного образования является подготовка кадров к соответствующему обучению. Сегодня урегулирование этой проблемы менее обеспечено как организационно, так и практически [1].

Непосредственно процесс, включения детей с ограниченными возможностями, является очень сложным, как в содержательном, так и в организационном компоненте. Исходя из этого, важно разработать адаптивные и адекватные модели психологической и педагогической поддержки включения. Эти модели и технологии позволяют организовать процесс как можно более гибкий и пластичный.

Одна из трудностей внедрения инклюзивного обучения в общеобразовательной школе напрямую связана с тем, что школа ориентирована на здоровых детей, для которых стандартные методы педагогической работы считаются достаточными. Важными моментами для развития инклюзивного образования являются:

  • Привлечение в процесс развития инклюзивного обучения общественных организаций, профессионалов из системы специального обучения, родительских групп и иных заинтересованных участников.
  • Разработка и совершенствование существующих психолого-педагогических технологий сопровождения.
  • Формирование позитивного мнения и толерантного отношения общества – надлежащая подготовка всех участников школьного сообщества.
  • Формирование ресурсных центров поддержки инклюзивного обучения с привлечением опыта специального образования, специализированная переподготовка педагогов.
  • Создание нормативно-правовой базы развития инклюзивного обучения и выработка государственной политики [4].

Дети с особыми образовательными потребностями являются гетерогенной группой, поскольку в нее входят дети с различными (психическими или физическими) расстройствами. Это дети с нарушенными зрительными, слуховыми функциями, расстройствами костно-мышечной системы, речью, умственной неполноценностью, тяжелыми эмоционально-волевыми нарушениями, умственной отсталостью, сложными расстройствами развития, а также дети с расстройствами аутистического спектра. Для вышеупомянутых детей был создан специальный федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС для учащихся с ограниченными возможностями), в котором представлены требования к ассимиляции адаптированных образовательных программ в рамках общего образования. Этот стандарт описывает каждую адаптированную программу, то есть, какие знания и навыки они должны получать во время учебы в той или иной программе, какие предметы должны быть у каждой категории детей [2].

Основной целью инклюзивного пространства является включение учащихся, родителей, воспитателей, педагогов и других специалистов в различные процессы, направленные на воспитательную, учебную, адаптационную, социальную, коррекционноразвивающую, здоровье сберегающую и другие виды деятельности. Можно выделить две модели инклюзивного пространства, охватывающие вероятностные сферы воздействия:

1)                 внутри одного образовательного учреждения;

Ко второй модели можно отнести взаимодействие специальных коррекционных школ – интернатов с учреждениями дополнительного образования. Это различные мероприятия, выставки, выступления с участием детей с особыми образовательными потребностями [5].  

Рассмотрение и анализ отечественной и зарубежной практики показывает, что дети с особыми потребностями в образовании требуют повышенного внимания со стороны взрослых, и, к сожалению, преподаватель не может уделять достаточное внимание каждому учащемуся во время урока и внеурочной деятельности. Образовательный процесс можно улучшить при  участии в нем ассистента. Ассистент или тьютор – это специалист, который непосредственно сопровождает ребенка с ООП в течение школьного дня – на занятиях, а также во время перерыва и при выполнении определенных режимов.

Главными задачами ассистента становится:

  • помощь непосредственно ребенку, учителю и другим специалистам образовательного процесса, постоянный контакт с ними;
  • создание условий для психолого-педагогической адаптации и социализации детей с ООП среди сверстников;
  • разработка индивидуальной образовательной траектории;
  • формирование учебных навыков и навыков адекватного поведения.

Ассистентское сопровождение особенно необходимо родителям – в целях лучшего понимания своего ребенка и принятии его со всеми недостатками, а так же учителю – в целях понимания изложения учебного материала, построения отношений с данными детьми [6].

Согласование учителя и ассистента происходит в трех направлениях:

  • Первое, взаимодействие в процессе обучения детей. Ассистент помогает детям освоить понятия «урок», «перемена», подготовить рабочее место, полноценно понять цель урока и его задачи, детям с особыми образовательными потребностями регулировать свою деятельность и оценивать ее.
  • Второе, взаимодействие в процессе социализации детей. Основная задача – построение контактов с другими учениками, педагогами и другими специалистами образовательного процесса; развитие коммуникативных навыков и способностей.
  • Третье, взаимодействие в процессе работы с родителями «особых детей».

Направления:

  • координация действий педагогов и родителей, во время помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации;
  • разъяснение способов подачи учебного материала и дальнейшее закрепление дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей [5].

Можно сделать вывод, что безопасность инклюзивного пространства в российских школах основана на наличии в общеобразовательной школе необходимых нормативно-правовых документов, методической базы, соответствующих специалистов.  В результате дети с особыми образовательными потребностями чувствуют себя более комфортно и их социализация осуществляется более успешно, чем в коррекционных учебных заведениях.

 



Список литературы:

  1. Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302
  2. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Малофеев Н. Н. и др. // Дефектология. – 2009. – № 1.- С. 5-19.
  3. Михальченко К.А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире: - СПб.: Реноме, 2012. - С. 20
  4. Назарова Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски развития: сб. научных статей IV международного теоретико-методолoгического семинара. М. : Логомаг, 2012.
  5. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009 г. -№1. - 54 с.
  6. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200.
  7. Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 12.09.2015).


Комментарии:

Фамилия Имя Отчество:
Комментарий: