» ГЛАВНАЯ > К содержанию номера
» Все публикации автора
Журнал научных публикаций
«Наука через призму времени»
Ноябрь, 2018 / Международный научный журнал
«Наука через призму времени» №11 (20) 2018
Автор: Крыжановская Алена Арсентьевна, Студент
Рубрика: Педагогические науки
Название статьи: Особенности инклюзивного образования в России
Дата публикации: 11.10.2018
УДК 373.31
ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В
РОССИИ
Крыжановская Алена Арсентьевна
студентка 5 курс, факультет дошкольной педагогики и психологии
Научный руководитель: Ефимова Анастасия Александровна
старший преподаватель
МПГУ, г.Москва
Аннотация. В педагогике актуальным становится
инклюзивное образование, реализующие требования гуманистического подхода.
Инклюзивное образование в России является приоритетным направлением организации
воспитания и обучения их детей-инвалидов совместно со здоровыми детьми.
Ключевые слова: Инклюзивное образование, ограниченные
возможности, дети – инвалиды.
Современный гуманистический
подход в обучении определяет новую траекторию обучения и предполагает возможным
внедрение инклюзивного образования, которое расширяет возможности развития для всех обучающихся, учитывая их особенности и
индивидуальные возможности. Однако дети с особенностями развития имеют ряд
ограничений: социальные, психологические, интеллектуальные, физические.
Вследствие чего у них возникают определенные потребности [6].
В Государственной программе
Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» говорится, что за
последние годы увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих
программы инклюзивного образования; увеличился охват детей с ограниченными
возможностями здоровья программами инклюзивного образования. В рамках данной
программы планируется предоставить всем детям-инвалидам возможности освоения
образовательных программ среднего профессионального образования [7].
Инклюзия в России
представляет собой обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
по выбору родителей или рекомендации ПМПК в обычных классах общеобразовательной
школы. Дети-инвалиды и их родители имеют право выбирать форму обучения, то есть:
общее образование детей-инвалидов осуществляется в организациях, проводящих
образовательные мероприятия по специально отобранным базовым
общеобразовательным программам [4].
Получение образования,
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, может быть организовано как
совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах (группах) или в
центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи [3].
В российских школах учится
много детей с нарушением в здоровье. Статус «обучающегося с ограниченными
возможностями здоровья» дается только тем детям, которые не имеют возможности
обучаться без создания необходимых образовательных условий, удовлетворяющих его
особые потребности [5].
Психолого-педагогическая,
медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
закреплена за центрами психолого-педагогической, медицинской и социальной
помощи [3].
Создание в школах условий для
удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей становится основой
построения многих систем обучения во всем мире. Вместе с тем существуют группы
детей, чьи образовательные потребности не только индивидуальны, но и обладают
особыми чертами [1].
Особые образовательные
потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают
трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям,
школьно-образовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам
поведения и общения. Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от
школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг.
На сегодняшний день в
Российской Федерации применяются 3 подхода в образовании детей с ОВЗ:
- Инклюзивное образование, в котором дети с ОВЗ обучаются совместно с обычными детьми.
- Интегрированное образование детей в специальных группах (классах) в школах.
- Дифференциальное образование детей с ОВЗ в коррекционных (специальных) учреждениях I-VIII видов.
Система образования для детей
с особыми образовательными потребностями находится на пороге перемен. В
действительности, в Российской Федерации интеграция образования реализуется
методом экстраполяции, то есть опытной адаптацией и переносом на отечественные
условия, модификацией образовательных интеграционных форм, которые положительно
зарекомендовали себя за рубежом [1].
Наряду с этим сегодня
приоритетным направлением развития образования для детей-инвалидов является
организация их воспитания и обучения совместно со здоровыми детьми. Внедрение
инклюзивного образования в Российской Федерации ставит вопрос о необходимости
изменения методов внедрения интеграционных инноваций [2].
Системная реализация
инклюзивного образования в Российской Федерации происходит неравномерно и
медленно. В более развитых регионах таких как: Архангельск, Санкт-Петербург,
Москва, (развитие инклюзивного обучения происходит более активно, по сравнению
с более отдаленными регионами России).
Процесс развития инклюзивного
образования в РФ осуществляется в партнерстве с неправительственными
организациями и государственными структурами. Сообщества родителей
детей-инвалидов являются основными инициаторами инклюзивного обучения. Этой
проблемой также занимаются организации, которые отстаивают интересы и права
людей, в особенности инвалидов. Кроме этого становится все больше
образовательных учреждений, профессиональных сообществ готовых работать в
программном и экспериментальном режиме [4]
С каждым днем отношение к
детям с инвалидностью меняются к лучшему: все больше людей поддерживают
политику, согласно которой образование должно быть доступно для всех детей, но
главный вопрос заключается в том, как обеспечить, чтобы ребенок-инвалид получал
богатый социальный опыт и полноценный образование. Следовательно, вопросы из идеологического
плана перешли в исследовательский, методологический и организационный план.
Важнейшей задачей
инклюзивного образования является организация в общеобразовательных учреждениях
условий для свободного доступа детей-инвалидов. Для решения этих задач
Министерством здравоохранения социального развития Российской Федерации
разработан проект концепции федеральной целевой программы «Доступная среда» на
2011-2015 годы [2].
В настоящее время сложными
проблемами по развитию инклюзии остаются:
- различные уровни нужд и потребностей детей-инвалидов, в зависимости от степени ограничений жизнедеятельности, для формирования поддерживающих услуг и доступной среды при организации полноценного финансирования;
- неориентированность стандартов образования при обучении детей-инвалидов [3].
Реализация инклюзивного
обучения напрямую связана с наличием в стране системы ранней комплексной
помощи. Модель инклюзии на уровне дошкольников наиболее перспективна и не
противоречива, т.к. ориентирована на цели развития детей.
Начальному образованию сложно
не ориентироваться на цензовое обучение, что
усложняет работу по обучению и развитию детей с ограниченными возможностями
[4].
Изучение состояния высшего
образования для инвалидов в Российской Федерации ясно показывает, что
необходимо внести изменения в его содержание и организацию учебного процесса,
что обусловлено формированием современной целостной семантической
характеристики профессионального образования образование и ряд устойчивых
направлений в социальной политике. В Российской Федерации лишь небольшое число
университетов нацелено на обучение инвалидов [2].
Одним из условий успешного продвижения
инклюзивного образования является подготовка кадров к соответствующему
обучению. Сегодня урегулирование этой проблемы менее обеспечено как организационно,
так и практически [1].
Непосредственно процесс,
включения детей с ограниченными возможностями, является очень сложным, как в
содержательном, так и в организационном компоненте. Исходя из этого, важно
разработать адаптивные и адекватные модели психологической и педагогической
поддержки включения. Эти модели и технологии позволяют организовать процесс как
можно более гибкий и пластичный.
Одна из трудностей внедрения
инклюзивного обучения в общеобразовательной школе напрямую связана с тем, что
школа ориентирована на здоровых детей, для которых стандартные методы
педагогической работы считаются достаточными. Важными моментами для развития инклюзивного
образования являются:
- Привлечение в процесс развития инклюзивного обучения общественных организаций, профессионалов из системы специального обучения, родительских групп и иных заинтересованных участников.
- Разработка и совершенствование существующих психолого-педагогических технологий сопровождения.
- Формирование позитивного мнения и толерантного отношения общества – надлежащая подготовка всех участников школьного сообщества.
- Формирование ресурсных центров поддержки инклюзивного обучения с привлечением опыта специального образования, специализированная переподготовка педагогов.
- Создание нормативно-правовой базы развития инклюзивного обучения и выработка государственной политики [4].
Дети с особыми
образовательными потребностями являются гетерогенной группой, поскольку в нее
входят дети с различными (психическими или физическими) расстройствами. Это
дети с нарушенными зрительными, слуховыми функциями, расстройствами
костно-мышечной системы, речью, умственной неполноценностью, тяжелыми
эмоционально-волевыми нарушениями, умственной отсталостью, сложными
расстройствами развития, а также дети с расстройствами аутистического
спектра. Для вышеупомянутых детей был создан специальный федеральный
государственный образовательный стандарт (ФГОС для учащихся с ограниченными
возможностями), в котором представлены требования к ассимиляции адаптированных
образовательных программ в рамках общего образования. Этот стандарт описывает
каждую адаптированную программу, то есть, какие знания и навыки они должны
получать во время учебы в той или иной программе, какие предметы должны быть у
каждой категории детей [2].
Основной целью
инклюзивного пространства является включение учащихся, родителей, воспитателей,
педагогов и других специалистов в различные процессы, направленные на
воспитательную, учебную, адаптационную, социальную, коррекционно–
развивающую, здоровье сберегающую и другие виды деятельности. Можно выделить две модели
инклюзивного пространства, охватывающие вероятностные сферы воздействия:
1)
внутри
одного образовательного учреждения;
Ко второй модели
можно отнести взаимодействие специальных коррекционных школ – интернатов с
учреждениями дополнительного образования. Это различные мероприятия, выставки,
выступления с участием детей с особыми образовательными потребностями [5].
Рассмотрение и
анализ отечественной и зарубежной практики показывает, что дети с особыми
потребностями в образовании требуют повышенного внимания со стороны взрослых,
и, к сожалению, преподаватель не может уделять достаточное внимание каждому
учащемуся во время урока и внеурочной деятельности. Образовательный процесс
можно улучшить при участии в нем
ассистента. Ассистент или тьютор – это специалист,
который непосредственно сопровождает ребенка с ООП в течение школьного дня – на
занятиях, а также во время перерыва и при выполнении определенных режимов.
Главными
задачами ассистента становится:
- помощь непосредственно ребенку, учителю и другим специалистам образовательного процесса, постоянный контакт с ними;
- создание условий для психолого-педагогической адаптации и социализации детей с ООП среди сверстников;
- разработка индивидуальной образовательной траектории;
- формирование учебных навыков и навыков адекватного поведения.
Ассистентское
сопровождение особенно необходимо родителям – в целях лучшего понимания своего
ребенка и принятии его со всеми недостатками, а так же учителю – в целях
понимания изложения учебного материала, построения отношений с данными детьми
[6].
Согласование
учителя и ассистента происходит в трех направлениях:
- Первое, взаимодействие в процессе обучения детей. Ассистент помогает детям освоить понятия «урок», «перемена», подготовить рабочее место, полноценно понять цель урока и его задачи, детям с особыми образовательными потребностями регулировать свою деятельность и оценивать ее.
- Второе, взаимодействие в процессе социализации детей. Основная задача – построение контактов с другими учениками, педагогами и другими специалистами образовательного процесса; развитие коммуникативных навыков и способностей.
- Третье, взаимодействие в процессе работы с родителями «особых детей».
Направления:
- координация действий педагогов и родителей, во время помощи ребенку в освоении образовательной программы и социализации;
- разъяснение способов подачи учебного материала и дальнейшее закрепление дома, разработка памяток для совместной работы родителей и детей [5].
Можно сделать
вывод, что безопасность инклюзивного пространства в российских школах основана
на наличии в общеобразовательной школе необходимых нормативно-правовых
документов, методической базы, соответствующих специалистов. В результате дети
с особыми образовательными потребностями чувствуют себя более комфортно и их социализация осуществляется более успешно,
чем в коррекционных учебных заведениях.
Список литературы:
- Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302
- Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции / Малофеев Н. Н. и др. // Дефектология. – 2009. – № 1.- С. 5-19.
- Михальченко К.А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире: - СПб.: Реноме, 2012. - С. 20
- Назарова Н. М. Инклюзивное и специальное образование: препятствия и риски развития: сб. научных статей IV международного теоретико-методолoгического семинара. М. : Логомаг, 2012.
- Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования. Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009 г. -№1. - 54 с.
- Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010. - С. 200.
- Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 12.09.2015).
Комментарии: